ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-34351/2016
07 декабря 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- представитель Комитета сельского хозяйства Волгоградской области – ФИО1, по доверенности № 36 от 25.11.2016, выданной сроком на один год;
- Индивидуальный предприниматель ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3, представители ФИО4, ФИО5, по доверенности от 20.09.2016, выданной сроком на два года.
рассмотрев в открытом судебном заседании индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года по делу № А12-34351/2016 (судья Лаврик Н.В.),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 19; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Контрольно-счетной палаты Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 30, оф. 200, 203-211; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 1 928 535 руб. 71 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПКРФ, к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (далее - ИП ГК(ф)Х ФИО3, ответчик) о взыскании средств гранта в размере 7 000 000 коп., полученных ответчиком по Соглашению от 10.09.2014г. «о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм».
Определением от 04.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Волгоградской области (далее - КСП)
Решением суда от 22.09.2016 с Индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 в пользу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области взысканы средства гранта в размере 7 000 000 рублей, полученных ответчиком по Соглашению от 10.09.2014г. «о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм».
С Индивидуального предпринимателя ФИО2 крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 58 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 годы» постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 №407-п утверждён «Порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм» (далее по тексту - Порядок №407-п).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка №407-п главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм, является министерство сельского хозяйства Волгоградской области (ныне Комитет сельского хозяйства).
Согласно пункту 1.4 Порядка №407-п грант предоставляется главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств областного бюджета и (или) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на развитие семейных животноводческих ферм.
Грант выделяется главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз (пункт 2.1)
В разделе 3 Порядка №407-п предусмотрены требования к главе крестьянского (фермерского) хозяйства, подавшему документы на получение гранта.
В соответствии с пунктом 5.10 Порядка №407-п в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола конкурсной комиссией министерство сельского хозяйства заключает с победителями конкурса (получателями гранта) соглашение о предоставлении гранта (далее именуется - соглашение) в соответствии с примерной формой, утвержденной приказом министерства сельского хозяйства. В соглашении указывается согласие победителя на осуществление министерством сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов.
В пункте 7.4. Порядка №407-п указано, что грант подлежит возврату в областной бюджет в следующих размерах:
при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных настоящим Порядком, - в полном объеме;
при выявлении факта представления получателем гранта недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения гранта, - в полном объеме;
при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта (части средств гранта) - в размере суммы, использованной не по целевому назначению.
Получатели гранта обязаны произвести возврат полученных средств в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления министерства сельского хозяйства о возврате бюджетных средств.
Как усматривается из материалов дела, ИП ГК(ф)Х ФИО3 21.08.2014г. подал заявку в Министерство сельского хозяйства на получение гранта и прошёл соответствующий конкурсный отбор (что подтверждается протоколом заседания единой конкурсной комиссии №1 от 05.09.2014г.). После чего между ИП ГК(ф)Х ФИО3 («Сельхозтоваропроизводителем») и Министерством заключено Соглашение от 10.09.2014г. «о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм». (далее по тексту - Соглашение)
Согласно предмету указанного соглашения Министерство предоставляет Сельхозтоваропроизводителю денежные средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 7 000 000 рублей путем перечисления на его расчётный счёт, открытый в кредитной организации, а Сельхозтоваропроизводитель принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленных настоящим Соглашением.
Грант предоставляется на безвозвратной и безмездной основе на условиях долевого софинансирования из средств областного и (или) федерального бюджета и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим соглашением.
В пункте 2.3.1 Соглашения закреплена обязанность Сельхозтоваропроизводителя использовать грант исключительно по целевому назначению в соответствии с планом расходов.
Согласно пункту 2.3.3 Соглашения грант используется в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счёт Сельхозтоваропроизводителя.
Соглашение от 10.09.2014 действует в редакции дополнительных соглашений от 11.01.2016, от 17.02.2016, от 29.02.2016г.
Согласно приложению № 1 к соглашению, расходы, связанные с созданием и развитием СМФ предусматривало следующие этапы работ: строительство семейной животноводческой фермы; покупка оборудования и техники, установка и монтаж оборудования; приобретение КРС молочного направления старше 3-х лет.
Факт получения ответчиком гранта в сумме 7 000 000 руб. подтверждается платежным поручением №87377 от 11.09.2014г.
С учетом содержания Порядка №407-п и условий Соглашения от 10.09.2014 взятые на себя обязательства ИП ГК(ф)Х ФИО3 должен был исполнить до 11.03.2016г.
В соответствии с планом работы на 2015 год КСП проведена проверка эффективности и результативности использования полученных ответчиком бюджетных средств (результаты проверки отражены в акте КСП №22 от 08.12.2015г.). В последующем КПС была проведена дополнительная проверка с 09.02.201 по 10.02.2016г. Проверяющими сделан вывод о нарушении ИП ГК(ф)Х ФИО3 требований бюджетного законодательства.
Ссылаясь на то, что ответчик нарушил условия предоставления гранта, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона №209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В соответствии с определением, содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 №165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм», грант на развитие семейной животноводческой фермы - это средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
- разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
- строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
- строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
- комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
- покупку сельскохозяйственных животных.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Грант подпадает под определение субсидии, которое дано в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять в частности: - категории и/или критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; - цели, условия и порядок предоставления субсидий; - порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из содержания норм статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии (а равно грант) предоставляются без установления обязательства по возврату. Однако такое правило не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 части 3 статьи 78 настоящего Кодекса).
