ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А12-21317/2011
«22» мая 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена «16» мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен «22» мая 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Смяцкой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, ООО «Волгоградоблэлектросбыт»,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от «03» февраля 2012 года по делу № А12-21317/2011 (судья Е.В. Пономарева)
по заявлению ОАО «Волгоградэнергосбыт»,
к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области,
заинтересованные лица: Федеральная служба по тарифам, ООО ««Волгоградоблэлектросбыт»,
о признании незаконным бездействия,
при участии в заседании: от Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области – представитель ФИО1, , от ОАО «Волгоградэнергосбыт» - представитель ФИО2, от ООО «Волгоградоблэлектросбыт» представитель ФИО3, по доверенности № 68-Г от 30.12.2011 г., представитель ФИО4, по доверенности № 48 от 01.12.2011 г.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Открытое акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» с заявлением к Управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области о признании незаконным бездействия Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области, выразившегося в непринятии решения о лишении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» статуса гарантирующего поставщика и изменении зоны деятельности открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт».
В порядке восстановления нарушения права заявитель просит обязать Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области принять решение о лишении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» статуса гарантирующего поставщика и внесении изменений в постановление Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 12 октября 2006 года № 15/2 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области», путем исключения пункта 3 приложения к названному постановлению, устанавливающего зону деятельности гарантирующего поставщика общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт», и изменения зоны деятельности открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт», направить в установленном порядке соответствующие сведения в Федеральную службу по тарифам России для внесения изменений в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности в связи с лишением общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» статуса гарантирующего поставщика и изменением зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт».
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 03 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, ООО «Волгоградоблэлектросбыт» не согласились и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда по тем основаниям, что ООО «Волгоградэнергосбыт» чинит для ООО «ВОЭС» препятствия для участия в торговлей электроэнергией и ООО «ВОЭС» включено в прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС России .
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Как видно из материалов дела, согласно письму от 09.04.2008 № 01-02/08-6774, выданному некоммерческим партнерством «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы» общество с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» внесено в раздел 2.3 (гарантирующие поставщики) Реестра субъектов оптового рынка под регистрационным номером 2.3.0268, наблюдательным советом Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» принято решение о приеме в Члены партнерства общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт».
Пунктом 3.4.3 Административного регламента исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 24.11.2008 г. № 423-э (далее - Административный регламент), предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса об исключении организации из Реестра является соответствующее заявление (обращение) Уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об исключении организации в соответствии с приложением № 3 к настоящему Регламенту, а также иные документы, полученные от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и (или) физических лиц, иных источников информации, свидетельствующие о лишении организации статуса гарантирующего поставщика (отмены согласования границ зоны деятельности).
В связи с тем, что Управлением по региональным тарифам администрации Волгоградской области не было принято решение о лишении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» статуса гарантирующего поставщика и изменении зоны деятельности открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности общества, обратилось с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что бездействие Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области не соответствует требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, и нарушает права и законные интересы открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (первоначальная редакция документа) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в месячный срок, определить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий предусмотренные Основными положениями функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков (пункт 6).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 главой администрации Волгоградской области принято постановление от 05.10.2006 № 1216 «О регулировании деятельности гарантирующих поставщиков», которым Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области, определено уполномоченным органом, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
В соответствии с пунктом 2.13 Положения об Управлении по региональным тарифам администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 № 674-п, управление по региональным тарифам участвует в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности. Аналогичная норма содержалась в пункте 2.3. Положения об Управлении по региональным тарифам администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 26 сентября 2008 № 1308.
Основными положениями функционирования розничных рынков в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ предусматриваются: правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков; случаи и порядок утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти результатов назначения и смены гарантирующих поставщиков; границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу настоящего документа осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт-ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 12.10.2006 № 15/2 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области» обществу с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом 6 пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, границами его зоны деятельности определены границы балансовой принадлежности электрических сетей открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро», электрических сетей потребителей, присоединенных к сетям открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро» и электрических сетей субабанентов открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро».
