ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-27583/2019 |
02 апреля 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>
апелляционную жалобу Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» (410012, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2021 года по делу № А57-27583/2019
по заявлению Управления делами Правительства Саратовской области (410042, Саратовская область, г. Саратов, ул. московская, д. 72, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о включении требований в реестр требований кредиторов,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» (410012, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании представителя Управления делами Правительства Саратовской области - ФИО1 по доверенности от 18.01.2021 № 01-26/79, выданной сроком на 1 год,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился кредитор - Публичное акционерное общество Сбербанк, г. Москва в лице филиала – Поволжский банк ПАО Сбербанк Саратовское отделение №8622, г. Саратов, ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>) с заявлением о признании должника – Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>) несостоятельным (банкротом), введении процедуры наблюдения, признании обоснованными требований в размере 25 017 644,13 рублей и включении в реестр требований должника в третью очередь, утверждении временным управляющим должника арбитражного управляющего из числа членов Саморегулируемой организации - Ассоциация арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления» (почтовый адрес: 630132, <...>, юридический адрес: 630091, <...>).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14 июля 2020 года (резолютивная часть от 13 июля 2020 года) заявление Публичного акционерного общества Сбербанк, г. Москва в лице филиала – Поволжский банк ПАО Сбербанк Саратовское отделение №8622, г. Саратов, ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>), о признании должника – Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>), несостоятельным (банкротом) признано обоснованным.
Введена процедура наблюдения в отношении Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>) сроком на 5 месяцев, до 13.12.2020 года.
Временным управляющим Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» утвержден член Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления» (почтовый адрес: 630132, <...>, юридический адрес: 630091, <...>) ФИО2 (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном государственном реестре – 17018, адрес для направления корреспонденции: 400120, г. Волгоград, а/я 2830).
Сообщение о введении процедуры опубликовано в газете «Коммерсантъ» 01.08.2020.
25.08.2020 в Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление Управления делами Правительства Саратовской области о включении в реестр требований кредиторов должника Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>) требований в размере 2 645 030,73 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2021 требования Управления делами Правительства Саратовской области, г. Саратов в размере 2645030,73 рублей признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника – Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>).
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, должникобратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2021 и отказать в удовлетворении требований кредитора.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в рамках предоставленных субсидий АО «НЕФТЕМАШ» - САПКОН исполнило все взятые на себя обязательства. Обращалось за внесением изменений в реализацию инвестиционного проекта за 2019, что было вызвано необходимостью перепрофилирования предприятия под других заказчиков. Заявленные показатели результативности должником достигнуты. Апеллянт полагает, что денежные средства предоставленные как субсидия не подложат возврату.
Определением председателя четвёртого судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2021 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением в отпуске судьи С.М. Степуры произведена замена судьи С.М. Степуры на судью Ю.А. Комнатную. В связи с заменой судьи рассмотрение дела начинается с самого начала.
В судебное заседание явился представитель Управления делами Правительства Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель Управления делами Правительства Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Определение Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2021 года по делу № А57-27583/2019 считает законным и обоснованным, просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого определения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 266-272 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Установление требований кредиторов в период наблюдения осуществляется в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (пункт 1 статьи 71 Закона о банкротстве).
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника унитарного предприятия.
В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 71 Закона о банкротстве при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда.
Проверка обоснованности требований кредиторов и наличие оснований для включения этих требований в реестр кредиторов должника предполагает установление характера обязательства должника, из неисполнения которого возникла задолженность перед кредитором, наличие и размер этой задолженности.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В деле о банкротстве кредитор в соответствии с процессуальными правилами доказывания обязан подтвердить допустимыми доказательствами правомерность своих требований к должнику, вытекающих из неисполнения последним своих обязательств.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих право на такое включение.
Как следует из материалов дела, 12.12.2018 года между Управлением и АО «Нефтемаш» - САПКОН заключено соглашение № 172/МП-с о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение).
АО «Нефтемаш»-САПКОН в соответствии с Соглашением в 2018 году предоставлена субсидия из областного бюджета в целях реализации инвестиционного проекта: «Модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей АО «Нефтемаш»-САПКОН, с целью выпуска новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, обладающей высоким экспортным потенциалом, включая ассортимент деталей, используемых для изготовления механических частей железнодорожных локомотивов, и ёмкостное оборудование, превосходящее конкурентов по качеству» в размере 2 645 030,73 рублей.
