ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-17839/2019 |
14 февраля 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 ноября 2019 года по делу № А57-17839/2019 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 143421, Московская обл., р-н Красногорский, автодорога Балтия, территория 26 Км Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3, оф.506)
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 410012, <...>)
о признании недействительным предписания,
третьи лица:
ФИО1 (г. Саратов),
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Волжская жилищно-эксплуатационная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 410031, <...>),
при участии в судебном заседании:
представителей Государственной жилищной инспекции Саратовской области – Сало О.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2020, ФИО2, действующей на основании доверенности от 23.01.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Публичного акционерного общества «Т Плюс» - ФИО3, действующей на основании доверенности от 02.11.2018,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – заявитель, ПАО «Т Плюс», Общество) с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция) о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги от 19 апреля 2019 года № 109-05-05.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Волжская жилищно-эксплуатационная компания».
Решением от 08 ноября 2019 года Арбитражный суд Саратовской области призналнедействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 19 апреля 2019 года № 109-05-05, требование о выполнении работ по устранению выявленных нарушений незаконным.
Кроме того, суд взыскал с Государственной жилищной инспекции Саратовской области в пользу публичного акционерного общества «Т Плюс» расходы по госпошлине в сумме 3 000 руб.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Публичное акционерное общество «Т Плюс» считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 23.01.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 11.03.2019 № 289-05-07проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Т Плюс» на предмет соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу «отопление» по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:в многоквартирном доме 4/8 по ул. Соборной в г. Саратовеначисление платы за коммунальную услугу по отоплению за январь 2019 года производилось с нарушением п. 31, п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 (далее – Правила №354), а именно: при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показатель «объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии» определялся исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, снятых с нарушением установленных п. 31 Правил сроков (с 23-го по 25-е число текущего месяца).
Результаты проверки отражены в акте от 19.04.2018 № 261-05-06.
19 апреля 2019 года ГЖИ Саратовской области выдало предписание № 109-05-05,которым заявитель обязан в срок до 29.07.2019произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за январь 2019 года в соответствии с требованиями пунктов 31, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, а именно:показатель «объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии» определить исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, при этом размер платы за период с 19 по 31 декабря 2018 года определить исходя из тарифа, установленного с 01 июля 2018 года (постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16 декабря 2015 г. № 64/49); за период с 01 по 18 января исходя из тарифа, установленного с 01 января 2019 года (постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2018 г. №55/11).
Не согласившись с указанным предписанием, ПАО «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что показания общедомового прибора учета за январь 2019 года, содержащие данные с 19 декабря 2018 года по 18 января 2019 года (период, равный календарному месяцу), должны быть отнесены в расчет за расчетный период января 2019 года и не могут быть раздроблены по количеству дней, поскольку расчетным периодом признается календарный месяц, а не количество календарных дней. Расчет платы за отопление за январь 2019 года обоснованно определен Обществом с учетом тарифа, действующего по состоянию на расчетный период января 2019 года, утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2018 года № 55/11. Все это свидетельствует об отсутствии у Государственной жилищной инспекции оснований для выдачи Обществу предписанияот 19.04.2019 № 109-05-05, в связи с чем, оно подлежит признанию недействительным, как не основанное на нормах закона и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) является основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, жалоба лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме, может служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В данном случае проверка осуществлена Инспекцией на основании заявления ФИО1
В силу пункта 7 части 2 статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателейсведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения,указываютсяв акте проверки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Согласно подпункту «г(1)» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила № 354), потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета, установленные исполнителем или иной организацией, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязана осуществить оснащение многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не исполнена установленная законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии.
Поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, то в силу пункта 31 Правил № 354 исполнитель определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
В силу абзаца 1 пункта 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тарифы на тепловую энергию утверждены:
- постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16 декабря 2015 года № 64/49 на период с 01 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1841, 07 руб. за Гкал;
- постановлениемКомитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2018 года № 55/11 на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 1872, 28 руб. за Гкал.
Показания общедомового прибора учета тепловой энергии при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исполнитель, на основании подпункта «е» пункта 31 Правил № 354, обязан снимать ежемесячно в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показания коллективных (общедомовых) приборов учета.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг, согласно пункту 37 Правил № 354, устанавливается равным календарному месяцу.
