ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-28773/2020 |
16 апреля 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2021 года по делу №А12-28773/2020
по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 107174, <...>, <...>)
к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>, 400074, <...>)
об оспаривании предписания,
заинтересованное лицо - Акционерное общество «РЖДстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 105005, <...>, <...>),
при участии в судебном заседании:
представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.12.2020 № ПРИВ НЮ-19/Д сроком по 23.11.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО2, действующей на основании доверенности от 12.11.2020 № 14/106-2020 сроком по 31.12.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 04.09.2020 №10-02МГСН/2020 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Акционерное общество «РЖДстрой».
Решением от 29 января 2021 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ОАО «РЖД» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Акционерное общество «РЖДстрой» извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 23.03.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в отношении ОАО «РЖД» со стороны Нижне-Волжского управления Ростехнадзора на основании распоряжения от 17.07.2020 №Рп-261-774-о проведена проверка соблюдения требований Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при строительстве объекта капитального строительства «Реконструкция станции Гумрак Приволжской железной дороги. Путепроводная развязка. II этап».
По итогам проведения проверки выявлены нарушения градостроительного законодательства, которые отражены в акте проверки от 04.09.2020 №10- 02МГСН/2020.
04 сентября 2020 года председателем комиссии - начальником межрегионального отдела государственного строительного надзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 ОАО «РЖД» выдано предписание № 10-02МГСН/2020 по устранению нарушений при строительстве реконструкции объекта капитального строительства.
ОАО «РЖД» вменяется нарушение части 3, 6 статьи 52 и части 1, 2 и 4 статьи 53 ГрК РФ.
Так, в ходе проверки административным органом установлено следующее.
При визуальном осмотре объекта капитального строительства установлено, что на ПК1+ПК6 (путь соединяющий перегоны Котлубань- Гумрак и Орловка -Гумрак длиной 826 м.) фактически проведено устройство железобетонных опор контрактной сети без полного устройства земляного полотна и устройства верхнего строительства. Нарушены требования проектной документации 4269-ПОС раздел «Укладка ж.д. пути и стрелочных переходов»; раздел «Провода различного назначения, подвешиваемые на опорах контактной сети» (лист 117-118); раздел «Опорные и поддерживающие конструкции»; п. 1.7 СТН ЦЭ 12-00 «Нормы по производству и приемке строительных и монтажных работ при электрификации железных дорог (устройство контактной сети)»; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства зафиксирована эксплуатация железнодорожного виадука без разрешения на ввод в эксплуатацию. Однако данный объект не завершен строительством по проектной документации 4269-ТКР 3.4 Том 3.3.4 в части следующего: не выполнено устройство водопровода (укрепление дна оврага ж/б плитами с устройством водоприемных бассейнов), разрушение защитного слоя бетона на ж/б опоре №6, на закрепленном откосе визуально наблюдается зазор между железобетонными плитами, визуально наблюдается отслоение антикоррозийной защиты от металлоконструкции пролетных строений. Нарушены требования частей 1, 2,статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190 -ФЗ); проектной документации Том 3.3.4 (шифр 4269- ПОС).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства установлено, что в пределах ПК2-РК3 допускается сброс мусора и твердых бытовых отходов в траншеях, отсутствуют контейнеры и бункеры-накопители для сбора бытового мусора и строительных отходов. Нарушены требования частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ); частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ); проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269-ПОС), Том 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (шифр 4269- ПОС), проект производства работ «Контактная сеть и устройства электроснабжения Реконструкции станций Гумрак Прив. жд. Путепроводная развязка».
При визуальном осмотре объекта капитального строительства установлено, что в пределах ПК2-ПК3 при складировании ж/б опор и конструкций на поверхности земли без применения подкладок и прокладок. Не организовано складирование сырья, полуфабрикатов и отходов на специальных площадках, оборудованных противофильтрационными экранами; не организовано хранение ж/б опор контактной сети в горизонтальном положении с твердым основанием на фундаментах; отсутствуют поперечные деревянные прокладки на расстоянии 1/5 длины опор от каждого конца; не обеспечена высота от грунта до опор не менее 300 мм. Нарушены требования частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ); проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п.п.6.3.2,6.3.3,6.3.4 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве Часть 1 Общие требования» СП от 23.07.2001 №49.13330.2010; проект производства работ «Контактная сеть и устройства электроснабжения. Реконструкция станций Гумрак Прив.жд. Путепроводная развязка».
При визуальном осмотре объекта капитального строительства установлено, что на территории строительной площадки котлованы и траншеи не ограждены нормальным деревянным ограждением, исключающим непредумышленное проникновение людей в зону земляных работ, отсутствуют предупредительные знаки. Нарушены требования частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ); проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п.п.6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве Часть 1 Общие требования»; проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства установлено, что допускается загрязнение территории площадки строительства виадук строительным мусором. Нарушены требования частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ); проектной документации раздел 7 Том 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» (шифр 4269-ООС»; проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства установлено, что на территории строительной площадки на участке строительства площадки на участке строительства виадук в месте перехода через траншею отсутствует переходной мостик шириной не менее 1 м. огражденный с обеих сторон перилами высотой не менее 1,1 м., со сплошной обшивкой на высоту 0,15 м. и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м. от настила. Нарушены требования частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ); п.п.6.2.9 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве Часть 1 Общие требования» СП от 23.07.2001 №49.13330.2010; проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства установлено, что строительная площадка в пределах ПК2-ПК3 не укомплектована первичными средствами пожаротушения, отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Нарушены требования частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ); проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269-ПОС); проект производства работ «Контактная сеть и устройства электроснабжения. Реконструкция станций Гумрак Прив.жд. Путепроводная развязка».
