ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А12-25460/2010
05 апреля 2010 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей: Акимовой М.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (г. Ростов-на-Дону) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2010 г. по делу № А12-25460/2009 (судья Литвин С.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества «Управляющая компания «РОСАКВА» (г. Волжский Волгоградской области)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (г. Ростов-на-Дону)
об отмене постановления о назначении административного наказания № 58-09-561/пн от 23 ноября 2009 г.
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Управляющая компания «РОСАКВА» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе о назначении административного наказания № 58-09-561/пн от 23 ноября 2009 года, в соответствии с которым ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 700 000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2010 года заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным и отменил постановление № 58-09-561/пн от 23 ноября 2009 г. Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе о привлечении ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РО ФСФР России в ЮФО, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» требований. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, вынесено без учета обстоятельств дела. По мнению заявителя, в материалах дела имеются доказательства нарушения Обществом положений пункта 8.5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года № 06-117/пз-н. В связи с этим, административный орган полагает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу административного органа – без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления № 410031 22 95493 7 и 410031 22 95494 4. Почтовые отправления вручены Обществу и РО ФСФР России в ЮФО 16 и 15 марта 2010 года соответственно. От РО ФСФР России в ЮФО поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Общества и административного органа, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 октября 2009 года исполняющим обязанности начальника информационно-аналитического отдела РО ФСФР России в ЮФО ФИО1 выявлено административное правонарушение, совершенное ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА», ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту правонарушения 18 октября 2009 года был составлен акт о нарушении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность, по раскрытию которой установлена пунктом 8.5.5 Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н, а именно: ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» не исполнило в срок не позднее 03 июля 2009 года обязанность по публикации в ленте новостей сообщения на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за 2 квартал 2009 года.
21 сентября 2009 года исполняющим обязанности начальника информационно-аналитического отдела РО ФСФР России в ЮФО ФИО1 в отношении ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» был составлен протокол об административном правонарушении № 58-09-585/пр-ап.
23 ноября 2009 года заместителем руководителя РО ФСФР России в ЮФО ФИО2 было принято постановление о назначении административного наказания № 58-09-561/пн, в соответствии с которым ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме семьсот тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и, полагая, что оно затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом не был нарушен порядок раскрытия информации, так как основные обязательства, установленные Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, выполнены надлежащим образом.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Объективной стороной указанного правонарушения, является нераскрытие или нарушение перечисленными в приведенной правовой норме лицами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 4 статьи 93 Закона № 208-ФЗ закреплена обязанность акционерного общества вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 (далее – Положение о ФСФР), Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В соответствии с пунктом 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н, открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать, в частности, сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
Согласно пункту 8.1.2 Положения о раскрытии информации указанная обязанность возникает для открытого акционерного общества с момента его государственной регистрации.
Приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н внесены изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Раздел 8.5 указанного Положения, изложенный в новой редакции, вступил в силу с 01.07.2009 г.
Как следует из пункта 8.5.1 Положения о раскрытии информации, акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
В силу пункта 8.5.3. Положения о раскрытии информации акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2-х рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2-х рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Из материалов дела следует, что установленная обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах за 2-й квартал 2009 года исполнена ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» надлежащим образом – текст списка аффилированных лиц Общества размещен в сети Интернет в срок, не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 21 сентября 2009 г. и оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 23 ноября 2009 г., Обществу вменяется не факт нераскрытия или порядка раскрытия информации, то есть неразмещения в сети Интернет списка аффилированных лиц за 2-й квартал 2009 года, а факт не опубликования в ленте новостей сообщения о публикации на странице в сети Интернет указанного списка аффилированных лиц.
Такая обязанность установлена пунктом 8.5.5 Положения о раскрытии информации, согласно которому не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
Приведенная норма, предусматривающая дополнительную кроме раскрытия акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц, обязанность публикации в ленте новостей также и сообщение о раскрытии этой информации, по мнению суда апелляционной инстанции, в случае несвоевременного опубликования в ленте новостей такого сообщения не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку названная правовая норма предусматривает административную ответственность лишь за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В данном случае административным органом Обществу претензии в части неракрытия информации, порядка ее раскрытия (неопубликование в сети Интернет не позднее 2-х рабочих дней с даты окончания отчетного квартала), раскрытие информации не в полном объеме, недостоверной информации или информации, вводящей в заблуждение, не предъявляются.
Как было указано выше, согласно статье 30 Закона о рынке ценных бумаг состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 1.4 Положения о раскрытии информации в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее – лента новостей), такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого в соответствии с настоящим Положением должно быть осуществлено такое опубликование.
В силу пункта 9.10 Положения о ФСФР служба по вопросам, отнесенным к своей компетенции, издает Приказы.
В данном случае административный орган не указал Приказ, в соответствии с которым ФСФР России определил информационные агентства, осуществляющие распространение Информации в порядке пунктов 1.4 и 8.5.5 Положения о раскрытии информации.
Исследовав и оценив с совокупности доказательства по делу в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в действиях ОАО «Управляющая компания «РОСАКВА» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данная правовая позиция также изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01 марта 2010 г. по делу № А12-21642/2009.
Изложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их. Нормы материального и процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2010 года по делу № А12-25460/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам по Южному федеральному округу (г. Ростов-на-Дону) – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий Л.Б. Александрова
Судьи М.А. Акимова
И.И. Жевак