29.07.2020 г. Управлением в адрес АО «Нефтемаш»-САПКОН направлено требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере 2 645 030 (Два миллиона шестьсот сорок пять тысяч тридцать) руб. 73 коп., с приложением копии приказа № 273 от 24.07.2020 г. «О возврате субсидии» и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии.
АО «Нефтемаш»-САПКОН, по истечении 15 календарных дней со дня получения требования о возврате субсидии, не возвратило полученную по Соглашению субсидию в областной бюджет.
В связи с нахождением АО «Нефтемаш»-САПКОН в процедуре банкротства, Управление делами Правительства Саратовской области обратилось в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» ОГРН <***> ИНН <***> (410012, <...>) требований в размере 2 645 030,73 руб.
Суд первой инстанции, принимая во внимание отсутствие доказательств исполнения должником указанных обязательств, пришел к выводу о том, что заявление кредитора является обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3, п. 3.1 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.
Согласно материалам дела АО «НЕФТЕМАШ»-САПКОН за исх. № 02/215-1164 от 08.11.2018 (т.1. л.д.35-36) обратилось в Управление делами Правительства Саратовской области с заявлением о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, связанных с реализацией инвестиционных объектов.
12.12.2018 года между Управлением и АО «Нефтемаш»-САПКОН заключено соглашение № 172/МП-с о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение) (т.1 л.д.60-73).
Соглашение содержит условия предоставления субсидии.
Порядок предоставления из областного бюджета субсидии установлен постановлением Правительства Саратовской области от 18.09.2017 г. № 481-П «Об утверждении Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на поддержку промышленных предприятий обрабатывающих производств на компенсацию части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, связанных с реализацией инвестиционных проектов».
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) представление инвестиционного проекта, отвечающего следующим критериям:
целью инвестиционного проекта является модернизация, техническое перевооружение на территории Саратовской области производственных мощностей предприятия предназначены для производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе соответствии с утвержденными отраслевыми планами импортозамещения;
срок реализации инвестиционного проекта (период до ввода пол комплекса производственных мощностей по инвестиционному проекту) не превышает 3 лет;
общая стоимость инвестиционного проекта составляет не менее 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость);
на дату подачи заявки на предоставление субсидии инвестиционный проект находится в стадии реализации;
начало реализации проекта не ранее 1 января года, предшествующего предоставления субсидии, завершение реализации проекта не позднее 31 декабря года, следующего за годом предоставления субсидии;
2) предоставление обязательства не осуществлять продажу или передачу субсидируемого оборудования в течение трех лет со дня предоставления субсидии.
Согласно пункту 35 Положения показателями результативности предоставления субсидии являются:
создание накопленным итогом на указанную в заявке дату ввода полного комплекса производственных мощностей по инвестиционному проекту не менее 25 новых рабочих мест или увеличение на 5 процентов штатной численности получателя субсидии, реализующего инвестиционный проект;
инвестирование в реализацию проекта денежных средств в сумме, указанной в пункте 11 паспорта инвестиционного проекта.
Согласно пункту 40 Положения Получатель субсидии несет ответственность за нарушение условий, установленных при предоставлении субсидии, целей, порядка представления субсидии, а также за недостижение показателей результативности, указанных в пункте 35 Положения.
Согласно пункту 4.3.2 Соглашения от 12.12.2018 г. № 172/МП-с АО «Нефтемаш»-САПКОН обязан обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных Правилами предоставления субсидии.
Пунктами 1 и 2 приложения к Соглашению от 12.12.2018 г. № 172/МП-с предусмотрены следующие значения показателей результативности:
- создать накопленным итогом на указанную в заявке дату ввода полного комплекса производственных мощностей по инвестиционному проекту не менее 25 новых рабочих мест. С учетом сведений указанных в заявке и в соответствии с п. 2 Положения определяющим понятие «создание рабочих мест» АО «Нефтемаш»-САПКОН обязано с 01.01.2017 года (даты начала инвестиционного проекта) по 31.12.2019 г. (даты окончания инвестиционного проекта - ввода полного комплекса производственных мощностей по проекту) увеличить штатную численность предприятия не менее чем на 25 единиц;
- привлечь инвестиций на реализацию инвестиционного проекта в сумме, указанной в заявке АО «Нефтемаш»-САПКОН. С учетом сведений, указанных в заявке, АО «Нефтемаш»-САПКОН обязано с 01.01.2017 года (даты начала инвестиционного проекта) по 31.12.2019 г. (даты окончания инвестиционного проекта - ввода полного комплекса производственных мощностей по проекту) вложить в реализацию инвестиционного проекта не менее 25 466 200 руб.
