ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-15291/2016
17 марта 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.А. Кузьмичева,
судей В.В Землянниковой., Ю.А. Комнатной
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.Е. Маловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 ноября 2016 года по делу № А57-15291/2016 (судья Степура С.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН <***>, ИНН <***>), администрация Ленинского района г. Саратова (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия органа, об обязании органа включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» нестационарные торговые объекты,
при участии в судебном заседании представителей: администрация муниципального образования «Город Саратов» - ФИО2 по доверенности №01-04/122 от 15.11.2016.
В судебное заседание не явились представители: индивидуального предпринимателя ФИО1, комитет по управлению имуществом города Саратова, администрация Ленинского района г. Саратова извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 72403 5, 72404 2, 72401 1.
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным бездействие администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее- Администрация МО «Город Саратов», администрация), выразившееся в не включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО « Город Саратов», утвержденную постановлением администрации МО «Город Саратов» 15.04.2016 №954, аттракционов и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов, путем включения в действующую на момент исполнения вышеуказанного постановления Схему размещения НТО на территории МО «Город Саратов» объекты: аттракционы по адресу: г. Саратов, сквер «Победа» (6-ой квартал) на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040407:2288 с периодом размещения с 01 января по 31 декабря (круглогодично).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация Ленинского района г.Саратова (г.Саратов).
Решением от 10 ноября 2016 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-15291/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, на основании Постановления Администрации г.Саратова от 06.11.2008 № 1348 «Об утверждении положений об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города и о комиссии по вопросам торговли, общественного питания и бытового обслуживания» ИП ФИО1 было согласовано размещение аттракционов по адресу: г. Саратов, Ленинский район, сквер «Победа». Данные аттракционы были включены в Схему размещения объектов мелкорозничной сети (Приложение № 1 к Постановлению от 06.11.2008 № 1348), ИП ФИО1 Администрацией муниципального образования «Город Саратов» выдан паспорт на объект мелкорозничной сети от 15.07.2009 № 426/1. Администрацией Ленинского района г.Саратова выданы разрешения на размещение детских аттракционов от 21.02.2013 № 503-01/14, от 16.04.2012 № 943-01/14.
Постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2016 № 954 утверждена Схема размещения нестационарных объектов на территории МО «Город Саратов». Однако, детские аттракционы по адресу: г. Саратов, Ленинский район, сквер «Победа», в данную схему не включены.
Полагая, что не включение администрацией детских аттракционов в Схему расположения нестационарных торговых объектов нарушает ее права на осуществление предпринимательской деятельности, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской, экономической и иной хозяйственной деятельности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Администрация муниципального образования «Город Саратов» в силу закона наделена правами собственника в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов».
Постановлением главы администрации города Саратова от 06.11.2008 № 1348 утверждено Положение об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города».
Согласно данному Положению размещение нестационарных торговых объектов, в том числе детских аттракционов, на территории города допускалось исключительно в местах, предусмотренных Схемой, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 02.03.2009 № 89 (с изменениями и дополнениями от 19.05.2009, от 08.07.2009), с обязательным оформлением в соответствии с пунктом 1.5. Положения Паспорта на размещение объекта мелкорозничной сети и правоустанавливающих документов на земельный участок.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ИП ФИО1 на объект мелкорозничной сети - детские аттракционы - по адресу: <...> сквер «Победа», Комитетом по экономике администрации муниципального образования «Город Саратов» был выдан паспорт № 426/1 от 15.07.2009 со сроком действия с 10.07.2006 по 31.10.2009. На основании выданных документов предпринимателем по указанному адресу размещены детские аттракционы.
По окончанию указанного срока Паспорт утратил силу, однако ответчиком указанные объекты не были убраны с территории сквера «Победа».
В соответствии с «Общероссийским классификатором услуг населению» ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, аттракционы являются услугами учреждений культуры, оказываемыми парками культуры и отдыха (код 052312), и не относятся к бытовым услугам, услугам торговли и общественного питания.
В соответствии с «ГОСТ Р53130-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность аттракционов. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 552-ст) аттракцион - это устройство для развлечений в общественных местах, создающее для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий.
Детский аттракцион - это аттракцион, специально разработанный для развлечения детей ростом от 90 до 160 см.
Понятие аттракциона содержится, также, в законе Саратовской области от 16.05.2013 № 81 -ЗСО «О региональном государственном надзоре за техническим состоянием аттракционной техники на территории Саратовской области» (принят Саратовской областной Думой 15.05.2013), который устанавливает, что к объектам надзора, в отношении которых применяется настоящий Закон, относятся временно устанавливаемые (перевозимые) и стационарные (смонтированные на фундаментах) аттракционы, в которых предусмотрено использование указанных в статье 3 настоящего Закона параметров биомеханических воздействий на пассажиров аттракционов, следующих видов: механизированные, немеханизированные, аттракционы для детей, в том числе аттракционы водные и надувные игровые аттракционы; а также вспомогательные устройства для развлечений, используемые в парках аттракционов или совместно с аттракционами, устанавливаемые в парках, торгово-развлекательных центрах, на ярмарках и других общественных местах.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что аттракционы, предназначенные для развлечения людей, не могут приравниваться к торговым объектам, деятельность которых, направлена на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и не подпадает под деятельность Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Частью 6 Закона № 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов. Поскольку подобная обязанность законом не предусмотрена, бездействие администрации не противоречит закону.
В рамках дела № А57-410/2015 арбитражным судом дана оценка законности оснований использования ответчиком - ИП ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, сквер «Победа». По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии таких оснований, в связи с чем решением от 07.06.2016 арбитражный суд обязал индивидуального предпринимателя ФИО1 устранить препятствия в использовании земельного участка площадью 65 979 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Л. Кумача, сквер «Победы», путем демонтажа и вывоза за счет ответчика объектов, расположенных на нем (с указанием конкретных объектов).
В настоящее время размещение аттракционов на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 № 1411 «Об утверждении положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования «Город Саратов».
В перечень мест для размещения аттракционов на территории муниципального образования «Город Саратов», являющийся приложением № 2 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 № 1411, включен сквер «Победа» в Ленинском районе г. Саратова.
В соответствии с указанным Положением администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в 2016 году проводился отбор участников для размещения аттракционов в целях проведения, спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», в том числе и в сквере «Победа».
Как установлено материалами дела, Заявителем не была подана заявка на участие в отборе участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории Ленинского района.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13.01.2016 № 3 утвержден Порядок рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2016 № 954 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2016 - 2020 годы.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка для включения (исключения) сведений о нестационарных торговых объектах в Схему (из Схемы), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов" - управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей (далее - Управление) заявление о включении (исключении) в Схему (из Схемы) нестационарного торгового объекта.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ИП ФИО1 не собирается заниматься торговой деятельностью и с соответствующим заявлением не обращалась в управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей о включении в Схему нестационарного торгового объекта.
Кроме того, оспаривание бездействия выразившееся в не включении в схему размещения нестационарных торговых объектов по сути преследует цель несогласия с Постановлением Администрации Саратова об утверждении схемы. Указанное постановление носит характер нормативного акта, оспаривание которого осуществляется в ином порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции, что заявленные требования ИП ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судебной коллегией как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, установленным по делу судом первой инстанции обстоятельствам и действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 ноября 2016 года по делу № А57-15291/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи: В.В. Землянникова
Ю.А. Комнатная