ПАО «Т Плюс» является теплоснабжающей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, оборудованного общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Как указано выше, государственной Жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения заместителя начальника жилищной инспекции - главного государственного жилищного инспектора Саратовской области от 11.03.2019 № 989-05-07 с целью рассмотрения обращения ФИО1 проведена внеплановая документарная проверкав отношении ПАО «Т Плюс» по многоквартирному дому по адресу: <...>.
По ее результатам вынесен акт проверки от 19.04.2019 № 261-05-06, которым установлено следующее нарушение: по многоквартирному дому по адресу: <...>, начисление платы за коммунальную услугу отопление за январь 2019 года производилось с нарушением требований п. 31, п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила № 354), а именно: при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показатель «объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии» определялся исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, снятых с нарушением установленных п. 31 Правил сроков (с 23-го по 25-е число текущего месяца). Таким образом, платы за период с 19 по 31 декабря 2018 года был рассчитан исходя из тарифа, установленного с 01 января 2019.
Предписанием № 109-05-05 от 19.04.2019, вынесенным по результатам проверки, ГЖИ Саратовской области обязало ПАО «Т Плюс» произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление за январь 2019 года в соответствии с требованиями п. 31, п. 42 (1) Правил, а именно:показатель «объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии» определить исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, при этом размер платы за период с 19 по 31 декабря 2018 года определить исходя из тарифа, установленного с 01 июля 2018 года; за период с 01 по 18 января исходя из тарифа, установленного с 01 января 2019 года. Срок исполнения предписания - до 27.07.2019 г.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил №354, Исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами ГЖИ Саратовской области о том, что в январе 2019 года заявитель производил начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2018 года с нарушением требований части 2 статьи 157 ЖК РФ, подпункта «е» пункта 31 Правил №354, поскольку при определении размеры платы за коммунальную услугу по отоплению показатель «объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии» определялся, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, снятых с нарушением установленных пунктом 31 Правил №354 сроков (с 23-го по 25-е число текущего месяца).
Данное нарушение привело к тому, что за период с 18 декабря 2018 года расчет платы по объемам, потребленным в декабре 2018, произведен по тарифу, установленному постановлением Комитета от 19.12.2018 №55/11, действие которого начинается с 01.01.2019, что является неправомерным.
Однако судебная коллегия соглашается с доводами заявителя о незаконности предписания, которым административный орган обязал размер платы за период с 19 по 31 декабря 2018 года определить исходя из тарифа, установленного с 01 июля 2018 года; за период с 01 по 18 января исходя из тарифа, установленного с 01 января 2019 года.
Период перерасчета указан ГЖИ Саратовской области не верно.
Так, с учетом пункта 31 Правил №354 следовало произвести за период с 19.12.2018 по 22.12.2018 включительно по тарифу, утвержденному Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16 декабря 2015 года № 64/49.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на определение, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, от 27.09.2019 об исправлении описки в оспариваемом предписании.
Указанным определением ГЖИ Саратовской области изменило предписание, изложив следующей редакции «за период с 19 по 22 декабря 2018 года определить исходя из тарифа, установленного с 01.07.2018 (постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16 декабря 2015 года № 64/49); за период с 23.12.2018 по 18.01.2019, исходя из тарифа, установленного с 01.01.2019 (постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 декабря 2018 года № 55/11).
Судебная коллегия отклоняет ссылку Инспекции на названное определение в силу следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, внесение исправления относительно периода времени в днях, подлежащих перерасчету с учетом действия в этот период времени иного тарифа, изменяет содержание предписания и противоречит существу нарушения, зафиксированного в акте проверки № 261-05-06 от 19.04.2019, что является недопустимым, так какисправление допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок возможно без изменения содержания итогового акта проверки.
Судебная коллегия так же учитывает, что определение об исправлении опечатки от 27.09.2019 вынесено органом государственного жилищного надзора после истечения срока исполнения предписания – 27.07.2019, а также после обращения Общества с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным и принятия по делу обеспечительных мер.
Кроме того, в определении об исправлении опечатки административный орган указал период перерасчета 23.12.2018 по 18.01.2019, что также нарушает положения пункта 31 Правил №354.
Таким образом, оспариваемое предписание является незаконным и правомерно признано судом недействительным.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции не имеется, поскольку оспариваемое предписание вынесено с нарушением норм действующего законодательства.
Апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 –272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 ноября 2019 года по делу № А57-17839/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий Ю.А. Комнатная
Судьи В.В. Землянникова
А.В. Смирников