ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1689/2021 от 15.04.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-29134/2020

15 апреля 2021 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,

рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39 А, оф. 205)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2021 года по делу № А12-29134/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

по заявлению товарищества собственников жилья «Альянс» (400064, г. Волгоград, ул. им. Репина, д. 1, ИНН 3442089106, ОГРН 1073400000134)

к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39 А, оф. 205),

заинтересованное лицо: акционерное общество «Волгоградгоргаз» (400005,                         г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 38, ИНН 3434000560, ОГРН 1023403434010),

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Альянс» (далее – ТСЖ «Альянс», товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – инспекция, административный орган) от 24.09.2019 № 04/6949 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.01.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Предметом оспаривания является постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 24.09.2019                            № 04/6949 о привлечении товарищества к административной ответственности по части 1 статьи 9.23 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Как следует из материалов дела, в инспекцию поступило обращение АО «Волгоградгоргаз»№ СА-14/18021 от 27.08.2020, содержащее сведения о невыполнении ТСЖ «Альянс» работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах №№ 1, 3 по ул. Репина, № 53 по ул. им. Р. Зорге                              г. Волгограда 08.06.2020, 09.06.2020, 10.06.2020, 27.07.2020.

По итогам рассмотрения поступившего обращения административным органом выявлено нарушение ТСЖ «Альянс» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень № 290), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила и нормы № 170), Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013  № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее – Правила                 № 410), выразившееся в не обеспечении выполнения специализированной организацией работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в указанных многоквартирных домах.

По факту выявленных нарушений инспекцией 04.09.2020 в отношении ТСЖ «Альянс» составлен протокол № 04/6949 административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.09.2019 № 04/6949 товарищество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

Частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Объектом правонарушения по статье 9.23 КоАП РФ являются общественные отношения в области газоснабжения.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует любое из следующих деяний:

- нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

- невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Субъектами данного правонарушения могут являться лица (граждане, должностные лица, юридические лица), на которых возложена обязанность по выполнению работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Альянс» осуществляет управление многоквартирными домами №№ 1, 3 по ул. Репина, № 53 по ул. им. Р. Зорге                         г. Волгограда.

Между АО «Волгоградгоргаз» и ТСЖ «Альянс» заключен договор № 182/18-ВДГО от 01.01.2018 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ «Альянс». В соответствии с пунктом 7.1 договора настоящий договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2020.

Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что техническое обслуживание производится в объеме и сроки, согласованные сторонами с предварительным уведомлением ТСЖ «Альянс» о дате проведения работ и в присутствии представителя ТСЖ «Альянс».

В подпункте 3.3.2 пункта 3.3 договора предусмотрена обязанность заказчика (ТСЖ «Альянс») обеспечить свободный доступ представителям исполнителя (АО «Волгоградгоргаз») к обслуживаемым объектам.

Объем работ по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, подлежащий выполнению АО «Волгоградгоргаз», установлен подпунктами 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3 договора.

По мнению инспекции, техническое обслуживание в рамках указанного договора проведено не в полном объеме ввиду ненадлежащего исполнения заявителем обязанности, предусмотренной пунктом 3.3.2 договора, по обеспечению доступа к общедомовому газовому оборудованию.

Согласно пункту 16 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Пунктом 17 Правил № 410 предусмотрено, что заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:

а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений;

б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения;

в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.

В соответствии с пунктом 46 Правил № 410 выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами.

Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть «Интернет», путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.

В силу пункта 47 Правил № 410 в случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил.

Так, в пункте 48 Правил № 410 установлено, что исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения.

Исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (пункт 49 Правил № 410).

Согласно пункту 50 Правил № 410 заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ.

При невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункт 51 Правил № 410).

