ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1572/20 от 09.04.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-42748/2019

09 апреля 2020 года

           Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., рассмотрев апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №307 Центрального района Волгограда» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 января 2020 года по делу № А12-42748/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Бритвин Д.М.)

по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №307 Центрального района Волгограда» (<...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №307 Центрального района Волгограда» (далее заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления от 16.09.2019 №ИК/2019-90 о  привлечении к административной ответственности по ч.1   ст.13.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, вынесенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее – административный орган, Волгоградстат).

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

Учреждение не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №307 Центрального района Волгограда» не представлена в установленный срок форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников " за июль 2019, срок предоставления которой истек 15 августа 2019 года.

Указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем положений статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон об официальном статистическом учете), пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620 (далее - Положение).

Административный орган квалифицировал по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущенное нарушение.

03 сентября 2019 года в отношении заявителя составлен протокол N 32 об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола заявитель извещен надлежащим образом.

16 сентября 2019 года административным органом вынесено постановление N ИК/2019-90 о привлечении МДОУ "Детский сад N 307 Центрального района" к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. МДОУ "Детский сад N 307 Центрального района" извещено административным органом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.

Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о его отмене.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины МДОУ "Детский сад N 307 Центрального района", отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

В части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

В соответствии со статьей 4 Закона об официальном статистическом учете одним из основных принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.

Согласно части 1 статьи 8 Закона об официальном статистическом учете респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 указанной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Условия представления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены в Положении.

Первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (пункт 3 Положения).

В соответствии с пунктом 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учета, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Росстата от 06 августа 2018 года N 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников" утверждены прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие, в том числе утверждена форма N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников".

Согласно указанной форме сведения предоставляются не позднее 15 числа после отчетного периода.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Госкомстата России от 07 марта 2000 года N 18 "О сроках представления государственной статистической отчетности" в случае, если последний день срока представления государственной статистической отчетности отчитывающимися субъектами по формам федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным Госкомстатом России, приходится на нерабочий день, днем окончания срока представления отчетности отчитывающимися субъектами является ближайший следующий за ним рабочий день.

Учреждение обязано было предоставить статистическую отчетность в срок до 15.08.2019.

Данная обязанность заявителем не исполнена в установленный срок.

Таким образом, «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №307 Центрального района Волгограда» нарушило обязанность респондента по предоставлению достоверных статистических данных. Деяние заявителя образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждено материалами дела. Факт нарушения заявителем не оспаривается.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Судами обеих инстанций установлено, что учреждение не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере официального статистического учета.

Доказательств обратного в материалы дела не предоставлено. С учетом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлек заявителя к административной ответственности.

Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

В качестве довода апелляционной жалобы заявитель указывает на подачу отчета с пропуском в один день (19.08.2019), что, по его мнению, свидетельствует о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

До МОУ Детский сад № 307 путем формирования информации на сайте доведено о наличии обязанности по предоставлению в установленный законом срок первичных статистических данных по форме П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников " за июль 2019.

Однако, должной степени осмотрительности для соблюдения требований законодательства заявителем не проявлено.

Апеллянтом не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении возложенной на заявителя публично-правовой обязанности без уважительных причин.

Допущенное учреждением правонарушение посягает на нормальный порядок организации деятельности по своевременной обработке полученной информации и формированию достоверных официальных статистических данных.

Тот факт, что у заявителя отсутствовал умысел на причинение какого-либо вреда, фактом совершения правонарушения не затронуты интересы общества, сам по себе не является основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности не оправдано, противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и способствовало бы распространению в обществе правового нигилизма.

Таким образом, основания для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Апелляционным судом установлено, что при определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания является минимальной, предусмотренной санкцией части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует совершенному деянию.

Основания для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 января 2020 года по делу № А12-42748/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям,      предусмотренным      частью      3    статьи      288.2     Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                                  С.М. Степура