ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1424/20 от 05.03.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-56/2019

13 марта 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена «05» марта 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен «13» марта 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никольского С.В.,

судей Цуцковой М.Г., Шалкина В.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания»  на решение  Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2019 года по делу № А06-56/2019 (судья  Морозова Т.Ю.)

по исковому заявлению ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ТСЖ "Пятерка" (ОГРН<***>, ИНН <***>) о взыскании по договору энергоснабжения №26-600-05794 для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме от 04.07.2018г. задолженности в размере 183 286 руб. 55 коп. за период с июля по сентябрь 2018г., пени в сумме 31 722 руб. 67 коп. за период с 21.11.2018г. по 19.12.2019г. третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:  ООО «Расчетный центр Астрахани»,  Администрация Ленинского района г. Астрахани, ФГБОУ ВО "АГТУ", председатель правления ТСЖ "Пятерка" ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3, Служба жилищного надзора Астраханской области, ПАО «МРСК-Юга», ООО «Межрегиональный расчетный центр»,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» (далее – ПАО «АЭСК», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников жилья «Пятерка» (далее – ТСЖ «Пятерка», ответчик) о взыскании по договору энергоснабжения №26-600-05794 для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме от 04.07.2018г. задолженности в размере 426 461 руб. 62 коп. за период с июля по сентябрь 2018г., пени в сумме 3 073 руб. 34 коп. за период с 21.09.2018г. по 17.12.2018г.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО «Расчетный центр Астрахани», Администрация Ленинского района г. Астрахани, ФГБОУ ВО "АГТУ", председатель правления ТСЖ "Пятерка" ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3, Служба жилищного надзора Астраханской области, ПАО «МРСК-Юга», ООО «Межрегиональный расчетный центр».

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил ходатайство об уменьшении размера задолженности до 183 286 руб. 55 коп. за период с июля по сентябрь 2018г. и увеличении размера пени до 31 722 руб. 67 коп. за период с 21.11.2018г. по 19.12.2019г.

            Решением  Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2019 годас ТСЖ «Пятерка» в пользу ПАО «АЭСК» взыскано 112 161 руб. 27 коп. сумма основного долга за электроэнергию потребленную на места общего пользования по дому 16 «Д» ул.ФИО4 г.Астрахань, за период с июля по сентябрь 2018г., 19 412 руб. 52 коп. сумма неустойки за период с 21.11.2018г. по 19.12.2019г., 4 467 руб. судебные расходы по оплате госпошлины. В остальной части иска отказано.

            ПАО «АЭСК», не согласившись с судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

ФГБОУ ВО "АГТУ" в порядке ст. 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит отменить решение, принять новый судебный.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела,04.07.02018г. между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» (Гарантирующий поставщик) и ТСЖ "Пятерка" (Исполнитель) заключен договор энергоснабжения №26-600-05794 для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Исполнителя, а Исполнитель обязан принимать электрическую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (освещение и иное потребление электрической энергии токоприёмниками межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) и оплачивать потребленную в процессе содержания общего имущества электрическую энергию в многоквартирном доме и оказанные услуги в сроки, на условиях, определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.

Права и обязанности гарантирующего поставщика и исполнителя предусмотрены положениями раздела 3 и 4 договора.

По пункту 4.1.7 исполнитель обязуется производить в период с 23 -го по 25-е число расчетного месяца снятие показаний расчетных (общедомовых) приборов учета активной энергии и не позднее 26-го числа расчетного месяца предоставлять гарантирующему поставщику сведения о потребленной активной энергии на бланке установленного образца ("срочное донесение") за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенном печатью.

В силу пункта 4.1.8 исполнитель обязуется производить в период с 23-го по 25-е число расчетного месяца снятие показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, приборов учета, установленных в нежилых помещениях и подключенных после общедомового прибора учета, и не позднее 26-го числа расчетного месяца представлять гарантирующему поставщику сведения в виде реестра на бумажном носителе за подписью руководителя, заверенном печатью и в электронном виде в формате MS Excel или dbf. Такой реестр должен содержать наименование потребителя, адрес (номер квартиры, наименование нежилого помещения), тип и номер прибора учета, показания прибора учета, дату фиксации показаний прибора учета.

