ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-14193/2016 |
07 декабря 2016 года |
Резолютивная часть объявлена: 05 декабря 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2016 года по делу № А57-14193/2016 (ФИО1 П.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания Управления по охране объектов культурного наследи Правительства Саратовской области №9 от 23.05.2016г.,
Заинтересованные лица:
1. Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
2. ФИО2
3. Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>,)
при участии в судебном заседании представителей:Общества с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» - ФИО3 по доверенности от 24.08.2016
без участия в судебном заседании представителей: Управления по охране объектов культурного наследи Правительства Саратовской области, ФИО2, Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 74215 6,74217 0,74216 3,74218 7.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» (далее- ООО «Центр реструктуризации», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления по охране объектов культурного наследи Правительства Саратовской (далее- Управление) области №9 от 23.05.2016г
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Центр реструктуризации», не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Управления по охране объектов культурного наследи Правительства Саратовской области, ФИО2, Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области № 49 от 14.03.2016г. с целью проверки фактов, изложенных в обращении Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о размещении рекламного баннера на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения, «Дом жилой. 1958г.», расположенного по адресу: <...> в период с 10.05.2016 по 23.05.2016 проведена внеплановая выездная проверка.
23.05.2016. Управлением составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №15, которым установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов: при осмотре объекта культурного наследия местного (муниципального) значения установлено, что на фасаде объекта культурного наследия (помещение, собственником которого является ФИО2) размещен рекламный баннер сети продовольственных магазинов «Гроздь». Данная конструкция в уровне первого этажа закрывает декор фасада здания и изменяет внешний облик объекта культурного наследия, в подтверждение чего представлен фотоматериал.
23.05.2016 Управлением составлен протокол об административном правонарушении №12 о нарушении положения части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведенной проверки 23.05.2016 вынесено предписание №9, в котором Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области предписывает: в срок до 15 августа 2016г. демонтировать с фасада здания, являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения, «Дом жилой. 1958г.» расположенного по адресу: <...>, рекламный баннер сети продовольственных магазинов «Гроздь».
23.05.2016 Управлением в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №12, согласно которому в действиях собственника помещения установлены признаки состава административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса об административных правонарушения.
Установлено, что 05.06.2012г. между гражданской ФИО2 и ООО «Центр реструктуризации» заключен договор аренды нежилого помещения №1, по условиям которого ФИО2 (арендодатель) предоставляет во временное владение ООО «Центр реструктуризации» (арендатору) нежилое помещение общей площадью 199,3 кв.м. на первом этаже пятиэтажного дома, Литер А, условный номер: 64:48:2:0:475:16:А:Н2, для использования его под магазин продовольственных и сопутствующих товаров, в том числе промтовары. Объект аренды (нежилое помещение) расположен по адресу: <...> (п. 1.1, 1.2) (том 1 л.д. 24-28).
Не согласившись с действиями Управления по охране объектов культурного наследи Правительства Саратовской заявитель обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 4, 6 ст. 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).
Федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе: требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места; требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных настоящим Федеральным законом;
2) осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами: мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно статье 35.1 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Требования пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении распространения на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы, содержащей исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия, их территориях театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно- развлекательных мероприятий или исключительно информацию об указанных мероприятиях с одновременным упоминанием об определенном лице как о спонсоре конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Требования к распространению на объектах культурного наследия, их территориях наружной рекламы указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в случае распространения наружной рекламы, предусмотренной настоящим пунктом.
Пунктом 3 части 1 статья 47.3. Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ установлено при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно- планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Таким образом, согласно предписанию от 23 мая 2016 года № 9 ФИО2 в срок до 15 августа 2016 года была обязана демонтировать с фасада здания, являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения, «Дом жилой. 1958г.» расположенного по адресу: <...>, рекламный баннер сети продовольственных магазинов «Гроздь», принадлежащий заявителю – ООО «Центр реструктуризации».
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ссылка заявителя на то, что баннер не является рекламой не подтверждает обоснованность требований заявителя, так как не относится к рассматриваемым правоотношениям. В данном случае нарушение заключается в размещении на здании объекта , нарушающего его облик , вне зависимости от назначения баннера.
Довод апеллянта о недоказанности включения объекта в единый государственный реестр отклоняется судебной коллегией.
Согласно пункта 65 постановления Правительства Саратовской области «О включении объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 декабря 2009 г. № 659-П указанный объект был включен в список объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Реестр объектов приобщен к материалам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с которым Общество с ограниченной ответственностью «Центр реструктуризации» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области, получившие надлежащую правовую оценку, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2016 года по делу № А57-14193/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
М.Г. Цуцкова