ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-31976/2014
28 января 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена «28» января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен «28» января 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Шараева С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2014 года по делу № А12-31976/2014 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (400105, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
в судебном заседании 21.01.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 28.01.2015,
без участия в судебном заседании представителей: администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, индивидуального предпринимателя ФИО1 (почтовые уведомления № 94064, № 94065 приобщены к материалам дела)
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда о признании недействительным постановления № 839-п от 16.07.2014г. «О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильон «Бистро», расположенного по ул. им. генерала Штеменко вблизи многоквартирного жилого дома № 50».
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2014 года по делу № А12-31976/2014 требования ИП ФИО1 удовлетворены.
Признано недействительным постановление администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда № 839-п от 16.07.2014 «О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильон «Бистро», расположенного по ул. им. генерала Штеменко вблизи многоквартирного жилого дома № 50», как не соответствующее требованиям Постановления администрации Волгограда от 12.04.2013г. № 764 «Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волго-града, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда».
С администрации Краснооктябрьского района Волгограда в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 200 рублей.
ФИО1 выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1800 рублей.
Не согласившись с принятым решением, администрация Краснооктябрьского района г. Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 21.01.2015 до 28.01.2015 15 час. 50 мин.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
После перерыва апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
09 июля 2014 года комиссией в составе Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда проведен осмотр земельного участка по ул. Штеменко, вблизи многоквартирного дома №50, в ходе которого установлено, что на земельном участке размещен торговый павильон по продаже продуктов питания «Бистро», ориентировочной площадью 30 кв.м., сведения о наличии правоустанавливающих документов на землю в комитете земельных ресурсов администрации Волгограда отсутствуют.
Собственник павильона не установлен.
По результатам обследования составлен акт №2/235-14-КЗР от 09.07.2014 (т. 1 л.д.55).
К акту приложена схема размещения земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. Штеменко, вблизи многоквартирного дома № 50, фотоматериал (павильон изготовленный из металлического профиля с окнами и дверью) (т. 1 л.д. 56-57).
Уведомлением о фиксации самовольно установленного объекта от 11.07.2014 № 10, собственнику павильона предложено освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта в добровольном порядке в срок до 18.07.2014.
12 июля 2014 года информация о необходимости демонтажа павильона опубликована в официальном муниципальном печатном издании газете «Городские вести».
17 июля 2014 года вновь проведена фиксация самовольно установленного объекта и уведомлением № 8 от 17.07.2014 владельцу объекта предложено добровольно до 21.07.2014 демонтировать объект.
Уведомление о необходимости демонтажа павильона размещено на павильоне, что подтверждается фотоматериалом, а так же в официальном муниципальном печатном издании «Городские вести» опубликовано новое уведомление о добровольном демонтаже данного объекта в пятидневный срок с момента опубликования объявления в газете (т. 1 л.д.66-69).
15 июля 2014 года на заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда (протокол № 8) принято решение о демонтаже (переносе) указанного нестационарного объекта.
На заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда 21.07.2014 (протокол №8) принято решение о демонтаже (переносе) указанного нестационарного объекта.
Администрацией Краснооктябрьского района Волгограда 16.07.2014 принято постановление № 839-п, которым МБУ «Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда» предписано в течение 10 рабочих дней с момента издания постановления демонтировать самовольно установленный нестационарный объект: павильон «Бистро», ориентировочной площадью 30 кв. м, расположенного на земельном участке по ул. им. генерала Штеменко, вблизи много-квартирного жилого дома № 50 в Краснооктябрьском районе Волгограда (л.д.16).
Не согласившись с постановлением администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 16.07.2014 № 839-п, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое постановление нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку является препятствием для осуществления указанной деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 № 34/1010 «Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград» установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона № 381-ФЗ).
Постановление администрации города Волгограда от 08.04.2002 № 262 «О дополнительных мерах по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Волгограда» определен термин "павильон", "павильон" - это мобильное строение сборно-разборного типа, состоящее из отдельных блок-контейнеров, имеющее различное функциональное назначение (торговое, общественное питание, бытовое обслуживание, иное), имеющее в составе зал для обслуживания клиентов (посетителей, покупателей), полный комплекс инженерного обустройства. Состав помещений павильона, их площадь нормируется строительным, санитарными, противопожарными нормами и правилами в соответствии с назначением павильона.
Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 № 29/589 утвержден Порядок размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, согласно которому размещение объектов мелкорозничной торговли и услуг (киоски, туалетные кабины (биотуалеты), гаражей осуществляется с учетом градостроительной документации о застройке территории Волгограда, фактического землепользования в соответствии с градостроительными, санитарными, противопожарными нормами и правилами. Размещение объектов и гаражей производится согласно схемам, которые утверждаются Волгоградской городской Думой.
Решение о размещении указанных объектов принимается межведомственной комиссией администрации района Волгограда по размещению, установке и эксплуатации объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов с учетом потребности в обеспечении населения теми или иными товарами и услугами и обеспеченности существующими стационарными объектами торговли и услуг.
В случае подачи более одной заявки на одно и то же место, вновь внесенное в схему либо освободившееся, вопрос о размещении объекта решается межведомственной комиссией на основании результатов проведенного в установленном порядке открытого конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг. Основанием для установки объекта или гаража является договор аренды земельного участка.
В соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 20.02.2008 № 58/1458 к нестационарным объектам мелкорозничной сети относятся: автомагазины (автолавки, автоприцепы); сборно-разборные палатки; тележки; лотки; торговые автоматы; изотермические емкости и цистерны; бахчевые развалы; площадки для реализации рассады и саженцев; площадки для организации сельскохозяйственных ярмарок, елочных, новогодних и школьных базаров; сезонные объекты для организации отдыха, спортивных игр и занятий (картинга, пейнтбола, мини-гольфа, батутов, аттракционов, катков, аквапарков, стрелковых тиров и т.д.); сезонные объекты по оказанию услуг общественного питания с установленным и без установленного торгово-технологического оборудования; автоматы для приема различных видов платежей от населения за услуги.
Нестационарные объекты мелкорозничной сети размещаются на территории Волгограда в местах, отведенных администрациями районов Волгограда и согласованных с комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда. Размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети осуществляется с оформлением земельно-правовых отношений, за исключением размещения тележек, лотков, изотермических емкостей и цистерн, бахчевых развалов, площадок для организации елочных, новогодних и школьных базаров, площадок для организации сельскохозяйственных ярмарок, площадок для реализации рассады и саженцев.
Решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2012 № 57/1728 «О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда» администрации Волгограда поручено до 05.02.2012 провести ревизионные мероприятия по выявлению самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда и подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда. До 01.04.2012 обеспечить демонтаж самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, которые могут способствовать возникновению чрезвычайных и пожароопасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жителей Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764 утвержден порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
На основании пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 16 Порядка регламентируется деятельность Администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
В силу пункта 2 Порядка демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда (далее - администрации).
Сведения об объектах могут быть выявлены путем рассмотрения жалоб населения, при проведении совместных с органами внутренних дел рейдов по пресечению несанкционированной уличной торговли; при проведении администрациями, департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, иными отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда и федеральными органами исполнительной власти других мероприятий в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о выявленных объектах направляются в администрации. Администрации вправе направлять в районные отделы полиции запросы об установлении собственников объектов.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии).
Согласно пункту 4 Порядка, при выявлении объекта самовольной постройки, администрации районов направляют в адрес комитета земельных ресурсов администрации требования о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект.
По результатам обследования и проверки наличия правовых оснований на занятие земельного участка под объект, в случае, если выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта в 5-дневный срок и доводит до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией, а также осуществляется публикация на официальном информационном портале Волгограда в разделе "Территориальные подразделения" сообщение собственнику добровольно демонтировать в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения.
В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка).
На основании решения комиссии администрации в 10-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта.
Администрации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта. При этом не позднее чем за три дня до дня осуществления демонтажа администрации доводят информацию о дате и времени начала работ до сведения собственника путем размещения соответствующего сообщения на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае если владелец объекта известен информация о демонтаже дополнительно направляется администрациями по месту его нахождения заказным письмом с уведомлением (пункт 6 Порядка).
Законность Постановления от 12.04.2013 № 764 «Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда» была предметом судебного разбирательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу № А12-14507/2013 правовой акт признан соответствующим Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 оставлено без изменения.
Отсутствие у хозяйствующего субъекта правоустанавливающего документа на земельный участок, используемый для размещения торгового павильона, и разрешения на размещение этого павильона, выданного в соответствии с утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, влекут обязанность освободить земельный участок путем демонтажа и вывоза объекта торговли (услуг) по требованию администрации, осуществляющей полномочия по контролю за использованием земель на территории муниципального образования.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
ИП ФИО1 правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по ул. им. генерала Штеменко вблизи многоквартирного дома №50, используемый для размещения и эксплуатации торгового павильона «Бистро» судам не представлены.
Представленное в материалы дела разрешение на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети №115 сроком действия с 15 апреля по 30 ноября 2014 года не является документом, подтверждающим легитимность размещения нестационарного объекта на указанном земельном участке, так как это разрешение выдано на сезонный объект по оказанию услуг общественного питания площадью 60 кв. м., на основании Порядка размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети, утвержденного Решением Волгоградской Думы от 20.02.2008 года №58/1458 (на момент выдачи разрешения действ.), Закона Волгоградской области от 06.04.2012 г. №33-ОД «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области», в соответствии с которым осуществляются земельно-правовые отношения.
Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия администрации и оспариваемое постановление соответствуют установленному порядку, утвержденному администрацией Волгограда в Постановлении от 12.04.2013 № 764 «Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда».
В связи с чем, у комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, исходя из положений пункта 1.3 Решения Волгоградской городской Думы от 20.02.2008 №58/1458 «О порядке размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда» имелись предусмотренные законом основания к принятию оспариваемого постановления, положения муниципального правового акта, регулирующего данные правоотношения (Постановления администрации г. Волгограда от 12.04.2013 г. № 764), администрацией района не нарушены.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае наличие совокупности таких обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку является препятствием для осуществления указанной деятельности не основаны на установленных обстоятельствах и противоречат нормам материального права.
Судебная коллегия считает, что решение, принятое судом первой инстанции, подлежит отмене, апелляционная жалоба администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2014 года по делу № А12-31976/2014 отменить, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя о признании недействительным постановления № 839-п от 16.07.2014 «О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильон «Бистро», расположенного по ул. им. генерала Штеменко вблизи многоквартирного жилого дома № 50» отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.Г. Цуцкова
Судьи: С.А. Кузьмичев
С.Ю. Шараев