Согласно пункта 5.1 объем электроэнергии, поставляемый исполнителю в расчетном периоде по договору энергоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний расчетных общедомовых приборов учета, указанных в приложении №2 к настоящему договору «Перечень регистрируемых электросчетчиков исполнителя» и приложении №5 к настоящему договору «Перечень жильцов, проживающих в жилых помещениях, с расшифровкой по площади жилых помещений и установленных индивидуальных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного жилого дома» по формуле:

Vд = Vодпу - Vпотр,

где:

Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.

Согласно пункту 5.3 договора, при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии объем электроэнергии, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные пунктом 4.1.7 договора, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей Гарантирующего поставщика для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:

Vд=Vнодн,

где Vнодн объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.1 расчетным периодом по настоящему договору является период с 27-го числа предыдущего месяца по 26-е число текущего месяца.

Пункту 6.3 определено, что оплата в размере стоимости объема потребления за расчетный период производится исполнителем до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, посредством перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика или посредством оплаты в кассу в пользу гарантирующего поставщика.

Расчет количества потребленной электроэнергии платы за общедомовые нужды по домам, расположенным по адресам: <...> определялся истцом на основании договора.

Перечень помещений, входящих в состав общего имущества, площади которых применяются при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовое потребление, определен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Это площади помещений: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома).

Размер платы за коммунальную услугу электроснабжения, по данным истца, согласно представленному истцом расчету, составил 183 286 руб. 55 коп. по МКД расположенным по адресам: <...> Ж», ул.ФИО4,16 «Е».

ПАО «АЭСК» направило в адрес ТСЖ «Пятерка» претензии требованием оплаты потребленной электрической энергии на общедомовые нужды за период с июля по сентябрь 2018г.

Неисполнение ответчиком требований, изложенных в указанной претензии, явилось основанием обращения истца в суд с иском.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, доказательства и обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца обоснованы и подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил N 491, части 2.3 статьи 161 и статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.

Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 и часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из положений пункта 3 Правил N 354 следует, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, потребитель получает электрическую энергию, как для собственных нужд, так и для мест общего пользования.

Следовательно, ответчик, как исполнитель услуг, в силу закона наделен правомочиями по управлению жилыми домами, и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать поставленную электрическую энергию истцу, которая была потреблена для нужд жилых домов.

Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124» (далее - Правила N 124) они применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.

По пункту 1 Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).

Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей. Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.

Согласно п. 6 Правил N 124 исполнительнаправляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)), к которой прилагаются следующие документы:

а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации    исполнителя   в    качестве   юридического   лица   или   индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, копия паспорта гражданина Российской Федерации);

б)документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте);

в)документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения
которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г.
N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;

г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);

д)протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);

е)документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

ж)иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).

Согласно Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Как установлено в судебном заседании договор энергоснабжения, положенный в основу иска в части не соответствует императивным требованиям Правил №124, обязательных применению, поскольку в отношении домов, расположенных по адресам: г.Астрахань, ул.Татищева,16 «Ж», ул.ФИО4,16 «Е» со стороны "Исполнителя" (как значится в договоре л.д.31) выступило ненадлежащее лицо, не являющееся исполнителем коммунальных услуг.

Документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, а также обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, являются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

а)        для управляющей организации:

если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);

если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, - протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);

если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией;

б)        для товарищества или кооператива:

протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом; устав товарищества или кооператива.

            Согласно письму службы жилищного надзора Астраханской области № 2794/03 от 20 марта 2019 года (т.2 л.д. 116) в реестре лицензий Астраханской области не содержатся сведения об управлении многоквартирным домом по адресу: <...>. Также в указанном письме указывается на то, что собственниками ранее было принято решение о выборе способа управления «управление ТСЖ» путем присоединения к существующему ТСЖ «Пятерка», однако до настоящего времени данное решение не реализовано.

            Также, служба жилищного надзора Астраханской области в своем письме № 551/03 от 25 января 2017 года  (т.3 л.д. 16-18) сообщает, что на общем собрании, оформленном протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, проведенного в форме заочного голосования от 27 января 2012 года, было принято решение о выборе способа управления «управление ТСЖ» путем присоединения к существующему ТСЖ «Пятерка».

            На общем собрании членов ТСЖ «Пятерка», оформленном протоколом №2/12 общего собрания членов ТСЖ «Пятерка» в форме заочного голосования от 28 января 2012 года по адресу: <...>, было решено в связи с голосованием собственников жилья дома №16 «Е» по ул. ФИО4 за присоединение к ТСЖ «Пятерка» принять решение о согласии на присоединение к ТСЖ «Пятерка» многоквартирного дома по адресу: <...> «Е».

