ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-144/09 от 15.01.2009 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

====================================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-15179/08-С40 «19» января 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена «15» января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен«19» января 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голубевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября - 05 ноября 2008 года 2008 года по делу № А12-15179/08-С40 (судья Романов С.П.),

по заявлению Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского Муниципального района Волгоградской области, г. Котельниково Волгоградской области,

к Совету народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, г. Котельниково Волгоградской области,

заинтересованное лицо: Прокуратура Волгоградской области, г. Волгоград,

о признании незаконными действий и решений представительного органа,

при участии в заседании представителей:

Прокуратуры Волгоградской области - ФИО1, удостоверение №063001 от 17.12.2008 года, сроком действия до 17.12.2011 года,

Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского Муниципального района Волгоградской области - не явились, извещены,

Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского Муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация) с заявлением к Совету народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее – Совет народных депутатов), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:

1. о признании незаконнымидействий Совета народных депутатовКотельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области по принятию решений об утверждении бюджета Котельниковского городского поселения на 2008-2010 года от 21 февраля 2008 года № 17/100, от 13 марта 2008 года № 19/103 без проведения заседаний согласительной комиссии без решения согласительной комиссии по проекту бюджета;

2. о признании незаконным бездействия Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не создании согласительной комиссии из равного числа представителей администрации Котельниковского городского поседения и Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения, в не утверждении ее персонального состава, в не проведении заседаний согласительной комиссии;

3. об обязании Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области создать согласительную комиссию для согласования несогласованных вопросов по проекту бюджета Котельниковского городского поселения на 2008-2010 года провести ее заседания, вынести проект бюджета Котельниковского городского поселения на 2008-2010 года на утверждение Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Волгоградской области;

4. о признании недействительным решения Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 25 июля 2008 года № 24/127 «Об утверждении бюджета Котельниковского городского поселения на 2008 год и на период 2010 года».

Определением суда о назначении повторного предварительного судебного заседания от 01.10.2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Волгоградской области (т. 1, л.д. 117).

Решением суда первой инстанции от 29 октября - 05 ноября 2008 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными:

- действия Совета народных депутатов Котельниковскогогородского поселенияКотельниковскогомуниципального района Волгоградской области по принятию решений об утверждении бюджета Котельниковского городского поселения на 2008-2010 года от 21 февраля 2008 года № 17/100, от 13 марта 2008 года № 19/103 без проведения заседаний согласительной комиссии по проекту бюджета;

- бездействие Совета народных депутатов КотельниковскогогородскогопоселенияКотельниковскогомуниципального района Волгоградской области, выразившееся в не создании согласительной комиссии из равного числа представителей администрации Котельниковскою городского поседения и Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения, в не утверждении ее персонального состава, в не проведении заседаний согласительной комиссии;

Также, суд первой инстанции обязал Совет народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области создатьсогласительную комиссию длясогласованиянесогласованных вопросов по проекту бюджета Котельниковского городского поселения на 2008 -2010 года и признал незаконным решение Совета народных депутатов КотельниковскогогородскогопоселенияКотельниковскогомуниципального района Волгоградской области от 25 июля 2008 года № 24/127 «Об утверждении бюджета Котельниковского городского поселения на 2008 год и на период 2010 года».

В остальной части требований отказано.

Прокуратура Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 29 октября - 05 ноября 2008 года отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского Муниципального района Волгоградской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Волгоградской области - без удовлетворения.

Совет народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области так же в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить. Советом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.

О месте и времени судебного заседания Администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского Муниципального района Волгоградской, Совет народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области извещены надлежащим образом, что подтверждается наличием уведомлений № 90059 9 и № 90060 5 о вручении почтового отправления.

В судебном заседании представитель Прокуратуры пояснил, что считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу прекращению в связи с не подведомственностью данного спора арбитражному суду.

Выслушав представителя Прокуратуры, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм процессуального права.

Как видно из материалов дела, 15.11.2007 г. Глава Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского Муниципального района Волгоградской области по основаниям, предусмотренным ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) и ст. 22 Положения о бюджетном процессе в Котельниковском городском поселении направил в Совет народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области проект бюджета Котельниковско городского поселения на 2008 г. и на период до 2010 г.

15 ноября 2007 г. Совет народных депутатов принял решение № 11/71 не принимать проект бюджета к рассмотрению в связи с наличием разногласий по проекту, а также по иным основаниям.

Решением Совета народных депутатов от 26.11.2007 г. № 12/78 проект бюджета принят к рассмотрению.

25 декабря 2007г. Совет народных депутатов принял решение № 14/88 об утверждении бюджета в первом чтении с основными параметрами расходов и доходов, создании согласительной комиссии по урегулированию спорных вопросов формирования Решения о бюджете в составе представителей Совета народных депутатов и Администрации (по согласованию) и поручении комиссии подготовки проекта решения по бюджету.

21 февраля 2008г. Советом народных депутатов принято решение № 17/100 об утверждении бюджета на 2008-2010 г.г. в окончательном чтении с утверждением его основных характеристик, в том числе расходной и доходной частей.

Письмом № 463 от 11.03.2008 г. Глава Администрации возвратил в Совет народных депутатов без подписания бюджет, утвержденный решением № 17/100 от 21.02.2008 г. по тем основаниям, что при его утверждении были нарушены требования ст.ст. 152,154 БК РФ, ст. 35 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно - в связи с отсутствием заключения Главы Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского Муниципального района Волгоградской области.

Письмами № 674 от 02.04.2008 г. № 1212 от 02.07.2008 г. Глава Администрации повторно направлял в Совет народных депутатов проект бюджета.

Решением № 24/127 от 25.07.2008 г. Совет исключил вопрос об утверждении бюджета из повестки заседания 25.07.2008 года, рекомендовав Администрации подписать и опубликовать бюджет и выйти с предложением в Совет народных депутатов по корректировке с учетом израсходованных средств в 2008 году (т.1, л.д. 106).

Суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, пришел к выводу о подведомственности его арбитражному суду.

Суд апелляционной инстанции считает, что настоящее дело арбитражному суду не подведомственно по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, при определении подведомственности дела арбитражному суду необходимо исходить из характера правоотношений, по поводу которых возник спор.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни Бюджетный кодекс Российской Федерации не относят к подведомственности арбитражных судов споры между участниками бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов.

Часть 4 Бюджетного кодекса РФ устанавливает понятие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, круг органов, полномочных рассматривать нарушения бюджетного законодательства, меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства и основания применения таких мер.

В соответствии со статьей 281 БК РФ неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, предусмотрены статьей 282 БК РФ.

В соответствии с частью 4 Бюджетного кодекса РФ арбитражный суд не входит в круг органов, полномочных рассматривать нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, данный спор о порядке рассмотрения проекта бюджета не является экономическим и не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу прекратить за неподведомственностью арбитражному суду.

Руководствуясь статьями 150, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября - 05 ноября 2008 года по делу № А12-15179/08-С40 отменить.

Производство по настоящему делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий Ю.А. Комнатная

Судьи С.Г. Веряскина

Н.В. Луговской