ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А06-5808/2010
07 февраля 2011 года
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Акимовой М.А., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от 16 ноября 2010 года по делу №А06-5808/2010, судья Подосинников Ю.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СК «Строй-Стандарт»
к Министерству финансов Астраханской области,
Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
о признании незаконными действий государственных органов и обязании исполнить судебный акт,
при участии в заседании:
от ООО «СК «Строй-Стандарт» - не явился, извещен,
от Министерства финансов Астраханской области – ФИО1, по доверенности №01-02-ю/10-юр от 13.01.2011,
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области – ФИО1, по доверенности № 04-05/529 от 02.08.2010,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО «СК «Строй-Стандарт» (далее - ООО «СК «Строй-Стандарт», общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Астраханской области по возврату без исполнения исполнительного листа серии АС № 000791224 от 15.12.2009 в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и обязании Министерства финансов Астраханской области осуществить действия по исполнению Постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу в части перечисления ООО «Строительная компания «Строй-Стандарт» денежных средств в сумме 7 325 697, 52 руб.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2010 заявленные требования удовлетворены. Действия Министерства финансов Астраханской области по возврату без исполнения исполнительного листа серии АС № 000791224 от 15.12.2009 в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в части неперечисления ООО «Строительная Компания «Строй-Стандарт» денежных средств в размере 7 325 697 рублей 52 копеек признаны незаконными. Суд первой инстанции обязал Министерство финансов Астраханской области осуществить действия по исполнению выданного Двенадцатым арбитражным апелляционным судом исполнительного листа серии АС №000791224 от 15.12.2009 и перечислить ООО «Строительная компания «Строй-Стандарт» денежные средства в сумме 7 325 697 рублей 52 копеек. Кроме того, с Министерства финансов Астраханской области в пользу ООО «Строительная компания «Строй-Стандарт» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство ЖКХ АО) и Министерство финансов Астраханской области, обратились с апелляционными жалобами, в которых указывая, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, просят отменить решение суда первой инстанции, а в удовлетворении требований ООО «СК «Строй-Стандарт» отказать.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО «СК «Строй-Стандарт» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Астраханской области от 16.09.2009 по делу №А06-3538/2009 с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Строй-Стандарт» взыскана задолженность по основному долгу в размере 22 880 183 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по данному делу, вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено, с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в пользу ООО «СК «Строй-Стандарт» взыскана сумма основного долга 22 880 115 рублей, во взыскании 68 рублей отказано.
15 декабря 2009 года Двенадцатым арбитражным апелляционным судом выдан
исполнительный лист серии АС №000791224 (л.д.42-45).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2010 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по данному делу оставлено без изменения.
Задолженность министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области погашена частично в сумме 15 554 417 руб. 48 коп., что подтверждается платежным поручением № 614 от 14.10.2009.
31 марта 2010 года в Министерство финансов Астраханской области ООО «СК «Строй-Стандарт» в лице директора ФИО2 было подано заявление о принятии к исполнению исполнительного листа серии АС №000791224, выданного 15.12.2009 Двенадцатым арбитражным апелляционным судом с приложением заверенной копии постановления апелляционной инстанции от 15.12.2009.
Министерство финансов Астраханской области письмом №01-02-10/257юр от 09.04.2010 возвратило взыскателю указанный исполнительный лист с приложенными документами в связи с тем, что решением арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2010 по делу №А06-3337/2009 ООО «СК «Строй-Стандарт» признано несостоятельным (банкротом), утвержден конкурсный управляющий ФИО3, в связи с чем, заявление должно быть подписано конкурсным управляющим согласно требованиям пункта 2 статьи 242 Бюджетного Кодекса РФ.
16 июня 2010 года конкурсный управляющий ООО «СК «Строй-Стандарт» ФИО3 обратился в Министерство финансов Астраханской области с заявлением о принятии к исполнению исполнительною листа серии АС №000791224, выданного 15.12.2009 Двенадцатым арбитражным апелляционным судом по форме, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2008 №144-П «Об утверждении Административного регламента Министерства финансов Астраханской области по исполнению государственных функций исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства казны Астраханской области, а также по денежным обязательствам бюджетных учреждений, находящихся в ведении Астраханской области» (в ред. постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2008г. 361 1 -П).