            После принятии решений, оформленных протоколом от ОСС от 27.01.2012 и протоколом от ОСС от 28.01.2012, должно было быть принято решение о внесений изменений в устав и соответственно государственная регистрация о вносимых изменений. Согласно объяснениям представителя ТСЖ «Пятерка», на общем собрании вопрос об изменении устава, в связи с решением о присоединении дома по ул. ФИО4, 16 «Е» к действующему ТСЖ «Пятерка» на собрании не ставился, изменения в устав ТСЖ «Пятерка» не вносились. Решения, оформленные протоколом от ОСС от 27.01.2012 и протоколом от ОСС от 28.01.2012 юридически не реализовано.

            Кроме того, согласно сведениям из сайта «Реформа ЖКХ» по адресу: <...> никто не управляет; по адресу: г. Астрахань, л. ФИО4, д.16 «Е» отсутствует информация об управлении.

Доказательств, подтверждающих статус ответчика, как исполнителя коммунальных услуг в отношении домов, расположенных по адресу: г.Астрахань, ул.Татищева, 16 «Ж», ул.ФИО4, 16 «Е» ни истцом , ни ответчиком, ни участвующими в деле третьими лицами суду не представлено. Таким образом, не соблюдены требования абз. 2 п. 8 Правил N 124, согласно которым ответчик должен был представить документы, поименованные в п. 6, 7 данных Правил, в виде копий, заверенных лицами, выдавшими такие документы, либо лицом, уполномоченным согласно действующему законодательству на совершение соответствующих действий.

            Судом апелляционной инстанции передавались телефонограммы ТСЖ «Пятерка» и службе жилищного надзора Астраханской области о необходимости представления  документов, подтверждающих управление многоквартирными жилыми домами по адресам: г. Астрахань, ул. Татищева, 16 «Е» и «Ж». Однако, указанных документов представлено не было.

Также, судом первой инстанции откладывались судебные заседания, объявлялись перерывы, с целью предоставления истцом документов, свидетельствующих о наделении ответчика полномочиями "исполнителя" услуг. Однако, документы представлены не были.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности статуса ответчика, как исполнителя услуг в отношении домов, расположенных по адресу: г.Астрахань, ул.Татищева,16 «Ж», ул.ФИО4,16 «Е».

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика также утверждал, что дома расположенные по адресам: г.Астрахань, ул.Татищева,16 «Ж», ул.ФИО4,16 «Е» не входят в управление ТСЖ «Пятерка», товарищество является исполнителем услуг лишь в отношении МКД расположенного по адресу ул.ФИО4,16 «Д». При этом, указанный дом находится на балансе ФГБОУ ВО «АГТУ», является его собственностью и не передавался на баланс ТСЖ «Пятерка».

В связи с этим, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданых в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную   собственность,   предполагает   изменение   статуса  жилого   помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность, указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку статус ответчика, как исполнителя услуг в отношении домов, расположенных по адресу г.Астрахань, ул.Татищева,16 «Ж», ул.ФИО4,16 «Е» не нашел своего подтверждения в судебном заседании, то в целях соблюдения прав и интересов проживающих в указанных домах граждан, в отношении указанных МКД может быть проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, согласно правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 года N 75, предусматривающих право органа местного самоуправления провести конкурс по отбору управляющей организации, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, если не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.

Доказательств заключения договоров управления, создания ТСЖ и проведения такого конкурса в деле не имеется.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований в размере 112 161 руб. 27 коп.

За неисполнение ответчиком обязанности по оплате электрической энергии истец начислил и предъявил к взысканию пени по трем домам, в сумме 31 722 руб. 67 коп.

Согласно статьям 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В связи с удовлетворением задолженности только по одному из МКД, расположенному по адресу ул.ФИО4,16Д, неустойка подлежит взысканию в размере 19412руб.52коп. за период с 21.11.2018г. по 19.12.2019г., за просрочку внесения платы за общедомовые нужды по указанному дому.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.

          Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 декабря 2019 года по делу №А06-56/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         С.В.  Никольский

Судьи                                                                                                                      М.Г. Цуцкова

В.Б. Шалкин