ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-12173/13 от 12.02.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-2972/2013

14 февраля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «12» февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» февраля 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Шалкина В.Б.,

судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Краевой Ю.Н.,

в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельными ресурсами администрации города Астрахани на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 октября 2013 года по делу № А06-2972/2013 (судья Цепляева Л.Н.),

по иску управления земельными ресурсами администрации города Астрахани (г. Астрахань, ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933),

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью строительная компания «Инвест-Строй» (г. Астрахань, ИНН 3017032609, ОГРН 1023000837397),

о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:030 239:5 и 30:12:030 239:6,

УСТАНОВИЛ:

Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области» (далее по тексту - ответчик) о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:030 239:5 и 30:12:030 239:6, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Амурская, 16. Представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Податель жалобы указывает на то что, судом первой инстанции необоснованно отказано в снятии с учета земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:030 239:5 и 30:12:030 239:6, поскольку письмом Министерства экономического развития РФ от 28.02.2011 №Д23-760 разъяснена процедура снятия ранее учтенных земельных участков с государственного кадастрового учета.

Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, и правильно установлено судом первой инстанции, на основании договоров № 1319 и № 1320 от 07.09.2000 Никешиной Нине Михайловне предоставлены в аренду земельные участки, площадью 165,6 кв. м (кадастровый номер 30:12:03 0239:6) по ул. Амурская,16 в Советском районе из состава земель населенных пунктов для эксплуатации жилого дома и земельный участок площадью 26,30 кв. м (кадастровый номер 30:12:03 0239: 5) по ул. Амурская,16 в Советском районе из состава земель населенных пунктов для эксплуатации палисадника.

На основании дополнения от 02.09.2004 к договору № 1319 о предоставлении земельных участков в аренду от 07.09.2000 стороны внесли изменения в площадь земельного участка с кадастровым номером 30:12:03 0239:6, которая составила 170 кв. м.

Из материалов дела следует, что соглашением от 20.12.2010 договор аренды земельного участка № 1320 от 07.09.2000 площадью 26,3 кв. м расторгнут, государственная регистрация соглашения осуществлена 01.04.2011.

В соответствии с договором от 14.09.2010 права аренды на земельный участок площадью 170 кв. м переданы безвозмездно обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Инвест-Строй».

Соглашением от 17.10.2011 договор аренды земельного участка № 1319 от 07.09.2000 площадью 170 кв. м расторгнут.

Соглашение о расторжении вышеназванного договора прошло государственную регистрацию в установленном законом порядке согласно имеющейся на данном соглашении отметке.

Постановлением Администрации г. Астрахани № 9396 от 23.10.2012 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Амурской, д. 16 в Советском районе для строительства 190- квартирного жилого дома.

20.03.2013 ООО «СК «Инвест-Строй» обратилось с заявлением исх. № 118 в Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 30:12:030 239:5 и 30:12:030 239:6 для дальнейшего формирования и включения в границы многоконтурного земельного участка.

Земельные участки с кадастровыми номерами 30:12:030 239:5 и 30:12:030 239:6 были поставлены на государственный кадастровый учет до 01 марта 2008 года, что подтверждается кадастровыми выписками и в соответствии со статьей 45 Закона о кадастре считается ранее учтенным земельным участком; сведения государственного кадастра недвижимости о данных объектах недвижимости являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений).

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре указано, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Истец, полагая, что в таком случае земельные участки подлежат снятию с кадастрового учета судом, обратился с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Федерального закона.

В части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о государственном кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Таким образом, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости возможно только в отношении тех участков, сведения о которых носят временный характер.

Вместе с тем, земельные участки с кадастровыми номерами 30:12:030 239:5 и 30:12:030 239:6 имеют статус «ранее учтенный» и это обстоятельство не оспаривается самим истцом.

Земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 01.03.2008), согласно статье 45 Закона о кадастре, считаются ранее учтенными земельными участками, и сведения государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами 30:12:030 239:5 и 30:12:030 239:6 являются ранее учтенными и кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись, оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования данных земельных участков нормами действующего законодательства не предусмотрены.

Прекращение права аренды на земельный участок не влечет прекращение существования самого земельного участка как объекта земельных отношений, поэтому основания для снятия его с кадастрового учета у органа кадастрового учета отсутствуют.

Аналогичная позиция отражена в судебной практике, в том числе и в Постановлении Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2012 по делу № А55-15437/2012.

Ссылка заявителя жалобы на письмо Минэкономразвития России от 28.02.2011 № Д23-760 не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер, выражает частное мнение Департамента недвижимости Минэкономразвития России и не имеют законодательной силы, что подтверждается содержащимся в нем указанием на то, что Минэкономразвития России не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 октября 2013 года по делу № А06-2972/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.Б. Шалкин

Судьи Т.С. Борисова

О.А. Дубровина