В связи с частичным погашением указанное заявление содержало требование о перечислении на расчетный счет ООО «СК «Строй-Стандарт» денежных средств в сумме 7 325 697 руб. 52 коп., с приложением заверенных копий постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу №А06-3538/2009, решения арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2010 по делу №А06-3337/2009.
06 июля 2010 года Министерство финансов Астраханской области направило конкурсному управляющему письмо №01-02-10/452юр, которым сообщило, что после проведения зачета взаимных однородных требований по заявлению от 02.09.2009 №04- 05/745 задолженность перед взыскателем по государственному контракту ликвидирована, что указанные обстоятельства подтверждены определением арбитражного суда Астраханской области от 10.09.2009 по делу №А06-3337/2009. В реестр требований кредиторов задолженность ООО «СК «Строй-Стандарт» перед Министерством ЖКХ АО в сумме 7 325 697,52 руб. не была включена. Исполнительный лист серии АС №000791224 от 15.12.2009 возвращен в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с отметкой об исполнении в полном объеме.
Общество считая, что действия Министерства финансов Астраханской области по возврату указанного исполнительного листа являются незаконными, обжаловал данные действия в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы подателя апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального Кодекса РФ предусмотрено, что если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Согласно пункту 2 статьи 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ регулируется порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента Министерства финансов Астраханской области, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2008 №144-П исполнение государственных функций исполнения судебных актов осуществляется министерством финансов Астраханской области.
Пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ предусматривает направление исполнительного документа для исполнения, а пункт 5 указанной статьи - возможность обжалования действий (бездействие) органов, исполняющих судебные акты.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.
Согласно статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Астраханской области от 18 мая 2009 года по делу № А06-665/2009 с ООО «СК «Строй-Стандарт» в пользу казны Астраханской области в лице Министерства ЖКХ Астраханской области взыскана стоимость оплаченных, но невыполненных работ в размере 5 905 856,20 рублей и неустойка в размере 599 280, 32 рублей, всего 6 505 136, 52 рублей. Согласно акту сверки от 30.06.2009 по государственному контракту от 04.07.2009 № 18 задолженность составляет 820 561 рубль. Всего задолженность ООО «СК «Строй-Стандарт» составляет 7 325 697, 52 рублей.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 16 сентября 2009 года по делу №А06-3538/2009 с Министерства ЖКХ АО в пользу ООО «СК «Строй-Стандарт» была взыскана задолженность в сумме 22 880 183 рублей. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по данному делу, вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено, с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в пользу ООО «СК «Строй-Стандарт» взыскана сумма основного долга 22 880 115 рублей, во взыскании 68 рублей отказано.
02 сентября 2009 года в адрес ООО «СК «Строй-Стандарт» было направлено заявление о зачете взаимных требований на сумму 7 325 697, 52 рублей, которое было получено обществом в тот же день, что подтверждается материалами дела ( т.1 л.д.47).
Суд первой инстанции, ссылаясь на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А06-3538/2009, на основании которого заявителю был выдан исполнительный лист, посчитал, что зачет взаимных требований от 02.09.2009 недопустим, т.к. данный зачет сделан после предъявления иска и после возбуждения в отношении ООО «СК «Строй-Стандарт» дела о банкротстве. В связи с чем правовые основания для возврата исполнительного листа серии АС №000791224 от 15.12.2009 в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, предусмотренные пунктом 3.1. статьи 242.1 Бюджетного Кодекса РФ, отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов. При этом указанное ограничение вводится с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда Астраханской области от 01.07.2009 заявление о признании ООО «СК «Строй-Стандарт» несостоятельным (банкротом) принято к производству, возбуждено производство по делу.
Заявление о зачете было сделано 02.09.2009. Вместе с тем, процедура наблюдения в отношении общества была введена определением от 10.09.2009, резолютивная часть которого объявлена судом 03.09.2009 (т.1 л.д.14-18).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление о зачете было сделано и получено противоположной стороной до введения процедуры наблюдения и не противоречило действующему законодательству.
