ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1667/20 от 14.04.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-42171/2019

14 апреля 2020 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Веряскиной С.Г.,

рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Титан - Баррикады» (ИНН 3442110950, ОГРН 1103459004362)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2020 года по делу № А12-42171/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Калашникова О.И.),

по заявлению акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Титан - Баррикады» (ИНН 3442110950, ОГРН 1103459004362) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Титан - Баррикады» (далее – АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» , общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, административный орган) от .10.2019 № 07-10-18/1416 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Предметом оспаривания является постановление МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу от 30.10.2019 № 07-10-18/1416 о привлечении АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» требований, указанных в статьях 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), пункте 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» (далее – Правила № 815), выразившееся в непредставлении в установленный законом срок (не позднее 22.07.2019) деклараций об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2019 года.

По факту выявленных нарушений МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в отношении АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» составлен протокол от 16.10.2019 № 07-10-19/1416 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 30.10.2019 № 07-10-18/1416 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Объективную сторону данного административного правонарушения образуют такие самостоятельные действия (бездействие) как нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции; несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции; искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:

- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, а именно: перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ  порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.

В пунктах 3, 7, 8 Правил № 815 указано, что организации, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемую в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций, указанными в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В пункте 15 Правил № 815 определено, что декларации, за исключением деклараций, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил, представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Таким образом, обязанность по представлению в управление деклараций за 2 квартал 2019 года должна быть исполнена не позднее 22.07.2019.

Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.

Согласно пункту 16 Правил № 815 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, сертификат ключа проверки которой выдан в установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» порядке.

Актуальная редакция данных Правил действует с 01.01.2019, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1719.

Вместе с тем, пунктом 2 указанного постановления Минфину России поручено в 3-месячный срок утвердить формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также порядок их заполнения.

Таким образом, до момента утверждения Минфином России обновленного формата и порядка заполнения деклараций, представление деклараций должно осуществляться в соответствии Приказами Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 и от 23.08.2012 № 231.

Приказы Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 и от 23.08.2012                № 231 закрепляют нормы по предыдущим формам деклараций до внесения изменений, следовательно, декларацией об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является декларация по форме № 7, декларацией об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции является декларация по форме № 9.

По сведениям ЕГАИС «Отчет об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.04.2019 по 30.06.2019 ООО «Кировский биохимический завод» (ИНН 4345304991) осуществлена поставка спирта этилового ректификованного из непищевого растительного сырья (код вида продукции 025) марки «Экстра» 96,4 % в адрес АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады » (ИНН 3442110950) по ТТН № 555 от 15.04.2019 в общем объеме 120 дал.

Как пояснило АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады»в ходе административного расследования, обществом производилась закупка и перевозка спирта этилового ректификованного из непищевого растительного сырья (код вида продукции 025) марки «Экстра» 96,4 %.

Вместе с тем, АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» не представило в установленный законом срок (не позднее 22.07.2019) декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2019 года.

Фактически декларации по формам № 7 и № 9 за 2 квартал 2019 года представлены обществом 10.10.2019.

В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения, в связи с тем, что декларации по формам № 7 и № 9 были представлены в установленный законом срок, а именно 18.07.2019, что подтверждается скриншотом с официального сайта Росалкогольрегулирования www.fsrar.ru. 

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 815 при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Формат представления в электронном виде деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 «О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – Приказ                  № 198).

Названный документ описывает требования к XML файлам (файлам обмена) передачи в форме электронного документа деклараций по соответствующей форме. В случае отправки организацией-декларантом в Росалкогольрегулирование (его территориальное управление) по телекоммуникационным каналам связи электронного документа, не соответствующего установленным требованиям, организации-декларанту направляется протокол форматно-логического контроля, который содержит информацию о том, что представленный файл не прошел входной контроль (файл не соответствует формату представления деклараций), в связи с чем, обязанность по представлению отчетности декларантом признается не исполненной. То обстоятельство, что направленный организацией-декларантом в Росалкогольрегулирование (его территориальное управление) файл сформирован в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и является декларацией, подтверждается прохождением таким файлом форматно-логического контроля, о чем Росалкогольрегулирование (его территориальное управление) направляет квитанцию о приеме деклараций в форме электронного документа.

Ссылаясь на представление деклараций 18.07.2019, общество не отрицает факт не получения им от МРУ Росалкогольрегулирования по Южному Федеральному округу документов, подтверждающих получение деклараций управлением. Квитанция МРУ Росалкогольрегулирование (его территориального управления) о приеме деклараций в форме электронного документа, предусмотренная Приказом № 198, обществом судам первой, апелляционной инстанций не представлено.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, являются недоказанными и отклоняются судом апелляционной инстанции.

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу № А78-9490/2015, на которое ссылается заявитель апелляционной жалобы, не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего сопора, поскольку в нем исследовались иные обстоятельства.

Обязанность предоставлять соответствующие декларации и факт их непредставления АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» в установленный срок подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы также сводятся к необходимости признания совершенного правонарушения малозначительным.

Вместе с тем, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Вышеуказанная норма не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

Состав административного правонарушения, указанный в статье 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

Вместе с тем, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Кроме того, допущенное АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции, направленный на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции, препятствует реализации МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу своих функций по контролю (надзору) в указанной сфере.

Указанные заявителем апелляционной жалобы обстоятельства, в том числе то, что закупка этилового спирта не является основным видом деятельности общества, осуществляется только в технических целях, отсутствие последствий допущенного нарушения, отсутствие сведений о привлечении заявителя к административной ответственности за аналогичные правонарушения, сами по себе не являются основаниями для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Более того, заявляя о малозначительности проступка, АО «ФНПЦ «Титан - Баррикады» не привело достаточных доказательств исключительности рассматриваемого случая и возможности освобождения его от административного наказания.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда от Волгоградской области от 21 января 2020 года по делу № А12-42171/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                           С.Г. Веряскина