ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1797/14 от 22.04.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-18797/2013

28 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Смирникова А.В.,

судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «НАКС» ФИО1, действующего на основании доверенности от 20.08.2013, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО2, действующей на основании доверенности № 01-03/40 от 22.01.2014, представителя комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО3, действующей на основании доверенности № 15-14/27389 от 21.10.2013, представителя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО4, действующей на основании доверенности № 24/1577-06ЖЮ от 29.05.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НАКС»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2014 года по делу № А57-18797/2013 (судья Сеничкина Е.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НАКС» (410062, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации муниципального образования «Город Саратов» (410031, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), комитету по управлению имуществом города Саратова (410600, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (410002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным постановления № 2492 от 09.10.2013, об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка и направить проект договора купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «НАКС» (далее – ООО «НАКС», общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация, орган местного самоуправления) от 09 октября 2013 года № 2492 «Об отказе ООО «НАКС» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием», об обязании администрации в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО «НАКС» в собственность земельного участка общей площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:04 02 34:25 из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: <...> в Ленинском районе, занимаемого объектом торговли, общественного питания и бытового обслуживания, об обязании администрации в тридцатидневный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка направить ООО «НАКС» проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:040234:25 из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: <...> в Ленинском районе.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «НАКС» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Представители администрации, комитета по управлению имуществом города Саратова, комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы общества, настаивали на законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы ООО «НАКС» по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ООО «НАКС» на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 89,8 кв.м с навесом площадью 25,4 кв.м, расположенное по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АВ № 138904 от 19.11.2008 (т. 1, л.д. 13).

Право собственности общества на указанный объект недвижимости признано решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2008 по делу № А57-4941/08 (т. 1, л.д. 14-15).

26.08.2013 ООО «НАКС» обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:040234:25, расположенного по адресу: <...> в Ленинском районе, на котором имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, с разрешенным использованием: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

09.10.2013 администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено постановление № 2492, которым ООО «НАКС» отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Полагая, что постановление № 2492 от 09.10.2013 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО «НАКС» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении обществом доказательств расположения объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, на испрашиваемом земельном участке, а также доказательств соразмерности площади земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными.

В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.

Отказывая ООО «НАКС» в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, администрация указала на непредставление заявителем документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности отказа органа местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Саратова от 17.03.1998 № 101-41 ООО «НАКС» в аренду сроком на 10 лет для проектирования и строительства мини-магазина с остановочным павильоном в Ленинском районе предоставлен земельный участок площадью 0,0041 га (т. 1, л.д. 19).

23.03.1998 на основании постановления администрации № 101-41 от 17.03.1998 между администрацией г. Саратова и ООО «НАКС» заключен договор № 253 аренды земельного участка площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:04 02 34:02, расположенного по адресу: <...> (т. 1, л.д. 21-22).

04.09.2003 администрацией г. Саратова и ООО «НАКС» заключено соглашение № 1 об изменении договора аренды земельного участка № 253 от 23.03.1998, в соответствии с которым кадастровый номер земельного участка изменён на номер 64:48:040234:25 (т. 1, л.д. 24).

Впоследствии общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском о признании права собственности на одноэтажное нежилое здание литер А площадью 89,8 кв.м с навесом площадью 25,4 кв.м, инвентарный номер 63:401:001:003229150, расположенное по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.09.2008 по делу № А57-4941/2008 исковые требования общества удовлетворены, признано право собственности ООО «НАКС» на указанный объект недвижимости.

В рамках рассмотрения дела № А57-4941/2008 арбитражным судом установлено, что строительство объекта недвижимости осуществлялось ООО «НАКС» на земельном участке, предоставленном обществу в аренду по договору № 253 от 23.03.1998, при наличии разрешения на выполнение строительно-монтажных работ № 1143, выданного инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора, то есть на законных основаниях с соблюдением всех градостроительных норм и правил.

Также Арбитражный суд Саратовской области в данном решении указал на наличие заключения Городского управления Госархстройнадзора от 05.07.2001 о возможности принять в эксплуатацию мини-магазин с остановочным павильоном, а также заключения Начальника 5-ПЧ УГПС УВД Саратовской области о соответствии объекта недвижимости требованиям пожарной безопасности.