Согласно пунктами 4.3.3. и 4.3.3.1 Соглашения Получатель субсидии обязан представлять в Управление отчёт о достижении значений показателей результативности ежегодно не позднее 92 календарного дня, следующего за отчетным годом, включая год, в котором осуществляется достижение показателей результативности, установленные Правилами предоставления субсидии.
АО «Нефтемаш»-САПКОН в соответствии с Соглашением в 2018 году предоставлена субсидия из областного бюджета в целях реализации инвестиционного проекта: «Модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей АО «Нефтемаш»-САПКОН, с целью выпуска новой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, обладающей высоким экспортным потенциалом, включая ассортимента деталей, используемых для изготовления механических частей железнодорожных локомотивов, и ёмкостное оборудование, превосходящее конкурентов по качеству» в размере 2 645 030,73 рублей.
Денежные средства перечислены по платежному поручению от 17.12.2018 № 4388 (т.1 л.д.67).
Отчет о достижение значений показателей результативности должен быть представлен АО «Нефтемаш»-САПКОН в 2020 году с учетом Указов Президента Российской Федерации № 206 от 25.03.2020 г. «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и №239 от 02.04.2020 г. «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», не позднее 12 мая текущего года.
Министерство промышленности и энергетики области 27.03.2020 г. направило генеральному директору АО «Нефтемаш»-САПКОН ФИО3 письмо №06/1722 о предоставлении отчета.
В связи с не предоставлением АО «Нефтемаш»-САПКОН отчета в установленный срок, Управлением в соответствии с п. 4.1.5 соглашения в отношении АО «Нефтемаш»-Сапкон на основании приказа № 221 от 19.06.2020 г. «О проведении внеплановой проверки» назначена внеплановая проверка (т. 1 л.д.69).
Предметом проверки являлось соблюдение АО «Нефтемаш»-САПКОН условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета в 2018 г., полученной на основании заключенного Соглашения.
Срок проведения проверки на основании вышеуказанного приказа установлен: 20 рабочих дней, приступить с 29.06.2020 г., окончить не позднее 27.07.2020 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.07.2020 (т.1 л.д.75-81).
До начала проведения внеплановой проверки отчет о достижение значений показателей результативности АО «Нефтемаш»-Сапкон не представлен.
Отчет АО «Нефтемаш»-Сапкон представлен в июле 2020 г.
Согласно отчету о достижении значения показателя результативности по состоянию на 31.12.2019 г., представленном Обществом в Управление в июле 2020 г. (письмо № 01(700)-774 от 09.07.2020 г.), значение показателя результативности по показателю «создание новых рабочих мест» составило - 29 единиц (процент выполнения плана - 111,54%).
Однако проверкой установлено, что выполнение показателя результативности не подтверждается представленными предприятием копиями штатных расписаний подразделений. Так, на 01.01.2017 г. штатное расписание, представленное ранее (в отчете на 31.12.2018 г.) по всем подразделениям предприятия составляет в сумме 674 единицы, а на 31.12.2019 г. на 4 единицы меньше - 670 человек.
Таким образом, указанное Обществом в отчете значение показателя результативности по показателю «создание новых рабочих мест» в количестве 29 единиц, в ходе проведенной Управлением проверки не подтверждено и опровергается материалами дела.
По целевому показателю «привлечение инвестиций на реализацию инвестиционного проекта в сумме 25466,2 тыс. руб.» в заявке были представлены документы, подтверждающие понесенные затраты на реализацию инвестиционного проекта в сумме 7557,2 тыс. руб. К отчету, представленному в 2019 г., приложены документы, подтверждающие затраты еще на 9851,0 тыс. руб. Таким образом, на 01.01.2019г. предприятием предоставлены документы, подтверждающие понесенные затраты на реализацию инвестиционного проекта, в сумме 17408,2 тыс. руб. из заявленных 25466,2 тыс. руб.
