ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-11626/2016 от 24.11.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-11830/2016

29 ноября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дергачевское автотранспортное предприятие»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 сентября 2016 года по делу № А57-11830/2016 (судья Калинина А.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дергачевское автотранспортное предприятие» (ИНН 6410003503, ОГРН 1136413000294, адрес местонахождения: 413440, Саратовская область, Дергачевский район,                               раб. пос. Дергачи, ул. пер. Гоголя, д. 7 «А»)

к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области                                  (ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910, адрес местонахождения: 410012,                         г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 116)

о признании незаконными действий (бездействия),

заинтересованное лицо: Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (ИНН 6452118182,                                ОГРН 1156451022881, адрес местонахождения: 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 104),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ИНН 6452111028, ОГРН 1146450005602, адрес местонахождения: 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 104),

при участии в судебном заседании:

представителя Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - Бирюковой О.В., действующей по доверенности от 24.08.2016 № 04-04-1225/КГРТ,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Дергачевское автотранспортное предприятие» - Наумова А.В., действующего по доверенности от 07.07.2016,

другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Дергачевское автотранспортное предприятие» (далее – заявитель, ООО «Дергачевское АТП») с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (перенос срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года); обязании Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области рассчитать экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородных сообщениях на 2016 год на основании базовых, отчетных и текущих показателей согласно положению, без обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

Решением от 28 сентября 2016 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных ООО «Дергачевское АТП» требований отказал.

ООО «Дергачевское АТП» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе; перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции с учетом заявленных уточненных требований.

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в порядке статьи 262 АПК РФ письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 25.10.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей Общества и Комитета, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Дергачевское АТП» является коммерческой организацией.

Основной деятельностью ООО «Дергачевское АТП» является перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Саратовской области по утвержденным маршрутам, расписаниям движения и по тарифам, установленным Правительством Саратовской области.

08 июля 2015 года (исх. № 54) ООО «Дергачевское АТП» направило в адрес Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области материалы для расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год.

29 декабря 2015 года (вх. № 03-07-2582) было получено письмо о переносе сроков по рассмотрению экономически обоснованных тарифов на 2016 год на январь 2016 года.

03 февраля 2016 года (вх. № 03-07-141) было получено предварительное экспертное заключение по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и расчетного тарифа на 2016 год.

12 февраля 2016 года (исх. № 16) Обществом в адрес Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области направлен ответ о несогласии с предварительным экспертным заключении по расчету экономически обоснованных затрат учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и расчетного тарифа на 2016 год по следующим основаниям:

-объем перевозок пассажиров в городском сообщении увеличен в 1,91 раза, в пригородном сообщении пассажирооборот увеличен в 3,57 раза;

-с учетом разницы между плановыми показателями, утвержденными экспертными заключениями в 2013 - 2014 годах, и фактически сложившейся себестоимостью перевозок за соответствующие годы образовавшейся в связи с задолженностью бюджета по выпадающим доходам в 2013 - 2014 годах, как «излишне начисленные доходы» и учитываемых Комитетом при формировании затрат и тарифов на городском и пригородном сообщениях в 2016 году, без учета расходов и отсутствия возмещения на 2015 год.

22 марта 2016 года в Комитете по государственному регулированию тарифов Саратовской области состоялось заседание Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области (выписка из протокола № 10 от 22 марта 2016 года), на котором было принято решение правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год; вернуться к рассмотрению экономически обоснованных   тарифов    предприятия   при   поступлении   соответствующего   обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года, при наличии подтвержденных данных об объемах перевозок, без пересмотра расходов определенных экспертной группой на 2016 год.

ООО «Дергачевское АТП» не согласившись с действиями Комитета, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не отразил обстоятельства того, что заявителем требования были уточнены, однако измененные требования судом не рассматривались, что является основанием для отмены решения суда.

Так, как следует из материалов дела, первоначально заявителем заявлены следующие требования:

- о признании незаконными действий (бездействия) Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (перенос срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года);

- об обязании Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области рассчитать экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородных сообщениях на 2016 год на основании базовых, отчетных и текущих показателей) согласно положения, без обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

09 августа 2016 года заявитель в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении ранее заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, и просил суд:

1. Признать недействительным Протокол заседания Правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 22.03.2016 г. № 10 в части:

1. Принять решение об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год в отношении предприятия ООО «Дергачевское АТП».

2. Вернуться к рассмотрению данного вопроса при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте без пересмотра расходов, определенных экспертной организацией на 2016 год.

2. Признать незаконным решение Правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области отраженное в протоколе от 22.03.2016 г. № 10 в части:

1. Принять решение об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год в отношении предприятия ООО «Дергачевское АТП».

2. Вернуться к рассмотрению данного вопроса при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года и наличии объективных и докуЗментально подтвержденных данных о пассажирообороте без пересмотра расходов, определенных экспертной организацией на 2016 год.