В соответствии с графиками, являющимися неотъемлемой частью договора, АО «Волгоградгоргаз» выполнены работы по техническому обслуживанию газового оборудования многоквартирного дома, за исключением газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного:

- по ул. им. Р. Зорзе, д. 53 в квартирах №№ 1, 3-6, 8-11, 13, 14, 16-19, 21-23, 25, 27, 28, 31-34, 37-41, 45, 47, 49, 51-54, 56-71, 75, 77, 80-84, 86, 88, 89, 92, 98-100, 102-104, 106, 108-116, 118, 121-123, 125, 127-133, 137-139, 142, 143, 145-147, 149-151, 153-158, 160-163, 166, 167, 169-180, 183, 184, 186-195, 197, 198, 201, 203, 206, 207, 210, 212-216;

- по ул. им. Репина, д. 1 в квартирах №№ 1, 3, 4, 8, 9, 14-20, 23, 24, 27, 28, 30, 31, 33, 35, 36, 38-42, 44, 45, 47-50, 53, 54, 56-58, 60, 64-66, 68-70, 73, 76, 80-82, 84-90, 92-94, 97, 98, 101-108;

- по ул. им. Репина, д. 3 в квартирах №№ 1-10, 13, 15, 16, 18, 23, 25-32, 34-40, 42, 44-46, 49, 50, 52-55, 57-65, 68-75, 78, 79, 83-85, 87, 88, 90-98, 102, 106, 107, 110-113, 116, 118, 120-135, 137-140, 142, 144.

Уведомлением о согласовании даты выполнения работ от 08.05.2020 исх.                   № 24/8268, полученным ТСЖ «Альянс» 13.05.2020, АО «Волгоградгоргаз» сообщило о проведении 08.06.2020, 09.06.2020 и 10.06.2020 работ, предусмотренных договором, с указанием на необходимость обеспечения допуска к внутридомовому газовому оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах №№ 1, 3 по ул. им. Репина, № 53 по ул. им. Р. Зорге г. Волгограда.

Уведомлением о согласовании даты выполнения работ от 19.06.2020 исх.                     № 24/11957, полученным ТСЖ «Альянс» 30.06.2020, АО «Волгоградгоргаз» сообщило о проведении 24.07.2020 и 27.07.2020 работ, предусмотренных договором, с указанием на необходимость обеспечения допуска к внутридомовому газовому оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах №№ 1, 3 по ул. им. Репина, № 53 по ул. им. Р. Зорге г. Волгограда.

08.06.2020, 09.06.2020, 10.06.2020, 24.07.2020 и 27.07.2020 АО «Волгоградгоргаз» составлены акты о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию газового оборудования в соответствии с договором, в связи с отсутствием допуска к внутридомовому газовому оборудованию.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих вину ТСЖ «Альянс» в недопуске представителей АО «Волгоградгоргаз» в квартиры в спорных многоквартирных домах.

Материалами дела подтверждается, что о датах и времени проведения технического обслуживания газового оборудования и о необходимости допуска к внутридомовой системе газоснабжения, расположенной внутри квартир многоквартирного дома, жильцы спорных многоквартирных домов оповещены заблаговременнои надлежащим образом, что подтверждается соответствующими уведомлениямина информационных стендах, в платежных документах на оплату коммунальных услуг.

При этом договором на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества №182/18-ВДГО от 01.01.2018 не предусмотрен порядок допуска в квартиры.

Возможность управляющей организации обеспечить доступ специализированной организации к участкам внутридомового газового оборудования, расположенных в квартирах, опосредована желанием и возможностью собственников соответствующих квартир допустить представителей специализированной организации к такому оборудованию.

Таким образом, ТСЖ «Альянс» приняло все зависящие от него меры по обеспечению доступа представителей общества в жилые помещения спорных многоквартирных домов.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что законодательством Российской Федерации запрещен доступ в жилые помещения без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая (статья 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вмененное в вину ТСЖ «Альянс» административным органом правонарушение выразилось в невыполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, что выразилось в не обеспечении ТСЖ допуска представителей АО «Волгоградгоргаз» к газовому оборудованию, находящемуся в жилых помещениях.

Между тем, как следует из материалов дела, ТСЖ «Альянс» выполнило обязанности по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, возложенные на управляющую организацию, заключив со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, определив сроки и периодичность указанных работ, уведомив собственников квартир после получения уведомлений АО «Волгоградгоргаз» о необходимости обеспечения доступа в квартиры.

В постановлении инспекции не указано, в чем заключаются виновные действия общества, образующие состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ.

То обстоятельство, что в рамках настоящего дела установлен факт невозможности получения доступа исполнителя во все жилые помещения в установленные договором сроки, сам по себе не свидетельствует о виновном бездействии заявителя, образующем объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы административного органа о наличии вины заявителя опровергаются представленными в материалы дела доказательствами и отклонены судом как необоснованные.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности наличия в действиях ТСЖ «Альянс» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.23 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2021 года по делу № А12-29134/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                                  С.Г. Веряскина