ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1232/12 от 28.02.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-13061/2011

«29» февраля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «28» февраля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «29» февраля 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,

при участии в заседании

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО АКБ «РОСБАНК»,

на решение арбитражного суда Саратовской области от «26» декабря 2011 года по делу № А57-13061/2011 (судья С.М. Степура)

по заявлению ОАО АКБ «РОСБАНК», г. Москва

к Комитету социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов,

Министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов,

о признании незаконными действий Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

  В арбитражный суд Саратовской области обратилось ОАО АКБ «РОСБАНК» с заявлением о признании незаконными действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершенные 26 мая 2011г., выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением арбитражного суда Саратовской области от 26 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

С вынесенным решением суда первой инстанции общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, 26.05.2011г. главными специалистами -экспертами отдела по работе с инвалидами комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области ФИО1 и ФИО2 было проведено повторное обследование дополнительного офиса «1 Дачная» филиала «Саратовский» ОАО АКБ «Росбанк», расположенного по адресу: <...> Октября, д. 70.

По результатам проведения обследования составлен отчет о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

В результате мониторинга установлено, что помещение офиса находится в пристройке к многоэтажному жилому дому. Перед входом расположено крыльцо, состоящее из двух ступеней, не оборудовано пандусом, что не соответствует п. 3.9 СНиП 35-01-2001. Дверной проем имеет порог более 2,5 см., что не соответствует п. 3.23 СНиП 35-01-2001. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан в помещение офиса не создана.

ОАО АКБ «РОСБАНК» считает, что действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершенные 26 мая 2011г., выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г.Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, не соответствуют нормам Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что послужило основанием для подачи настоящего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемые действия Комитета по проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г.Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения» являются правомерными.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания, оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае основанием для обращения в арбитражный суд Саратовской области послужили действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершенные 26 мая 2011г., выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание филиала ОАО АКБ «Росбанк», расположенного по адресу: <...> Октября, д. 70.

Таким образом, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.03.2007 N 105-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти области" министерство социального развития Саратовской области уполномочено на осуществление координации работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроля за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 7 марта 2007 г. N 105-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти области" Приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 N 613 утверждены Методические рекомендации по проведению мониторинга объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Порядком мониторинга объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, утвержденным приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 N 613, предусмотрено, что мониторинг объектов социальной инфраструктуры города Саратова и Саратовской области проводится специалистами территориальных органов министерства социального развития области, ответственными за проведение обследований объектов социальной инфраструктуры, с привлечением общественных организации инвалидов, ветеранов с целью получения информации о доступности указанных объектов для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Мониторингу подлежат объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения.

Предметом обследования путем проведения мониторинга является доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, включая инвалидов-колясочников, и иных маломобильных групп населения.

Мониторинг проводится путем визуального обследования указанных объектов.

Результаты мониторинга фиксируются специалистом в журнале по форме для ведения статистики объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области.

Судом первой инстанции установлено, что сотрудниками Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершены действия которые не противоречат Постановлению Правительства и порядку проведении мониторинга.

Согласно пункту 1.1. «Положения о Комитете социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области» территориальный орган министерства социального развития Саратовской области - Комитет социальной защиты населения города Саратова создан для реализации в пределах своей компетенции единой государственной политики в сфере социальной поддержи населения.

Комитет реализует, в том числе функции проведение мониторинга в сфере социальной поддержки населения и подготовки на его основе предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов Министерства (пункт 2.1 Положения о комитете).

Таким образом, материалы дела не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении своими действиями установленного порядка, который нарушал бы права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконными действий в части проведения мониторинга на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Кроме того, доводы, заявленные в апелляционной жалобе, по факту нарушения Федерального закона N 294-ФЗ не соответствуют материалам дела и не могут служить основанием для отмены вынесенного решения судом первой инстанции по следующим основаниям.

Коллегией установлено, что в материалах дела имеется постановление мирового судьи судебного участка Кировского района, в котором оспаривалось постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ.

В данном постановлении суд указал на то, что ОАО АКБ «Росбанк» виновно в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и указал на отсутствие нарушений процедуры привлечения, а также его порядка.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.

В связи с этим правовая оценка, данная судом общей юрисдикции, об отсутствии нарушений процедуры и порядка привлечения к административной ответственности, может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для настоящего дела.

В данном случае справка о проведении мониторинга , наряду с другими доказательствами положена в основу принятия постановления о привлечении банка к соответствующей административной ответственности.

Такие действия и справки не нарушают прав заявителя .

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от «26» декабря 2011 года по делу № А57-13061/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи Н.В. Луговской

М.Г. Цуцкова