При этом, в данном судебном акте отсутствуют сведения о наличии со стороны уполномоченных органов местного самоуправления каких-либо возражений относительно признания права собственности на данный объект недвижимости, в том числе со ссылкой на его нахождение вне земельного участка, предоставленного для строительства.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно представленному в материалы дела акту проверки органом муниципального контроля юридического лица № 236 от 10.12.2012, консультантом отдела муниципального земельного контроля комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО5 в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства установлен факт нахождения на земельном участке площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:040234:25, расположенном по адресу: <...> нежилого здания мини-магазина с остановочным павильоном, принадлежащего на праве собственности ООО «НАКС» (свидетельство о государственной регистрации права серии 64-АВ № 138904 от 19.11.2008) (т. 2, л.д. 45-46).

Апелляционная коллегия считает, что совокупность представленных в материалы дела доказательств позволяет установить факт нахождения объекта недвижимости, принадлежащего ООО «НАКС» на праве собственности, на земельном участке площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:040234:25.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, на наличие таких доказательств лица, участвующие в деле, не ссылаются.

Довод администрации в обоснование своей позиции том, что представленный обществом при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка кадастровый паспорт не содержит сведений о наличии на данном земельном участке объектов недвижимости, подлежит отклонению.

Согласно статье 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.06.2007 г. № 221-ФЗ:

пункт 2. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;

3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;

пункт 7. Орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе:

1) формы документов, указанных в пунктах 2 - 4.1 части 2 настоящей статьи, запросов о предоставлении сведений, а также требования к составу сведений таких документов и запросов;

Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831 утверждены формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории.

Согласно утвержденным форме кадастрового паспорта земельного участка, форме кадастровой выписки о земельном участке (Приложения № 3, № 4 к Приказу Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831) и пояснениям к ним, в кадастровом паспорте земельного участка и кадастровой выписке не предусмотрено указание сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости.

Таким образом, отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка, представленном при обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, сведений об объектах недвижимости, расположенных на этом земельном участке, не свидетельствует об отсутствии на данном земельном участке спорного объекта недвижимости.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, обращаясь в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, ООО «НАКС» представило все необходимые документы в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475, состав сведений, содержащихся в представленных документах, соответствовал требованиям закона, являлся достаточным для установления наличия у ООО «НАКС» исключительного права на приобретение испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что абзацем 4 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Следовательно, администрация, полагая, что представленный заявителем пакет документов не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475, должна была получить необходимые сведения от органа кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Данная обязанность органом местного самоуправления не исполнена, поскольку каких-либо мер, направленных на получение сведений из органа кадастрового учета о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, органом местного самоуправления не принято.

Довод администрации о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность ввиду затруднительности пользования смежными земельными участками суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку из материалов дела усматривается, что данный земельный участок не имеет смежных землепользователей, расположен за пределами границ территории общего пользования.

Апелляционная коллегия также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о непредставлении ООО «НАКС» доказательств соразмерности площади земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Действующие на территории муниципального образования «Город Саратов» Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280, не содержат в себе указания на предельные размеры земельных участков, предоставляемых под размещение объектов недвижимости.

Нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке не утверждены.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что испрашиваемый земельный участок, был сформирован и поставлен на кадастровый учёт 10.04.2000 (предыдущий кадастровый номер 64:48:04 02 34:02).

Доказательств того, что определение площади земельного участка произведено в 2000 году без учета фактического землепользования и не в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, в материалы дела не представлено. Доказательств того, что для эксплуатации объекта недвижимости площадью 89,8 кв.м с навесом площадью 25,4 кв.м, необходим земельный участок иной площади, чем 149 кв.м, формирование которого возможно в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией не представлено. Также администрацией не определено, какой площади и конфигурации земельный участок может быть предоставлен заявителю.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовали основания для отказа обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО «НАКС» требований.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2014 года по делу № А57-18797/2013 отменить.

Принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.10.2013 № 2492 «Об отказе обществу с ограниченной ответственностью «НАКС» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием».

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в четырнадцатидневный срок со дня принятия постановления принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «НАКС» в собственность земельного участка площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:040234:25 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <...> в Ленинском районе.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в тридцатидневный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить обществу с ограниченной ответственностью «НАКС» проект договора купли-продажи земельного участка площадью 149 кв.м с кадастровым номером 64:48:040234:25 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <...> в Ленинском районе.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья

А.В. Смирников

Судьи

Ю.А. Комнатная

М.Г. Цуцкова