ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-36891/2014
24 декабря 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена «22» декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН <***> ОГРН <***>),
на определение арбитражного суда Волгоградской области от «17» октября 2014 года по делу № А12-36891/2014, судья Л.В. Костров,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Абак-2000», г. Волгоград (ИНН <***> ОГРН <***>),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН <***> ОГРН <***>)
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Абак-2000» ФИО1, доверенность от 26.12.2013 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Группа Компаний «Абак-2000» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительными решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Волгоградской области от 20.06.2014 №15-08/11 в части доначисления сумм НДС за 2012 год в размере 10 190 886 руб., налога на прибыль за 2012 год в размере 4 225 618 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 655 803 руб. по налогу на прибыль, в размере 2 038 176 руб. по НДС, в размере 56 200 руб. за непредставление документов, начисления пени в размере 380 188 руб. по налогу на прибыль, 1 529 863 руб. по НДС, требования №43456, вынесенного на основании решения инспекции.
Кроме того, обществом было заявлено ходатайство о принятие обеспечительных мер в виде приостановления действий вышеуказанных актов.
Также, заявителем было подано заявление об уточнении заявленных требований. В заявлении общество просит признать недействительными решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Волгоградской области от 20.06.2014 №15-08/11 в части доначисления сумм НДС за 2012 год в размере 10 190 886 руб., налога на прибыль за 2012 год в размере 4 225 618 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 655 803 руб. по налогу на прибыль, в размере 2 038 176 руб. по НДС, в размере 56 200 руб. за непредставление документов, начисления пени в размере 380 188 руб. по налогу на прибыль, 1 529 863 руб. по НДС.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Абак-2000» заявило обеспечительные меры в виде приостановления действия решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Волгоградской области от 20.06.2014 №15-08/11 в оспариваемой части.
Определением от 17.10.2014 арбитражного суда Волгоградской области заявление общества с ограниченной ответственностью «Абак-2000» о принятии обеспечительных мер было удовлетворено в части.
Полагая, что определение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, инспекция обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Предметом заявленных требований по настоящему делу является признание недействительным ненормативного правового акта налогового органа, в связи с чем, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, является предотвращение неблагоприятных последствий, возникших в результате принятия оспариваемого ненормативного правового акта и связанных с невозможностью нормального функционирования хозяйствующего субъекта.
Следовательно, запрет совершать действия по взысканию штрафа, пени, доначисленного налога, имеет целью сохранить существующее положение на момент рассмотрения спора, что является основной задачей обеспечительных мер.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.11.2004 № 390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
Из разъяснений, указанных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 82 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения ходатайства о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения. В связи с этим необходимо соблюдать требования главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части обоснования причин обращения и оснований применения такой меры.
На основании части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечении иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Институт обеспечения иска используется для реализации принятого по делу решения, если обстоятельства дела и документы, обосновывающие исковые требования, свидетельствуют о невозможности исполнения судебного акта в случае непринятия мер по обеспечению иска.
Таким образом, условиями для принятия обеспечительных мер по спору является затруднительность или невозможность исполнения в будущем судебного акта, а также угроза причинения заявителю значительного ущерба. Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связаны с предметом спора, соразмерны заявленному требованию, необходимы и достаточны для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
Приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.
Арбитражный суд, разрешая вопрос о принятии обеспечительных мер, должен учитывать наличие данных, обосновывающих заявленное требование, и исходить из того, что обеспечительные меры применяются с учетом конкретных обстоятельств, когда в этом есть необходимость. Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности, обеспечительных мер.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" установлено, что обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Обращаясь в суд первой инстанции в своем ходатайстве о принятии обеспечительных мер, заявитель сослался на то, что не приостановление действия оспариваемого решения налогового органа до рассмотрения спора по существу может повлечь причинение ему значительного ущерба в случае исполнения налоговым органом оспариваемого решения. По мнению заявителя, непринятие обеспечительных мер судом может также привести к срыву выплаты заработной платы работникам, неисполнению договорных обязательств перед контрагентами, повлиять на хозяйственную деятельность общества, изъятию из оборота необходимых обществу значительных денежных средств.
Из представленных в обоснование заявления доказательств усматривается, что согласно штатному расписанию от 30.09.2014 №42 количество работников ООО «Группа Компаний «Абак-2000» составляет 112 человек, сумма заработной платы, подлежащей выплате в месяц составляет 1 565 400 руб.