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что допущено производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ. Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128.
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (главный инженер СМТ №8 ФИО4). Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения ( с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию (прораб МСП-6 ФИО5). Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя застройщика (технического заказчика) по вопросам строительства -ФИО6 Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26. 12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство- главного инженера СМП-6 треста СМТ№8-филиала АО «РЖДСтрой» ФИО7 Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего подготовку проектной документации - главного инженера проекта «Саратовжелдорпрект - филиала АО «Росжелдопроект» ФИО8 Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля (специалист по организации строительства) - заместителя директора по строительству ООО «СМП-377» ФИО9 Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, выполнившего работы подлежащие освидетельствованию- начальника участка ООО «Спец-Строй -Механизация» ФИО10 Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (главный инженер СМТ №8 ФИО4 Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя заказчика или застройщика (инженера по качеству и приемке СМР ФИО11). Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы (начальник МСП-6 ФИО12). Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (главный инженер СМТ№8 ФИО4). Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения ( с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
При визуальном осмотре объекта капитального строительства и представленной исполнительной документации установлено, что производство последующих работ без освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капительного строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капительного ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а именно отсутствует подпись представителя заказчика или застройщика (инспектора по качеству и приемке СМР ФИО11). Нарушены требования проектной документации Том 5 «Проект организации строительства» (шифр 4269- ПОС); п. 5.3 Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (с изменениями на 9.11.2017), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 №1128; частей 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г.; частей 1, 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190- ФЗ).
Предписанием от 04.09.2020 № 10-02МГСН/2020 административный орган указал Обществу на необходимость в срок до 04.12.2020 устранить выявленные нарушения и привести в соответствие с проектной документацией, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы.
ОАО «РЖД», полагая, что предписание административного органа от 04.09.2020 № 10-02МГСН/2020 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на ОАО «РЖД» обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Судебная коллегия отклоняет доводы подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае ОАО «РЖД» не является лицом, осуществляющим строительство, является техническим заказчиком, в связи с чем не является лицом, нарушившим части 3, 6 статьи 52 и части 1, 2 и 4 статьи 53 ГрК РФ, в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями названного кодекса).
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями названного Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов.
В числе прочего в силу положений названной выше части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано проводить строительный контроль, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
В силу части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ОАО «РЖД» является лицом, на которое возложена обязанность по осуществлению строительного контроля на спорном объекте.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 названного кодекса (часть 7 статьи 52 названного кодекса).
Как указано выше, оспариваемым предписанием административный орган указал Обществу на необходимость в срок до 04.12.2020 устранить выявленные нарушения и привести в соответствие с проектной документацией, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы.
Довод Общества о том, что в соответствии с условиями, перечисленными в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, возможно внесение изменений в проектную документацию без прохождения повторной государственной экспертизы, рассмотрен и обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:
1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;
4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае выявленные при проведении проверки нарушения указывают на несоответствие вышеуказанным условиям.
В обоснование доводов о надлежащем внесении изменений заявитель ссылается на изменения, внесенные в документы стадии «Р» (рабочая документация). При этом в проектную документацию изменения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации внесены не были.
Как верно указал суд, изменения, внесенные в проектную документацию «Реконструкция станции Гумрак Приволжской железной дороги. Путепроводная развязка», получившую положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 29.07.2016 г. № 863-16/ГГЭ-8835/04, в адрес Нижне-Волжского управления Ростехнадзора по состоянию на 30.06.2020 от общества не поступали, общество, доказательств соблюдения требований градостроительного законодательства в указанной части суду не представило.
Кроме того, в апелляционной жалобе заявитель указывает, что для ускорения работ по объекту проведена установка опор контактной сети на пути Орловка -Котлубань без плотности готового земляного полотна и верхнего строения пути. По мнению Общества, данное обстоятельство не влияет на качество конечной строительной продукции и не является нарушением градостроительных норм.
Данный довод отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Как обоснованно указывает административный орган, фактически проведено устройство железобетонных фундаментных опор контактной сети без полного устройства земляного полотна и устройства верхнего строения пути, что противоречит проектной документации №4269-ПОС и является фактором небезопасности объекта капитального строительства.
Кроме того, Общество ссылается на то, что железнодорожный виадук введен во временную эксплуатацию вместе с путем 3Б по акту приемки объекта во временную эксплуатацию №ДКСт-4/20 от 19.04.2020, следовательно, в отношении виадука нарушение отсутствует, так же отклоняется судебной коллегией.
Административным органом зафиксирована эксплуатация железнодорожного виадука без надлежащего ввода его в эксплуатацию. Данный объект не завершен строительством по проектной документации 4269-ТКР 3.4 Том 3.3.4 в части следующего: не выполнено устройство водопровода (укрепление дна оврага ж/б плитами с устройством водоприемных бассейнов), разрушение защитного слоя бетона на ж/б опоре №6, на закрепленном откосе визуально наблюдается зазор между железобетонными плитами, визуально наблюдается отслоение антикоррозийной защиты от металлоконструкции пролетных строений.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности вынесенного предписания и отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2021 года по делу №А12-28773/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий Ю.А. Комнатная
Судьи Е.В. Пузина
А.В. Смирников