ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-2331/14 от 31.03.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-8565/2013

03 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «31» марта 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г..,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г. Астрахань,

на решение арбитражного суда Астраханской области от «23» января 2014 года

по делу № А06-8565/2013 (судья Г.А. Плеханова),

по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Т.Г. Шевченко", г. Астрахань,

к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ,

о признании решения от 29.10.2013 № 363 недействительным в части,

с участием в заседании представителя Средней общеобразовательной школы № 4 – ФИО1

УСТАНОВИЛ:

  В арбитражный суд Астраханской области обратилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Т.Г. Шевченко" (далее - Школа, страхователь) обратилась с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) от 29.10.2013 № 363 недействительным в части.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 23 января 2014 года, заявленные требования школы удовлетворены.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права фонд обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как установлено материалами дела, Фондом на основании решения управляющего от 05.09.2013 №05/1-992 проведена выездная проверка Школы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по результатам которой, составлен Акт выездной проверки №707 от 20.09.2013.

Проверкой установлено, что выплаты в виде грантов педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений, фактически произведенные учреждением - работодателем (школой) своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования.

Таким образом, Фонд считает, что поскольку пособия учителям, находящимся в длительном отпуске без содержания ФИО2, ФИО3; пособия молодым специалистам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7; грант ФИО8, ФИО9, ФИО10; победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям ФИО11 в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ не поименованы, то такие выплаты, произведенные организацией - работодателем своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника финансирования таких выплат.

Указанное правонарушение привело к образованию недоимки в сумме 11262,0 рублей, начислению штрафных санкций за неполную уплату сумм страховых взносов в сумме 2252,40 рублей и пени в размере 242,84 рублей.

Решением от 29.10.2013 № 363 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее-Федеральный закон № 212-ФЗ) и в том числе, по неполной уплате, в виде штрафа в размере 2252,40 рублей, Заявителю предложено уплатить дополнительные страховые взносы в сумме 11262,0 руб. и пени в размере 242,84 рублей.

Не согласившись с решением учреждение оспорило его в судебном порядке, при этом ссылается на несоответствие данного решения нормам законодательства.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что выделенные в качестве гранта денежные средства педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений не облагаются страховыми взносами и признал решение в обжалованной части незаконным.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона).

Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Статьей 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 данного Кодекса.

Коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.

Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация города Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ни администрация г. Астрахани, ни Министерство образования и науки Российской Федерации не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.

Суммы в виде Грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ на счет Школы, являющейся работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно Школа не распределяла вознаграждение из этих сумм своим работникам.

Кроме того, суд первой инстанции, верно, учел целевой характер предоставленных средств.

Подпунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города от 07.11.2006 N 2378, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Судебная коллегия считает, что цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствуют основанию, указанному в подпункте 12 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, и служит основанием для освобождения от обложения страховыми взносами.

Таким образом, гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, администрацией города Астрахани (не являющейся для них работодателем) не облагаются страховыми взносами.

Так же суд отмечает, что выплата ФИО11 - в сумме 200000 рублей, осуществлена как «победителю конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям», осуществлена на основании Закона Астраханской области от 5 декабря 2005 г. № 74/2005-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Астраханской области" (с изменениями и дополнениями).

Данным Законом утверждена Методика распределения субвенций на выплату денежного поощрения лучшим учителям муниципальных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, являющимся победителями конкурсного отбора.

Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области на выплату денежного поощрения лучшим учителям муниципальных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - денежное поощрение лучших учителей), за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, являющимся победителями конкурсного отбора (далее - субвенции).

Перечисление субвенций осуществляет министерство образования и науки Астраханской области в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью.

Фондом не оспаривается, что основанием для выплаты спорной суммы премии явилась победа ФИО11 в конкурсе и приказ Школы "О премировании сотрудника", согласно которым денежная премия в сумме 200000,0 рублей подлежала выплате учителю, признанному лучшим учителем года по итогам конкурсного отбора.

При указанных обстоятельствах, суд сделал правомерный вывод, что названная премия не является вознаграждением работника ФИО11 за исполнение ей своих трудовых обязанностей, не гарантирована ни трудовым, ни коллективным договорами, была получена физическим лицом за победу в конкурсе, организованном министерство образования и науки Астраханской области.

Статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ норма исключает из объекта обложения суммы, фактически полученные работниками по трудовым договорам и в связи с осуществлением трудовой функции, но в силу определённых причин не подлежащие включению в базу, облагаемую страховыми взносами.

Действительно, в указанном перечне отсутствует указание на премии, полученные работниками. Однако в настоящем конкретном случае премию в сумме 200000,0 рублей. надлежит квалифицировать не как доход, не подлежащей обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Государственное пособие-безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.

С учетом приведенной нормы, единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам.

Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.

Таким образом, объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат.

Судом установлено и не оспаривалось представителем Фонда, что в рассматриваемом случае выплаты ФИО4 - 25000 рублей (ноябрь 2011), ФИО12 - 25000 рублей, ФИО13 - 25000 рублей, ФИО7 - 25000 рублей (ноябрь 2012), производились в качестве единовременного пособия молодым специалистам.

Из чего следует, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Школы и не включены в систему оплаты труда.

Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Астраханской области от «23» января 2014 года по делу № А06-8565/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи Ю.А. Комнатная

М.Г. Цуцкова