ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А06-7649/2013
04 февраля 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Вита» ФИО1, действующего по доверенности от 18.10.2013, представителей министерства здравоохранения Астраханской области ФИО2, действующей по доверенности от 15.01.2013, ФИО3, действующей по доверенности от 11.12.2013 № 04-12-14109,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда с использованием системы видеоконференцсвязи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вита» (416200, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 ноября 2013 года по делу № А06-7649/2013 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению министерства здравоохранения Астраханской области (414056, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Вита» (416200, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось министерство здравоохранения Астраханской области (далее – министерство, заявитель) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Вита» (далее – ООО «Вита») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. ООО «Вита» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО «Вита» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 10 сентября 2013 года прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения ООО «Вита» лицензионных требований по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
В ходе проверки прокуратурой выявлено, что ООО «Вита» имеет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничной торговли лекарственными средствами и розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения) от 25 мая 2009 года № ЛО 30-02-000089 и от 17 марта 2011 года № ЛО 30-02-000285 (т.1 л.д.41-44).
В аптеках ООО «Вита», расположенных по адресам: <...> и <...> не соблюдается установленный порядок уничтожения (утилизации) пришедших в негодность, с истекшим сроком годности лекарственных средств. Договор на хранение и последующее уничтожение пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных средств не представлен.
В аптеке ООО «Вита», расположенной по адресу: <...>, в помещении для хранения лекарственных препаратов при температуре +21°С хранился ФИО4 сироп 3 флакона (условия хранения от +8°С до +15°С). Также в данной аптеке в помещении для хранения лекарственных препаратов выявлены лекарственные средства с истекшим сроком годности: Ифиципро (Ципрофлоксацин раствор для инфузий 1 упаковка (срок годности до 08.2013), ФИО4 раствор для инъекций 2% 1 упаковка (годен до 09.2013), трава Горца перечного (перца водяного) 50 г 1 упаковка (годен до 01.03.2013).
В аптеке ООО «Вита», расположенной по адресу: <...> в торговом зале выявлены лекарственные средства с истекшим сроком годности, которые хранились вместе с другими лекарственными препаратами: Туссамаг сироп 9% 1 флакон (срок годности до 07.2013), трава Пастушьей сумки 50 г 1 упаковка (срок годности до 04.2013).
На основании материалов проверки, проведённой прокуратурой, 04 октября 2013 года в присутствии генерального директора ООО «Вита» ФИО5 административным органом в отношении ООО «Вита» составлен протокол № 17/02/2013 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (т.1 л.д.9-11).
Установленные обстоятельства, по мнению министерства, свидетельствуют о нарушении ООО «Вита» требований статьи 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», подпункта «з» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».
В силу части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ООО «Вита» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены административным органом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования министерства, исходил из доказанности в действиях ООО «Вита» состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдения установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы – подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ).
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую торговлю лекарственными средствами, розничную торговлю и изготовление лекарственных препаратов, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 (далее – Положение).
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В примечании к статье 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 6 Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а»-«з» пункта 5 Положения.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Положения лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, одним из которых является соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 года № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее – Правила), которые регламентируют условия хранения лекарственных средств для медицинского применения и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 11 Правил, в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учёт лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учёта сроков годности. Порядок ведения учёта указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
В пункте 12 Правил установлено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04 марта 2003 года № 80 утверждён Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В силу пункта 2.7 Отраслевого стандарта не допускается реализация лекарственных препаратов и других товаров, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, незаконных копий лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 4.2 Отраслевого стандарта на лекарственные средства с истекшим сроком годности, составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их уничтожения в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что установленные нормативными правовыми актами требования ООО «Вита» не выполнены.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что административным органом не доказана вина ООО «Вита» во вменённом правонарушении, не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения температурного режима, в то время как ООО «Вита» ведутся журналы регистрации температурного режима, а также имеется договор от 11 февраля 2013 года № 2/1 между ООО «Вита» и государственным предприятием «Астраханские аптеки», предметом которого является осуществление хранения лекарственных препаратов, подлежащих уничтожению в соответствии с приказом Управления Росздравнадзора по Астраханской области и министерства здравоохранения по Астраханской области от 04 августа 2008 года № 498-Пр/08, № 351-ПР «О порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств на территории Астраханской области».
Апелляционная коллегия считает необоснованным указанные доводы заявителя. В силу закона каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Учитывая действие принципа состязательности сторон, заявителем его позиция не доказана. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционная коллегия считает факт совершения правонарушения и вину ООО «Вита» доказанными.
Судами обеих инстанций установлено, что ООО «Вита» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионных требований и условий законодательства, регламентирующих фармацевтическую деятельность. С учётом требований статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд первой инстанции обоснованно привлёк ООО «Вита» к ответственности. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
В апелляционной жалобе заявитель полагает возможным применение положений статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 Постановления Пленума от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Поскольку совершённое ООО «Вита» правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности в силу существенной угрозы жизни и здоровью граждан, то в рассматриваемом случае не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Учитывая, что факт совершения административного правонарушения установлен, процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено, апелляционная коллегия считает, что в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу ООО «Вита» следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2013 по делу № А06-7649/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи Л.Б. Александрова
Н.В. Луговской