ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А57-10214/07-9
«12» мая 2008 года
Резолютивная часть постановления объявлена «04» мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен «12» мая 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Дубровиной,
судей С.Г. Веряскиной, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дозоровой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района – Погореловой И.А., действующей на основании доверенности от 18 июня 2007 года,
представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области – Половинкиной Н.И., действующей на основании доверенности № 45 от 21 ноября 2007 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова, г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от «29» февраля 2008 года
по делу № А57-10214/07-9 (судья Калинина А.В.)
по заявлению Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова, г. Саратов,
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконным постановления № 376 от 25 июня 2007 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления № 376 от 25 июня 2007 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее – ГЖИ Саратовской области, административный орган), обратилась Ассоциация товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее – АТСЖ Ленинского района).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 24 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АТСЖ Ленинского района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и признать оспариваемое постановление недействительным, ссылаясь на то, что рассмотрение дела об административном правонарушении было рассмотрено без участия законного представителя общества и в отсутствие доказательств надлежащего его уведомления о времени и месте его рассмотрения.
ГЖИ Саратовской области, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает ее необоснованной, решение суда первой инстанции не подлежащим отмене. Административный орган считает несостоятельным довод заявителя о нарушении его прав при проведении проверки, поскольку в материалах дела имеются сведения о том, что АТСЖ Ленинского района была надлежащим образом извещена о рассмотрении административного дела.
Представители АТСЖ Ленинского района и ГЖИ Саратовской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, соответственно.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Материалами дела установлено, что 06 июня 2007 года ГЖИ Саратовской области на основании распоряжения № 413 от 05 июня 2007 года, проведена проверка жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, дом 4 «а», в ходе которой были выявлены факты нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам указанной проверки составлен протокол об административном правонарушении № 144 от 07 июня 2007 года об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление № 376 от 25 июня 2007 года, согласно которому АТСЖ Ленинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая незаконным вынесенное Государственной жилищной инспекцией Саратовской области постановление №376 от 25 июня 2007 года, АТСЖ Ленинского района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по содержанию жилого дома надлежащим образом, и Государственной жилищной инспекцией Саратовской области соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии вины АТСЖ Ленинского района в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ГЖИ по Саратовской области проведена инспекционная проверка жилого дома № 4 «а» по ул. Тархова, который для организации и обеспечения эффективной эксплуатации, обслуживания и ремонта передан АТСЖ Ленинского района г. Саратова, по вопросу соблюдения заявителем правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений и правил их ремонта.
В ходе проверки установлено, что заявитель ненадлежащим образом содержит данный жилищный фонд, а именно: отмостка с торца дома (6 подъезд) имеет контруклон, в результате чего происходит подтопление фундамента атмосферными осадками; нарушение заделки межпанельных стыков, межблочных швов; нарушение герметизации стыков; разрушение штукатурного и окрасочного слоев цоколя, имеются вертикальные трещины на железобетонных блоках цоколя; поверхностное краевое разрушение железобетонных плит козырьков подъездов №№ 1,2,3,5; неисправность, износ кровельного покрытия, протечки (подъезд № 6), повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных, захламленность помещений подвалов; неисправны осветительные приборы входами в здание; наличие следов протечек в квартирах №№ 14, 90.
Вышеуказанное является нарушением: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.1; п.п. 4.2.1.7, 4.10.2.1; п. 4.10.2.8, п. 4.2.3.1, п. 4.2 4.2.4.3; п. 4.6.1, п. 3.2.1, 3.2.2, п.5.6.2; п. 3.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В процессе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций АТСЖ Ленинского района не оспаривало наличие выявленных в ходе проверки нарушений.
Пунктом 4 ст.138 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, в обязанности товарищества собственников жилья входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, одной из основных задач АТСЖ Ленинского района г. Саратова являются: организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, находящегося у него на обслуживании.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении принятых на себя по договору обязательств и в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Довод заявителя о том, что поскольку указанные в оспариваемом постановлении работы не утверждались на общем собрании, и для их проведения не определялся источник финансирования, вины общества в совершении административного правонарушения не имеется, не может быть принят судом апелляционной инстанции.
Вина АТСЖ заключается в том, что им не предпринимались меры для проведения ремонта жилья, который по своему характеру является текущим
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 23.09.2003 года № 170, техническое обслуживание здания в том числе включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Судами первой и апелляционной инстанций исследован протокол об административном правонарушении № 145 от 07.06.2007 года, из которого следует, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по содержанию жилого дома надлежащим образом.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Государственной жилищной инспекцией Саратовской области соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении №145 был составлен административным органом 07.06.2007 года в отсутствии законного представителя Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Как пояснил представитель Государственной жилищной инспекции, АТСЖ Ленинского района г. Саратова была уведомлена о необходимости явиться в инспекцию 07 июня 2007 года в 14 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении по факту выявленных в ходе проведения проверки нарушений телефонограммой №708 от 06 июня 2007 года. Телефонограмму принял сотрудник Ассоциации Боброва 06.06.2007 года в 14 час. 15 мин. В назначенное время председатель АТСЖ Ленинского района г. Саратова не явился, в связи с чем, протокол составлен в его отсутствие.
Представить АТСЖ Ленинского района г. Саратова пояснил, что Ассоциация 06.06.2007 года не получала телефонограмму жилищной инспекции, секретарь Ассоциации Боброва Л.В. находилась в ежегодном основном оплачиваемом отпуске в период с 28.05.2007 года по 07.06.2007 года.
В доказательство того, что АТСЖ Ленинского района г. Саратова не получало телефонограмму жилищной инспекции о необходимости явиться в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении, Ассоциацией на обозрение суду был представлен подлинный журнал входящих телефонограмм АТСЖ Ленинского района г. Саратова за спорный период.
Данный журнал не содержит сведений о получении Ассоциацией 06.06.2007 года телефонограммы Государственной жилищной инспекции.
Ассоциацией на обозрение суда так же представлен приказ (распоряжение) №78/01-к от 25.05.2007 года о предоставлении секретарю Бобровой Л.В. ежегодного основного оплачиваемого отпуска в период с 28.05.2007 года по 07.06.2007 года; табель учета использования рабочего времени от 01.06.2007 года за период с 16.05.2007 года по 31.05.2007 года и от 18.06.2007 года за период с 01.06.2007 года по 15.06.2007 года, согласно которому Боброва Л.В. 06.06.2006 года находилась в отпуске.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 28.2 Кодекса содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности. В частности: в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 4); копия протокола под расписку вручается законному представителю юридического лица.
Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Между тем соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса достигается не только в случае присутствия законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, но и в его отсутствие, при условии его извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
В рассматриваемом случае административный орган указывает, что он надлежащим образом уведомил законного представителя АТСЖ Ленинского района г. Саратова о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направив телефонограмму №708 от 06.06.2007 года по телефону, принадлежащему Ассоциации.
Однако судом апелляционной инстанции установлено, что АТСЖ Ленинского района г. Саратова данную телефонограмму не получала.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом нарушен порядок привлечения Ассоциации к административной ответственности, указанное процессуальное нарушение является существенным, что в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 года является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания к отмене решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Ассоциацией требования.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от «29» февраля 2008 года по делу № А57-10214/07-9 – отменить.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать постановление Государственной жилищной инспекции Саратовской области по делу об административном правонарушении от 25 июня 2007 года № 376 незаконным и отменить в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.А. Дубровина
Судьи С.Г. Веряскина
Ю.А. Комнатная