3. Установить для ООО «Дергачевское АТП» необходимую валовую выручку перевозчика в городском сообщении в размер 10478, 52 тыс. руб., необходимую валовую выручку перевозчика в пригородном и междугородном сообщении в размер 7791,11 тыс. руб., экономически обоснованный тариф (расчетный) на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении в размере 35,72 руб., экономически обоснованный тариф (расчетный) на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении в размере 4,63 руб. пасс/км.

Определением от 09.08.2016 суд первой инстанции отказал заявителю в принятии вышеуказанных уточнений.

21 сентября 2016 года заявитель в судебном заседании вновь заявил ходатайство об уточнении ранее заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, и просил суд:

1. Признать недействительным Протокол заседания Правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 22.03.2016 г. № 10 в части:

1. Принять решение об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год в отношении предприятия ООО «Дергачевское АТП».

2. Вернуться к рассмотрению данного вопроса при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте без пересмотра расходов, определенных экспертной организацией на 2016 год.

2. Признать незаконным решение Правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области отраженное в протоколе от 22.03.2016 г. № 10 в части:

1. Принять решение об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год в отношении предприятия ООО «Дергачевское АТП».

2. Вернуться к рассмотрению данного вопроса при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте без пересмотра расходов, определенных экспертной организацией на 2016 год.

Суд протокольным определением отказал в удовлетворении указанного ходатайства, что отражено в протоколе судебного заседания от 21.09.2016.

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» одновременное изменение предмета и основания иска АПК не допускает.

Под изменением основания иска понимается замена фактов, указанных истцом первоначально в обоснование своего требования, новыми фактами либо приведение дополнительных фактов; возможно также исключение некоторых фактов из числа ранее указанных. Под изменением предмета иска подразумевается замена одного требования, указанного истцом, на другое, основанием которого являются первоначально указанные факты.

При изменении предмета или основания иска иск не должен меняться, он должен преследовать один и тот же интерес, тождество иска должно сохраниться, поэтому закон не допускает одновременного изменения истцом и предмета, и основания иска, так как в этом случае был бы предъявлен новый иск.

Первоначально заявителем заявлены требования о признании незаконными действий (бездействия) Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по переносу срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года. Заявитель ссылался на неправомерное не рассмотрение Комитетом расчета экономически обоснованных затрат и перенос срока рассмотрения до обращения в Комитет Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

В последующем заявитель заявил требования о признании недействительным  протокола заседания Правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 22.03.2016 г. № 10 и незаконным решения Правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, отраженное в протоколе от 22.03.2016 г. № 10, в отношении предприятия ООО «Дергачевское АТП». При этом заявитель указал, что решением Правления Комитета ему фактически отказали в праве на получение субсидий.

Следовательно, суд правильно применил нормы процессуального права, отклонив ходатайство заявителя, поскольку Общество просило изменить одновременно предмет и основание иска, и рассмотрел первоначальный иск.

По существу спора судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 АПК РФ и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлено указанной совокупности условий для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлению Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Согласно абзацу пятому Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239, право вводить государственное регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) предоставлено субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 № 169-П (далее – Положение о Комитете), Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Саратовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта и обращении лекарственных препаратов.

Согласно пункту 9 Положения о Комитете, Комитет устанавливает регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах области и производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, в том числе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием таких услуг.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от09 июня 2012 года №22/7 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области» были утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в транспорте общего пользования.

В развитие указанных выше нормативных правовых актов постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2013 г. №42-П «О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса» было утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса (далее по тексту - Положение).

Указанное Положение определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, а также положение об обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с пунктом 4 Положения предоставление субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществляется перевозчикам, для которых комитетом государственного регулирования тарифов области установлены экономически обоснованные (расчетные) тарифы, связанные с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, на основании заявок-расчетов по формам согласно приложениям № 1, 2, 3 к настоящему Положению соответственно, договоров, заключенных между министерством, перевозчиками и государственным бюджетным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» (по согласованию).

Расчет выпадающих доходов перевозчиков, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, и распределение субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые речным транспортом пригородного сообщения, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом пригородного сообщения, осуществляются в соответствии с методикой согласно приложениям № 4, 5, 6 к настоящему Положению соответственно с учетом:

утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа;

утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров;

фактического количества перевезенных пассажиров и (или) фактического пассажирооборота, но не выше уровня показателей, учтенных комитетом государственного регулирования тарифов области для расчета экономически обоснованного (расчетного) тарифа, связанного с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, на текущий финансовый год

Как указано выше, основной деятельностью ООО «Дергачевское АТП» является перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Саратовской области по утвержденным маршрутам, расписаниям движения и по тарифам, установленным Правительством Саратовской области.