К отчету, представленному в 2019 г., также было приложено письмо №01/700-249 от 27.03.2019г. в котором сообщалось, что предприятием был оплачен авансовый платеж за установку дробеструйной очистки металлических поверхностей по договору 0318/125-Э от 20.12.2018 г., и что остальные отчетные документы по приобретению данного оборудования будут представлены в отчете по итогам 2019 г.
В соответствии с п. 17 паспорта инвестиционного проекта, представленного в заявке, в 2019 году планировалось приобрести кроме дробеструйной камеры стоимостью 5 млн. руб., токарный станок ЧПУ NL 635Т стоимостью 6 млн. руб.
Однако, в отчете о достижении значения показателя результативности по состоянию на 31.12.2019 г., представленном в Управление в июле 2020 г. (письмо № 01(700)-774 от 09.07.2020 г.) документы на покупку дробеструйной камеры и токарного станка ЧПУ NL 635Т не представлены.
Вместо данного оборудования предприятие просит учесть в показателе результативности «привлечение инвестиций на реализацию инвестиционного проекта» токарно-горизонтальный станок с ЧПУ мод VT-27GL, стоимостью 7107,68 тыс. руб., станок круглошлифовальный мод. ЗЛ143В стоимостью 4615,12 тыс. руб., а также учесть затраты на сборку и установку дробеструйной камеры в размере 208 тыс. руб., вместо приобретения готовой дробеструйной камеры.
В соответствии с приложенными к отчету документами токарно-горизонтальный станок с ЧПУ мод VT-27GL и станок круглошлифовальный мод. ЗЛ143В приобретались в лизинг по договорам 2017 г. При этом, предприятие при подачи заявки на субсидию в 2018 г. не указало данное оборудование в паспорте инвестиционного проекта как необходимое в реализации инвестиционного проекта, на реализацию которого была предоставлена субсидия.
Кроме того, в 2019 г. окончательную оплату лизинговых платежей и выкупной стоимости оборудования по договорам лизинга за токарно-горизонтальный станок с ЧПУ мод VT-27GL и станок круглошлифовальный мод. ЗЛ143В осуществило не АО «Нефтемаш»-САПКОН, а ИП ФИО3 (платежное поручение от 15.07.2019г. на сумму 11000 тыс. рублей, в том числе НДС 1833,33 тыс. руб.). Следовательно, расходы на приобретение оборудования понесены индивидуальным предпринимателем, которому акционерное общество данные расходы не возмещало. Документы, подтверждающие расчеты между АО «Нефтемаш»-САПКОН и ИП ФИО3 по приобретению и оплате данного оборудования отсутствуют.
Также на данное оборудование не представлены товарные накладные, а в актах о приеме-передаче объекта основных средств ОС-1 стоимость оборудования указано с НДС, что является не корректным.
Документы, представленные в отчете и подтверждающие затраты на сборку и установку дробеструйной камеры содержат 6 платежных документов, датированных 2020 годом на сумму 23501,44 рубля. Однако, в соответствии с п. 5 Положения одним из условий предоставления субсидии является то, что срок реализации инвестиционного проекта не превышает 3 лет и в соответствии с п. 10 паспорта инвестиционного проекта, представленного АО «Нефтемаш»-САПКОН в заявке, срок реализации инвестиционного проекта составляет три года, начало проекта 01.01.2017 г., окончание-декабрь 2019 г.
Кроме того, внутренний заказ №04/2019г. на модернизацию дробеструйной камеры инв. №16853 выдан в октябре 2019 г., исполнен в ноябре 2019 г., однако в представленных документах значится платежный документ на сумму 39785,08 рублей, назначением платежа которого является «перечисление заработной платы за август и сентябрь 2019 г. ФИО4».
Соответственно, затраты на сборку и установку дробеструйной камеры в размере 208 тыс. рублей также не могут быть учтены.
АО «Нефтемаш»-САПКОН в жалобе указывает, что Общество обращалось в Управление с просьбой согласовать дополнительно приобретение в рамках проекта круглошлифовального станка с элементами автоматизации и цифровой индикации, позволяющий настраивать на более точные размеры, для чего было необходимо внести изменения в реализацию инвестпроекта за 2019г.
