ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1436/09 от 11.03.2009 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

«13» марта 2009 года Дело № А57-24034/08-6

Резолютивная часть постановления объявлена «11» марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен «13» марта 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Дубровиной,

судей Н.В. Луговского, М.Г. Цуцковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубевой И.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области – Студенцовой Н.Н., действующей на основании доверенности от 12.01.2009 г. № 60-01-31/26,

представителей открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии» - Коцубняк М.В., действующей на основании доверенности от 25.02.2009 г. №1-1193, Илюшиной О.В., Действующей на основании доверенности от 11.01.2009 г. № 1-7,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, г. Саратов,

на решение арбитражного суда Саратовской области от «26» января 2009 года

по делу № А57-24034/08-6 (судья Землянникова В.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии», г. Саратов,

к территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, г. Саратов,

о признании незаконным отмене постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления федеральной службой финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее – Управление) от 11 ноября 2008 года № 172, об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилось открытое акционерное общество «Саратовские авиалинии» (далее – ООО «Саратовские авиалинии», Общество), ввиду отсутствия события правонарушения. Заявитель указывал на то, что Управлением при поведении проверки был выявлен факт несоблюдения установленного порядка и срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, выразившееся в несвоевременном представлении Обществом подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а именно справки о подтверждающих документах и прилагаемой к ней товарной накладной. Однако заявитель указывал на необоснованность вывода Управления о том, что датой оформления подтверждающего документа является дата составления «Взаиморасчета за январь 2008 года» 31 января 2008 года, а так же ссылался на то, что при рассмотрении дела орган финансово-бюджетного надзора должен был руководствоваться пунктом 2.4. Положения Банка России от 01.06.2004 г. № 258-П, который действовал на момент фактического представления справки в банк - 20.03.2008 года, в связи с чем, считает вынесенное постановление незаконным.

Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области не согласилось с заявленными требованиями, считает, вынесенное постановление законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением материальных и процессуальных норм права, а так же с учетом обстоятельств дела и не подлежащим отмене.

Решением суда первой инстанции от 26 января 2009 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, постановление от 11 ноября 2008 года № 172 признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым судебным актом, территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и признать оспариваемое постановление законным.

Доводы жалобы сводятся к тому, что справка о подтверждающих документах представлена ОАО «Саратовские авиалинии» в банк ПС с нарушением установленного законодательством срока представления подтверждающих документов и информации, поскольку датой оформления подтверждающего документа является дата составления «Взаиморасчета за январь 2008 года» 31.01.2008 г., в связи с чем, справка о подтверждающих документах должна была быть представлена в банк до 15.02.2008 года, а фактически представлена 20.03.2008 года, что не соответствует требованиям пункта 2.4 Положения ЦРБ от 01 июня 2004 года № 258-П.

ОАО «Саратовские авиалинии» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Представители Управления и ОАО «Саратовские авиалинии» в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, соответственно.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Материалами дела установлено, что государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области Мироновой Е.С. в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства ОАО «Саратовские авиалинии» за период с 01.01.2006 года по 09.06.2008 года было выявлено, что Общество заключило с Фирмой «SARMATReiseundHandelsGmbH» договор № 15/1-04 от 30.08.2004 года о сотрудничестве на рынке воздушных перевозок.

По вышеуказанному договору нерезидентом были оказаны услуги по акту сдачи-приемки оказанных услуг (взаиморасчет за январь) от 31.01.2008 года.

Материалами проверки установлено, что, на основании взаиморасчета от 31.01.2008 года, справка о подтверждающих документах должна быть представлена в банк до 15.02.2008 года, а фактически представлена 20.03.2008 года, т.е. с нарушением срока представления, установленного п. 2.4 Положения ЦБР от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» на 34 календарных дня.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении № 8 от 23.10.2008 г., которым обществу вменяется в вину совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 24).

По результатам рассмотрения названного протокола и материалов дела об административном правонарушении Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области вынесено постановление о назначении административного наказания от 11.11.2008 г. № 172, которым ОАО «Саратовские авиалинии» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 7).

Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обжаловал его в арбитражный суд.

Признавая незаконным и отменяя постановление от 11 ноября 2008 года № 172, суд первой инстанции исходил из необоснованности применения к спорным правоотношениям пункта 2.4 Положения ЦБР от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операцийс нерезидентами по внешнеторговымсделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», в редакции, введенной в действие на основании Указания ЦБР от 26 сентября 2008 г. № 2080-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 июня 2004 г. № 258-П», вследствие чего судом первой инстанции был сделан вывод об отсутствии со стороны ОАО «Саратовские авиалинии» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.

Апелляционный суд находит позицию суда первой инстанции законной и обоснованной исходя из следующего.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ, резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операцийс нерезидентами по внешнеторговымсделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее -Положение), в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее – банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).

Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территорииРоссийской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения).

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Объектом административного правонарушения, установленного в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правоотношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Как установлено судом первой инстанции и материалами дела, основанием для привлечения ОАО «Саратовские авиалинии» к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ послужило нарушение п. 2.4 Положения ЦБР от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Вместе с тем, суд первой инстанции обосновано указал на то, что на момент возникновения спорных правоотношений, т.е. на 20.03.2008 года, действовало Положение Банка России от 01.06.2004 г. № 258-П, в соответствии с пунктом 2.4. которого резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территорииРоссийскойФедерацииилиоформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Редакция Положения ЦБР от 1 июня 2004г. № 258-П «О порядке представления резидентамиуполномоченнымбанкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операцийс нерезидентами по внешнеторговымсделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», на которую ссылается Управление в оспариваемом постановлении, введена в действие на основании Указания ЦБР от 26 сентября 2008 г. № 2080-У.

Из буквального толкования пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 г. № 258-П, следует, что заявитель должен был представить в банк справку о подтверждающих документах в течение 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по договору от 30.08.2004 г. № 15/1-04 были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 6.5 названого договора от 30.08.2004 г. № 15/1-04 акт приемки-передачи по факту оказания услуг оформляется на основании счетов и отчета о продаже авиаперевозок (л.д. 38-41).

Заявитель, оспаривая привлечение его к административной ответственности, указывает на то, что выставленный Фирмой «SARMATReiseunciHandlesGmbH» взаиморасчет был составлен и подписан Фирмой «SARMATReiseunciHandlesGmbH» 31.01.2008 года (л.д. 16), следовательно, ОАО «Саратовские авиалинии», в силу пункта 6.5 договора № 15/1-04 от 30.08.2004 г., могли оформить взаиморасчет, только после выставления счета на оплату.

Счет на оплату № 19416 на сумму 8701,54 Евро был оформлен Фирмой «SARMATReiseunciHandlesGmbH» и выставлен ОАО «Саратовские авиалинии» для оплаты 12.03.2008 г. (л.д. 17)

Таким образом, документ, подтверждающий выполнение работ в январе 2008 года по договору № 15/1-04 от 30.08.2004 г. - «Взаиморасчет за январь 2008 г.», составленный фирмой «SARMATReiseundHandlesGmbH» 31.01.2008 г., фактически был оформлен со стороны ОАО «Саратовские авиалинии» на основании счета № 19416 от 12.03.2008 г. в марте 2008 года.

Апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о несоответствии вывода органа финансово-бюджетного надзора о том, что датой оформления подтверждающего документа является дата составления «Взаиморасчета за январь 2008 года» 31.01.2008 г. положениям пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 г. № 258-П, исходя из следующего.

Согласно пункту 2.4. Положения Банка России от 01.06.2004 г. № 258-П, ОАО «Саратовские авиалинии» обязано было представить в банк справку о подтверждающих документах в срок до 15.04.2008г.ФактическиОАО «Саратовские авиалинии» представило справку в банк 20.03.2008 г., т.е. без нарушения установленного срока.

Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ОАО «Саратовские авиалинии» состава административногоправонарушения,ответственностьзакоторое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы судом полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Саратовской области от «26» января 2009 года по делу № А57-24034/08-6, оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.А. Дубровина

Судьи Н.В. Луговской

М.Г. Цуцкова