В рассматриваемом случае нормативным актом, определяющим порядок предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, является действующее на момент возникновения спорных правоотношений Постановление Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 №407-п (в редакции от 1 4.07.2014), которым и утвержден этот Порядок.
Как указано в Порядке №407-п семейная животноводческая ферма - производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности или пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства; развитие семейной животноводческой фермы - это строительство или модернизация семейной животноводческой фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными.
Исходя из содержания Порядка №407-п, условий спорного Соглашения от 10.09.2014г. и фактических обстоятельств дела условием предоставления ответчику гранта в размере 7 000 000 руб. являлось создание новой животноводческой фермы по заявленному ответчиком в Бизнес-плане (необходимый документ при подаче заявки на получение субсидии) адресу: Волгоградская область, Светлоярский района, село Цаца.
Также в Порядке №407-п и в Соглашении от 10.09.2014 (пункты 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5) предусмотрено, что глава хозяйства должен постоянно проживать или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства; глава хозяйства обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы; глава хозяйства обязуется в течение 18 месяцев со дня получения гранта создать не менее трех постоянных рабочих мест.
Из плана расходов (приложение к Бизнес-плану ответчика) и из приложений к Соглашению от 10.09.2014 следует, что строительство семейной молочной фермы будет осуществляться в срок с сентября 2014 по февраль 2016 года. То есть строительство животноводческой фермы, а также её комплектация оборудованием, сельскохозяйственными животными и наем работников для работы на ферму должны были завершиться в 1 квартале 2016г. что согласуется с установленными в Порядке №407-п сроками для использования гранта.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, договор №3 на выполнение проектной документации по объекту заказчика «Товарно-молочная ферма на 120 голов» заключен ответчиком с исполнителем ООО «ВолжСтрой-К» только 02.03.2016г. Проектная документация по названному договору получена ответчиком 23.08.2016г.
Из представленной ответчиком проектной документации видно, что заявление о подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства животноводческого комплекса по адресу: Волгоградская область, Светлоярский р-н, в 9,5 км. Южнее села Цаца подано ответчиком в районную администрацию только 08.04.2016г. Постановление об утверждении градостроительного земельного участка выпущено Администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области 19.04.2016г. №538.
То есть строительство молочной фермы фактически началось только к концу срока на освоение гранта и изначально в отсутствие проектной документации. До настоящего времени строительство молочной ферма ответчиком не завершено.
Доказательств обратного не представлено.
Основная масса договоров на покупку строительных материалов и оборудования заключена ответчиком только после проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Волгоградской области.
Представленные ответчиком приказы о приёме на работу работников и трудовые договоры от 01.07.2014, от 01.10.2015г., от 01.12.2015 (всего 5 договоров) о приёме работников на должности главного инженера, животновода, механизатора, доярки правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку создание этих рабочих мест не связано с освоением средств гранта ввиду того, что на момент их заключения строительство фермы еще и не начиналось, а со слов самого ИП ГК(ф)Х ФИО3 в заседании у него на момент получения гранта уже имелась другая животноводческая ферма.
02.08.2016 комиссией с участием сотрудников Комитета, администрации Светлоярского муниципального района и лично ФИО3 осуществлено обследования строящегося объекта. Результаты обследования отражены в акте, который подписан ответчиком без замечаний. В акте указано, что монтажные работы проводятся в 1 -м корпусе фермы, частично выложены стены 2-го блока, залит фундамент под бытовые объекты; на территории работают два сезонных работника, с которыми трудовые договоры или договоры подряда не заключены.
Какие объективные причины не позволили ответчику достичь цели предоставления гранта в предусмотренные сроки (в течение 18 месяцев с момента перечисления средств гранта) последний не пояснил.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отметил, что в нарушение условий порядка получения гранта и обязательств по Соглашению от 10.09.2014 ответчик в селе Цаца Светлоярского района не проживает, что подтверждается возвратом почтовой корреспонденции суда, направленной ответчику по адресу, указанному в Бизнес-плане ИП ГК(ф)Х ФИО3 и в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также ответом почтового оператора на телеграмму суда по квитанции №66/26 от 02.08.2016г. Со слов самого ФИО3 его семья проживает в Республике Калмыкия. На вопрос суда в заседании, где проживает он лично, ИП ГК(ф)Х ФИО3 ответа не дал.
Вместе с тем, к числу условий предоставления гранта относится прохождение отбора, одним из критериев которого, в свою очередь, является отсутствие недостоверных сведений и документов.
Тот факт, что ответчик фактически не проживает по заявленному им в Бизнес-плане и указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей адресу, как верно отмечено судом первой инстанции, свидетельствует о том, что при подаче заявки на получение субсидии ИП ГК(ф)Х ФИО3 были предоставлены недостоверные сведения.
Установив невыполнение ИП ГК(ф)Х ФИО3 условий получения гранта по Соглашению от 10.09.2014г, заключенному в целях реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20145-2010 годы», с учетом положений 78 БК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Комитет имел право потребовать возврата гранта.
Выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют принципам эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обратное привело бы к нарушению основополагающих принципов бюджетного законодательства.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года по делу № А12-34351/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И. Антонова
Судьи
С.А. Жаткина
А.Ю. Никитин