Однако изменения в реализацию инвестиционного проекта за 2019г. не внесены.
В ходе проверки АО «Нефтемаш»-САПКОН установлено, что значение показателей результативности, достижение значений которых предприятие обязано обеспечивать в соответствии с Соглашением, заключенным между Управлением и АО «Нефтемаш »-САПКОН, не выполнено в полном объеме.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, условия предоставления субсидии не были соблюдены.
В соответствии с п. 40 Положения в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных Управлением делами и органом государственного финансового контроля области, целей и порядка представления субсидии, в случае недостижения результатов предоставления субсидии, указанных в п. 35 Положения, субсидия подлежит возврату в следующем порядке:
Управление в течение 5 календарных дней со дня выявления нарушения издает приказ о возврате предоставленной субсидии получателем субсидии в областной бюджет.
Управление в течение 7 календарных дней со дня издания приказа направляет получателю субсидии письменное требование о возврате субсидии с указанием размера субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, с приложением копии указанного приказа и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии.
Получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования возвратить средства субсидии в областной бюджет.
В случае, если в течение 15 календарных дней со дня получения требования о возврате субсидии, получатель субсидии не возвратил средства субсидии в областной бюджет, Управление в течение 30 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет материалы в суд для взыскания средств субсидии в судебном порядке.
Таким образом, Положением о предоставлении из областного бюджета субсидии на поддержку промышленных предприятий обрабатывающих производств на компенсацию части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, связанных с реализацией инвестиционных проектов», утв. постановлением Правительства Саратовской области от 18.09.2017 г. № 481-П установлен порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В акте проверки от 21.07.2020 Управление пришло к выводу о том, что значение показателей результативности, достижение значений которых предприятие обязано обеспечивать в соответствии с соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии № 172/МП-с от 12.12.2018 не выполнено в полном объеме.
На основании п. 4.1.7 Соглашения в связи с не достижением АО «Нефтемаш» - САПКОН значений показателей результативности, установленных Правилами предоставления субсидии, Управлением в отношении АО «Нефтемаш »-САПКОН в соответствии с п. 40 Положения было принято решение о возврате Субсидии в областной бюджет в полном размере 2 645 030 (Два миллиона шестьсот сорок пять тысяч тридцать) руб. 73 коп. (приказ № 273 от 24.07.2020 г. «О возврате субсидии», т.1 л.д. 85).
29.07.2020 г. Управлением в адрес АО «Нефтемаш»-САПКОН направлено требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере 2 645 030 (Два миллиона шестьсот сорок пять тысяч тридцать) руб. 73 коп., с приложением копии приказа № 273 от 24.07.2020 г. «О возврате субсидии» и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии. Требование о возврате субсидии АО «Нефтемаш»-Сапкон получено 29.07.2020 г. (т.1 л.д.86).
АО «Нефтемаш»-САПКОН, по истечении 15 календарных дней со дня получения требования о возврате субсидии, не возвратило полученные по Соглашению субсидии в областной бюджет.
В связи с чем, предоставленные по соглашения средства субсидии подлежат возврату.
В настоящее время АО «Нефтемаш»-САПКОН имеет перед Управлением делами неисполненные денежные обязательства в размере 2 645 030,73 руб.
Доказательств возврата предоставленных субсидий в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.
Порядок возврата субсидий установлен Положением о предоставлении из областного бюджета субсидии на поддержку промышленных предприятий обрабатывающих производств на компенсацию части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, связанных с реализацией инвестиционных проектов», утв. постановлением Правительства Саратовской области от 18.09.2017 г. № 481-П.
На основании изложенного, судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что установленные проверкой обстоятельства, не являются основаниями для возврата субсидии.
В рассматриваемом случае, суд первой инстанции обоснованно включил в реестр требований кредиторов должника требование кредитора – Управления делами Правительства Саратовской области о включении в реестр требований кредиторов должника – Саратовского акционерного производственно-коммерческого общества «Нефтемаш» в сумме задолженности 2 645 030,73 руб. для удовлетворения в третью очередь.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего, удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ст. 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу вынесено законное и обоснованное определение, оснований для отмены которого, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2021 года по делу № А57-27583/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи М.А. Акимова
Ю.А. Комнатная