Кроме того, постановлением кассационной инстанции от 04 марта 2010 года по делу № А06-3538/2009 был признан неправомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций о недопустимости зачета после возбуждения в отношении должника - ООО «СК «Строй-Стандарт» дела о банкротстве, но до введения в отношении него процедуры банкротства, основанный на разъяснениях, данных в пункте 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с погашением обязательств зачетом встречных однородных требований» (далее – информационное письмо № 65), связанных с порядком погашения должником задолженности перед третьими лицами при возбуждении дела о банкротстве по правилам Федерального закона от 28.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в то время, как действующее на дату возбуждения дела о банкротстве в отношении ООО «СК «Строй-Стандарт» законодательство о банкротстве такого ограничения не содержит.
Также суд кассационной инстанции в постановлении от 04 марта 2010 года по делу №А06-3538/2009 согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что заявление о зачете однородных требований на сумму 7 325 697, 52 рублей, сделанное Министерства ЖКХ Астраханской области при рассмотрении указанного дела не может быть принято во внимание, поскольку обязательство не может быть прекращено зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил после предъявления иска к лицу, имеющему право заявить о зачете.
Согласно пункту 3 информационного письма № 65 обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее.
Как следует из материалов дела, срок исполнения обязательства по государственному контракту от 26.12.2006 № 34 наступил в декабре 2008 года. Срок исполнения обязательства по государственному контракту от 04.07.2008 № 19 также наступил в декабре 2008. Актом сверки от 30.06.2009 подтверждена задолженность ООО «СК «Строй-Стандарт» перед Министерством ЖКХ Астраханской области по государственному контракту № 18 от 04.07.2008. Именно ввиду неисполнения Министерством ЖКХ Астраханской области и ООО «СК «Строй-Стандарт» встречных обязательств по указанным контрактам и образовалась спорная задолженность в сумме 7325697,52 руб.
Если встречные требования являются однородными, срок их исполнения наступил, и одна из сторон сделала заявление о зачете, то обязательства считаются прекращенными в момент наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее, и независимо от того, когда было сделано или получено заявление о зачете.
В данном случае, встречные требования являются однородными, срок их исполнения наступил и Министерством ЖКХ Астраханской области сделано заявление о зачете, следовательно, обязательства являются прекращенными.
То обстоятельство, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела №А06-3538/2009 не учел заявление о зачете, не свидетельствует о недействительности указанного зачета, поскольку законодательство содержит прямой запрет на принятие зачета после предъявления иска к должнику, за исключением возможности предъявления встречного иска.
В данном случае, на момент рассмотрения дела №А06-3538/2009 Министерство ЖКХ Астраханской области уже воспользовалось своим правом на судебную защиту в рамках дела №А06-665/2009 и с ООО «СК «Строй-Стандарт» была взыскана задолженность, которая впоследствии была заявлена Министерством в заявлении о зачете, что исключало возможность предъявления встречного иска в деле № А06-3538/2009.
Непринятие во внимание судом заявления о зачете при рассмотрении дела №А06-3538/2009 не лишает сторон права сделать указанное заявление во внесудебном порядке в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае у сторон имеются подтвержденные судом встречные требования, по которым выдан исполнительный лист, Министерством ЖКХ Астраханской области сделано заявление о зачете встречного требования. Поскольку государственная функция исполнения судебных актов осуществляется Министерством финансов Астраханской области, то оно правомерно произвело зачет требований на сумму 7 325 697, 52 рубля и в соответствии с пунктом 10 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации возвратило исполнительный лист серии АС № 000791224 от 15.12.2009 в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с отметкой об исполнении в полном объеме.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. В удовлетворении требований заявителя ООО «СК «Строй-Стандарт» следует отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 16 ноября 2010 года по делу №А06-5808/2010 отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «СК «Строй-Стандарт» о признании незаконными действий Министерства финансов Астраханской области по возврату без исполнения исполнительного листа серии АС №000791224 от 15.12.2009 в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и обязании Министерства финансов Астраханской области осуществить действия по исполнению постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу № А06-3538/2009 в части перечисления ООО «Строительная компания «Строй-Стандарт» денежных средств в сумме 7 325 697,52 рублей отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.В. Лыткина
Судьи М.А. Акимова
И.И. Жевак