В качестве доказательств возможности неисполнения договорных обязательств перед контрагентами, обществом представлены - договор аренды недвижимого имущества от 19.06.2014 №062-АР-ВПГ с ОАО «Недвижиость Южного ИЦ энергетики», договор субаренды нежилого помещения от 20.05.2014 №09/А-СА с ООО «Инстиут региональной информатизации», договор аренды федерального недвижимого имущества (нежилые помещения), закрепленого за ГОУ ВПО МТУСИ на праве оперативного управления от 01.09.2013 №88-А с ФГОБУ ВПО Московский технический университет связи и информатики, лицензионный договор о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ от 09.01.2014 №Л0020 с ООО «МОНТ Волгоград», лицензионный договор от 13.07.2011 №АДР-05175 с ООО «Рарус - Софт», договор поставки от 17.01.2012 №131 с ООО «ДжиЭмСи», сублицензионный договор от 21.02.2014 №ЛРУБ/21/02/14/ГК АБАК 2000, дилерский договор от 10.10.2013 №ЦД-0003497 с ООО «О-Си-Эс-Центр», договор постаки от 22.04.2011 №34868904 с ООО «Депо Электроникс», договор поставки от 10.12.2013 №143/20-13 с ООО «Компания «Марвел», договор поставки от 26.03.2010 с ООО «Ландис», по которым, неисполнение обязательств заявителем перед контрагентами влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 установлено, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Из копии бухгалтерского баланса общества по состоянию на 30.06.2014 следует, что внеоборотные активы общества составляют 63 747 тыс. руб., кредиторская задолженность составляет 26 675 тыс. руб., заемные средства составляют 4 533 тыс. руб., налогоплательщик имеет запасы, денежные средства и денежные эквиваленты, финансовые и другие оборотные активы, капиталы и резервы, что позволит в случае не удовлетворения требований заявителя оплатить доначисленные штрафы в полном объеме.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости использования денежных средств на расчётном счёте налогоплательщика в банке для выполнения соответствующих финансово-расчётных операций с целью выполнения обязательств перед контрагентом, а так же для обеспечения стабильной и систематической предпринимательской деятельности.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что приостановление действия оспариваемого решения ИФНС, как обеспечительная мера, будет способствовать защите имущественных интересов заявителя, является правомерным.
Непринятие обеспечительных мер создает угрозу бесспорного взыскания значительной для заявителя суммы денежных средств с его расчетных счетов, что способно повлиять на хозяйственную деятельность общества.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено правомерно, поскольку обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий действия оспариваемого решения налогового органа и обеспечивают защиту имущественных интересов общества, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов, поскольку, с одной стороны, обеспечивают права и законные интересы налогоплательщика до вступления решения по делу в законную силу, с другой - обеспечивают интересы государства, а именно: исключается возможность возникновения дополнительных необоснованных расходов бюджета на возмещение налогоплательщику ущерба (пп. 14 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 35 НК РФ) и выплату процентов за неправомерное бесспорное списание со счетов денежных средств (п. 4 ст. 79 НК РФ) в случае удовлетворения требований налогоплательщика; не утрачивается возможность немедленного исполнения решения налогового органа в случае отказа в удовлетворении требований заявителя по существу спора; обеспечивается получение бюджетом компенсации в полном объеме за несвоевременную уплату налога, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог будет взыскиваться с учетом пени, возросшей за период неуплаты налога.
Пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат немедленному исполнению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием неправомерного акта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вышеуказанные обстоятельства будут препятствовать немедленному восстановлению нарушенных прав и законных интересов общества.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку взыскание налога производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении требований заявителя налог будет взыскиваться в установленном законом порядке, принятые обеспечительные меры не нарушают баланс публичных интересов и не могут повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемых ненормативных правовых актов налогового органа при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу.
Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер, в виде приостановления действия оспариваемого требования налогового органа в случае отказа в удовлетворении требований заявителя компенсируются путем взыскания пеней за период неуплаты налогов.
В связи с принятием обеспечительных мер в виде запрета совершать действия по взысканию штрафа, пени, доначисленного налога, в случае отказа в удовлетворении требований заявителя, интересы государства не будут нарушены.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение арбитражного суда Волгоградской области от «17» октября 2014 года по делу № А12-36891/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи А.В. Смирников
М.Г. Цуцкова