В соответствии с пунктом 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Основных положений организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки, эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 года. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 года.
Таким образом, положениями данной нормы определяются правовые последствия (санкция) в виде лишения (утраты) статуса гарантирующего поставщика с 01.01.2010 года в отношении организаций, не выполнивших требования диспозиции данной нормы в установленные ею сроки.
Согласно пункту 41 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, указанная в пункте 40 настоящих Правил организация, не может быть лишена статуса гарантирующего поставщика, если будет доказано, что право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке не получено такой организацией в результате нарушения органами или организациями, на основании решений и (или) действий которых предоставляется такое право, установленного порядка предоставления права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
При рассмотрении заявления, суд первой инстанции исследовал указанные обстоятельства и не установил наличие соответствующих доказательств.
Согласно пункту 56 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории данного субъекта Российской Федерации, с указанием зон их деятельности, перечень организаций, которые направили заявление об отказе от статуса, гарантирующего поставщика, а также перечень организаций, которым отказано в присвоении статуса гарантирующего поставщика с указанием причин такого отказа (в связи с несоответствием предусмотренным пунктом 36 настоящего документа требованиям), и организаций, которые лишены статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящего документа. Указанные сведения учитываются при формировании федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, ведение, которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктами 55 и 58 Основных положений установлено, что в случае лишения организации, указанной в подпункте «б» пункта 36 данного документа, статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 Основных положений территория, соответствующая зоне ее деятельности в качестве гарантирующего поставщика, решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Основных положений, с даты лишения статуса гарантирующего поставщика указанной организации.
Пунктом 57 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, предусмотрено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней с даты принятия решения о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке и случаях, которые установлены настоящим документом, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях внесения соответствующих изменений в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
Открытое акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, соответствующий статус которому присвоен на основании подпункта «а» пункта 36 Основных положений как обществу, созданному в результате реорганизации открытого акционерного общества «Волгоградэнерго» (протокол внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Волгоградэнерго» № 2/04 от 5 июля 2004 года).
Границами зоны деятельности открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика являются административные границы Волгоградской области за исключением зон, соответствующих зонам деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в пунктах 2-6 приложения к постановлению Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 12.10.2006 № 15/2 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области». Пункт 3 названного приложения определяет границы зоны деятельности общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» как гарантирующего поставщика.
Следовательно, лишение общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт» статуса гарантирующего поставщика влечет изменение зоны деятельности открытого акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности общества с ограниченной ответственностью «Волгоградоблэлектросбыт».
Кроме того, суд первой инстанции дал обоснованно правовую оценку, что срок на обращение со спорным заявлением в арбитражный суд пропущен заявителем в связи согласованием плана перехода потребителей третьего лица к заявителю, инициированного Управлением по региональным тарифам администрации Волгоградской области, и не может являться основанием к лишению заявителя прав на судебную защиту нарушенного права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку и не могут служить основаниями к его отмене.
Состоявшееся по делу №а40-64830/11 постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.04.2012 также не опровергает выводов суда первой инстанции .
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.04.2012г., отменившим постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2011г., оставившим в силе решение от 12.10.2011г. по делу №А40-64830/11-148-551 по заявлению ООО «Волгоградоблэлектросбыт» о признании действий (бездействия) Федеральной службы по тарифам по невключению заявителя в субъектный состав покупателей электрической энергии (мощности) Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2011 год незаконными, установлено, что Уполномоченный органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об исключении Общества из Реестра как гарантирующего поставщика ФСТ России не принимал.
При этом Федеральным арбитражным судом Московского округа не проверялась законность и обоснованность бездействия Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, выразившихся в непринятии решения о лишении ООО «Волгоградоблэлектросбыт» статуса гарантирующего поставщика и изменении зоны деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт» в качестве гарантирующего поставщика за счет присоединения зоны деятельности ООО «Волгоградоблэлектросбыт», которые является предметом спора по данному делу.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от «03» февраля 2012 года по делу № А12-21317/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
М.Г. Цуцкова