ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1929/08 от 24.04.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г.Саратов, ул.Первомайская, д.74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-396/08-С30

28 апреля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград),

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2008 года по делу № А12-396/08-С30 (судья Назаревская В.В.),

по заявлению Администрации г. Волгограда (г. Волгоград),

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград),

о признании незаконным решения и предписания,

третье лицо: ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» (г. Волгоград),

при участии в заседании:

представителя УФАС по Волгоградской области – ФИО1 (доверенность № 01-8 от 09.01.2008 г., срок действия до 31.12.2008 г.),

представителя Администрации г. Волгограда – ФИО2 (доверенность № 05-ИД/12 от 27.02.2008 г., срок действия три года),

представитель ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» - не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

  В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация г. Волгограда с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконными решения и предписания Управления от 26.11.2007 г. по делу № 909.

Решением суда первой инстанции от 19.02.2008 г. заявленные Администрацией требования удовлетворены: признаны незаконными как несоответствующие ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение, предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по делу № 909.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области не согласилось с решением суда от 19.02.2008 г. и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт, отказав Администрации Волгограда в удовлетворении заявленных требований.

Администрации Волгограда считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просит суд апелляционной инстанции оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо - ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просит суд апелляционной инстанции оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя общества. Судом ходатайство удовлетворено.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей участников процесса, суд апелляционной инстанции пришла к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области 26.11.2007 г. было вынесено Решение по делу № 909 о нарушении антимоно­польного законодательства, которым признан факт нарушения Администрацией Волгограда ч. 1 ст. 15 ФЗ №135-Ф3 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», которое выразилось в бездействии Администрации, не отменившей постановление №284 от 15.03.2000 «О наделении муниципального унитарного предприятия «Информационно-вычислительный центр департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» функциями расчетно-кассового центра по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей», которое может привести к ограничению конкуренции.

Управлением ФАС по Волгоградской области было выдано Администрации Волгограда предписание № 909 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, об отмене постановления №284 от 15.03.2000 «О наделении муниципального унитарного предприятия «Информационно-вычислительный центр департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» функциями расчетно-кассового центра по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей».

Не согласившись с указанными решением и предписанием, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что Постановление Администрации от 15.03.2000 г. № 284 не влияет и не может влиять на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов – участников рынка услуг по расчету размера платы за жилое помещение.

Выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает правомерными, по следующим основаниям.

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" было рекомендовано органам местного самоуправления в целях улучшения сбора платы за жилье и коммунальные услуги, рационального распределения указанных средств, усиления социальной защиты малоимущих слоев населения, создавать расчетно-кассовые центры по сбору и обработке коммунальных платежей и предоставлению субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ Глава Администрации Волгограда Постановлением №284 от 15.03.2000 года постановил наделить муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Информационно - вычислительный центр департамента жилищно - коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса администрации Волгограда" ("ИВЦ ЖКХ и ТЭК") функциями расчетно - кассового центра по сбору и обработке коммунальных платежей.

Руководителям МУП "Волгоградтеплоэнерго", МУП "Тепловые сети" Тракторозаводского, Центрального, Краснооктябрьского, Дзержинского, Ворошиловского, Советского, Кировского, Красноармейского районов, муниципального предприятия "Спецавтотранс", МУП "Волгоградские межрайонные электрические сети" рекомендовано заключить договоры с МУП "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" на выполнение работ по начислению и сбору платежей с предприятий и организаций города, являющихся их абонентами, и внести в действующие с ними договоры изменения, отразив в них порядок оплаты за оказанные услуги через расчетный счет МУП "ИВЦ ЖКХ и ТЭК".

В ноябре 2007 года УФАС по Волгоградской области возбуждено по своей инициативе дело №909 по признаком нарушения Администрацией Волгограда ч. 1 ст. 15 ФЗ №135-Ф3 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

26 ноября 2007 года УФАС по Волгоградской области вынесено Решение по делу № 909 о нарушении антимоно­польного законодательства, в котором указано, что с 1 марта 2005 года порядок платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламен­тирован Жилищным кодексом РФ. Оплату за жилое помещение и коммунальные услуги собствен­ники и наниматели осуществляют в зависимости от реализуемого способа управления многоквар­тирным домом в порядке предусмотренном ч.9 ст. 155 ЖК РФ, ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ.

В силу п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры пла­ты за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отно­сится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищ­ных отношений. В связи с этим в компетенцию Администрации города Волгограда с 1 марта 2005 года не входят вопросы, связанные с порядком оплаты за жилое помещение и коммунальные услу­ги, порядком её расчета и внесения.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона РФ №189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Жилищ­ным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоя­щему Федеральному закону.

Таким образом, по мнению антимонопольного органа, Постановление №284, противоречащее Жилищному кодексу РФ, не может быть применено для установления отношений по порядку оплаты за жилое помещение и комму­нальные услуги, а также порядку её расчета и внесения.

В связи с чем, УФАС по Волгоградской области признан факт нарушения Администрацией Волгограда ч. 1 ст. 15 ФЗ №135-Ф3 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», которое выразилось в бездействии Администрации, не отменившей постановление №284 от 15.03.2000 «О наделении муниципального унитарного предприятия «Информационно-вычислительный центр департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» функциями расчетно-кассового центра по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей», которое может привести к ограничению конкуренции.

Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Постановление Администрации Волгограда от 15.03.2000 г. № 284 не влияет и не может привести к ограничению конкуренции по следующим основаниям.

Как пояснил в судебном заседании представитель антимонопольного органа, поводом для возбуждения дела № 909 о нарушении антимонопольного законодательства послужило информационное письмо Федеральной антимоно­польной службы Российской Федерации от 11.07.2007г. № УА/11615.

Согласно названному информационному письму, в ряде муниципальных образований создаются единые информационно расчетные центры, а также организации, осуществляющие расчетно-кассовую, информационно-расчетную, информационно-аналитическую и вычислительную деятельность. При этом органом местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, обязывающие управляющие компании заключить с подобными организациями договоры на выдачу на платной основе платежных документов, что расценивается ФАС России, как нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции. При выявлении в действиях органа местного самоуправления указанных признаков нарушения ст. 15 названного закона, ФАС необходимо незамедлительно возбуждать дела о нарушении антимонополь­ного законодательства.

Постановление Администрации Волгограда №284 от 15.03.2000 не является нормативным правовым актом. Данным постановлением правила носящие обязательный характер на территории Волгограда не устанавливались.

Постановление №284 от 15.03.2000 «О наделении муниципального унитарного предприятия «Информационно-вычислительный центр департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» функциями расчетно-кассового центра по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей» носило обязательный характер только для МУП «ИВЦ ЖКХ и ТЭК».

Данным постановлением руководителям МУП "Волгоградтеплоэнерго", МУП "Тепловые сети" Тракторозаводского, Центрального, Краснооктябрьского, Дзержинского, Ворошиловского, Советского, Кировского, Красноармейского районов, муниципального предприятия "Спецавтотранс", МУП "Волгоградские межрайонные электрические сети" лишь рекомендовано заключить договоры с МУП "ИВЦ ЖКХ и ТЭК".

МУП «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» было создано в соответствии с Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ. В силу ст. 9 закона цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, отражаются в уставе предприятия, который утверждается органом местного самоуправления.

Приняв Постановление № 284 от 15.03.2000 года и закрепив за муниципальным предприятием функцию расчетно-кассового центра, орган местного самоуправления реализовал полномочия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях», в соответствии с которым собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия.

Кроме того, согласно Письму Министерства регионального развития РФ «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» от 2 мая 2007 г. N 8167-ЮТ/07, расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям.

Постановление № 284 от 15.03.2000 года «О наделении муниципального унитарного предприятия «Информационно-вычислительный центр департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда функциями расчетно-кассового центра по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей» не устанавливало порядок расчета и внесения платы. Указанным постановлением МУП наделялось функциями расчетно-кассового центра по сбору и обработке коммунальных платежей.

В настоящее время деятельность ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных документов специализированным организациям регулируется возмездными договорами, все платежи непосредственно идут напрямую организациям - исполнителям предоставления коммунальных услуг. Данные функции Постановлением № 284 от 15.03.2000 года не предусматривались.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП «Информационно-вычислительный центр департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» преобразовано в ОАО «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда».

Согласно ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

В силу ст. 37 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.2001 г., открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, определяющего состав подлежащего приватизации имущественно­го комплекса.

Как пояснил представитель Администрации Волгограда, в передаточном акте не указано, что полномочия, права, функции предусмотренные Постановлением № 284 от 15.03.2000 «О наделении муниципального унитарного предприятия «Информаци­онно-вычислительный центр департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда функциями расчетно-кассового центра по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей» переходят к ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК».

Таким образом, ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» не является правопреемником функций МУП «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» как расчетно-кассового центра по начислению, сбору и обработке коммунальных платежей, переданных администрацией Волгограда МУП «ИВЦ ЖКХ и ТЭК».

Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод УФАС по Волгоградской области о том, что подтверждением факта правопреемства ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» в части Постановления № 284 от 15.03.2000 года является письмо Общества №2727/и т 30.08.2007 года, в котором оно указывает, что является правопреемником МУП «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» и, согласно Постановлению № 284 от 15.03.2000 года, наделено функциями расчетно-кассового центра по сбору и обработке коммунальных платежей.

При получении указанного письма УФАС по Волгоградской области необходимо было выяснить правомерность руководства ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» в своей деятельности Постановлением Администрации Волгограда № 284 от 15.03.2000 года.

Как установил суд первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса, на сегодняшний день МУП «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» ликвидировано, а МУП "Волгоградтеплоэнерго", МУП "Тепловые сети" Тракторозаводского, Центрального, Краснооктябрьского, Дзержинского, Ворошиловского, Советского, Кировского, Красноармейского районов, муниципального предприятия "Спецавтотранс", МУП "Волгоградские межрайонные электрические сети" находятся в стадии банкротства и не осуществляют хозяйственную деятельность.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Постановление Администрации Волгограда от 15.03.2000г. №284 фактически утратило силу, не применяется, и не имеет юридического значения, следовательно, указанное постановление не может влиять на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов - участников рынка услуг по расчету размера платы за жилое помещение.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления отменить фактически утратившие и не применяемые правовые акты.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого решения.

Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для отмены которого не имеется. Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.

При принятии апелляционной жалобы к производству Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем с Управления подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.02.2008 г. по делу №А12-396/08-С30 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в доход федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий Ю.А. Комнатная

Судьи С.Г. Веряскина

О.А. Дубровина