08 июля 2015 года ООО «Дергачевское АТП» в целях получения субсидии на возмещение выпадающих доходов направило в адрес Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области материалы для расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год.

Данные материалы были рассмотрены экспертной группой Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, которая дала экспертное заключение, согласно которому для  ООО «Дергачевское АТП» определен экономически обоснованный уровень тарифа на 2016 год в размере: городское сообщение за 1 пассажира – 8 руб., пригородное сообщение за 1 пассажирокилометр – 0,64 руб.; в том числе по текущей деятельности 2016 года: городское сообщение за 1 пассажира – 12 руб., пригородное сообщение за 1 пассажирокилометр – 1, 17 руб.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 9 июня 2012 г. № 22/7 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области» утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров общественным транспортом для всех юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров в городском сообщении на территории муниципальных районов и городских округов Саратовской области:

в транспортных средствах категории М3 - в размере 17 рублей за одну поездку;

в транспортных средствах категории М2 - в размере 18 рублей за одну поездку.

Названным постановлением так же утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров общественным транспортом для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Саратовской области: в транспортных средствах категорий М2, М3 пригородного сообщения - в размере 2,15 рублей за каждый километр пути, но не менее предельного тарифа в транспортных средствах категории М3, установленного пунктом 1 настоящего постановления.

Для определения основных направлений деятельности Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в области регулирования и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление государственного регулирования тарифов, персональный состав и порядок деятельности которого утверждается министром области - председателем Комитета в соответствии с законодательством (пункт 14 положения).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03 августа 2012 года № 27/5 утверждён регламент работы Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области, согласно которому Правление государственного регулирования тарифов является коллегиальным органом, образованным в целях определения основных направлений деятельности Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, принимающим решения по определению (установлению) тарифов (цен) на основе принципов открытости, публичности, достижения баланса интересов потребителей и регулируемых организаций (пункт 1.1).

Основной формой работы Правления являются его заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца (пункт 1.3).

Основанием для внесения вопросов на рассмотрение Правления могут быть заявления регулируемых организаций, а также обращения органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, общественных организаций, потребителей и граждан (пункт 1.4.).

Заседание правления считается правомочным, если в нём участвует не менее 4 членов правления (пункт 5.2). Решение принимается путем открытого голосования простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 5.5).

По результатам заседания правления секретарь оформляет протокол, содержащий информацию, предусмотренную действующим законодательством. Протокол заседания Правления оформляется в трехдневный срок со дня его проведения и является официальным документом (пункт 6.1).

Решение Правления может быть оформлено постановлением или распоряжением Комитета (пункт 6.4).

В случаях, если действующим законодательством не предусмотрена форма принятия решений по результатам заседания Правления, такое решение отражается в протоколе (пункт 6.5).

Заявление ООО «Дергачевское АТП» об утверждении экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, 22.03.2016 было рассмотрено на заседании Правления государственного регулирования тарифов, по итогам которого Правление  с учетом экспертного заключения  и утверждённых постановлением Комитета №22/7 предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области к выводу о том, что на данный момент у перевозчиков отсутствует право на получение субсидий из областного бюджета, следовательно, утверждение на текущий момент предложенного экспертной группой размера экономически обоснованных расходов не является необходимым, т.к. его отсутствие не нарушает права перевозчиков при выполнении ими задач, связанных с обеспечением транспортной доступности жителей Саратовской области. Правление приняло решение: об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год, в том числе в отношении  (расчетных) тарифов ООО «Дергачевское АТП»; вернуться к рассмотрению данного вопроса при поступлении соответствующего обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте без пересмотра расходов, определенных экспертной группой на 2016 год.

ООО «Дергачевское АТП» доводов относительно заключения экспертной группы и произведенного экспертами расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год не приводит; доказательств наличия права на получение субсидий не представляет.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 9 Положения о Комитете, Комитет устанавливает регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах области и производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, в том числе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием таких услуг.

Поскольку в данном случае Комитетом не установлено недополучения заявителем доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа, решение Правления об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год, как и указание на возможность вернуться к рассмотрению спорного вопроса при поступлении соответствующего обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 и наличии объективных и документально подтвержденных данных о пассажирообороте, не нарушает норм действующего законодательства и прав ООО «Дергачевское АТП» а сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции  законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Дергачевское автотранспортное предприятие» удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб.,  организациями - 3 000 руб.

В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.

При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО «Дергачевское АТП» подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.

Платежным поручением от 14.10.2016 № 185 ООО «Дергачевское АТП» за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.

Следовательно, ООО «Дергачевское АТП» следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 сентября 2016 года  по делу № А57-11830/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Дергачевское автотранспортное предприятие» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1500 рублей, излишне уплаченной платежным поручением от 14.10.2016 № 185.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий                                                                     Ю.А. Комнатная

Судьи                                                                                                      А.В. Смирников

М.Г. Цуцкова