ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-2569/2022 от 21.04.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-12667/2021

22 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Землянниковой В.В., Степуры С.М., 

при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (ОГРН 1086455001489, ИНН 6455048014, 410002, г. Саратов, ул. им. Мичурина И.В., д. 31, литера М),

заинтересованные лица: Саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство по эффективному управлению жилым фондом «РОСЖИЛКОМ» (ОГРН 1116400000287, ИНН 6454110340, 410056, г. Саратов, ул. им. Пугачева, д. 72), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (ОГРН 1046405419301, ИНН 6451707770, 410049, г. Саратов, ул. им. Пономарева, д. 24), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области (ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895, 410040, г. Саратов, пр. им. 50 лет Октября д. 108/6), Исаев Дмитрий Юрьевич (г. Саратов), Ершов Анатолий Николаевич (г. Саратов, п. Жасминный), Кучура Федор Васильевич (Саратовская область, Энгельсский район, п. Анисовский), Дозоров Дмитрий Валерьевич (г. Саратов),

о ликвидации,

при участии в судебном заседании:

представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области Еганян Л.Н., действующей на основании доверенности от 19.01.2022 № 05-53-05,

иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление Минюста России по Саратовской области, Управление, заявитель) с заявлением о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Саморегулируемой организации Некоммерческого Партнерства по эффективному управлению жилым фондом «РОСЖИЛКОМ» (далее – НП «РОСЖИЛКОМ»).

Решением суда первой инстанции от 17 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление Минюста России по Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией установлено наличие оснований для отмены решения суда в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие доказательств извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела.

Определением от 24 марта 2022 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению заявления Управления Минюста России по Саратовской области о ликвидации НП «РОСЖИЛКОМ» по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 25.03.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления Управления Минюста России по Саратовской области, выслушав представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, НП «РОСЖИЛКОМ» зарегистрировано Управлением 10.02.2011 за основным государственным регистрационным номером 1116400000287 на основании распоряжения от 01.02.2011, учетный № 6414030158.

Организационно-правовая форма юридического лица при создании - некоммерческое партнерство, НП «РОСЖИЛКОМ» зарегистрировано на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Из материалов учетного дела следует, что юридическим адресом НП «РОСЖИЛКОМ» (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является адрес: 410056, г. Саратов, ул. им. Пугачева Е.И., д. 72, руководитель – Исаев Д.Ю.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре членов саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), размещенном на официальном сайте Росреестра, НП «РОСЖИЛКОМ» имеет статус саморегулируемой организации в области управления многоквартирными домами, состоит в указанном реестре под порядковым № 0326.

Управлением проведена ревизия учетного дела НП «РОСЖИЛКОМ» на предмет соблюдения требований статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, в ходе которой установлено непредставление НП «РОСЖИЛКОМ» в Управление и неразмещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо в средствах массовой информации отчетности за 2018, 2019 годы, что является нарушением статьи 32 Закона № 7-ФЗ.

В связи с нарушением статьи 32 Закона № 7-ФЗ Управлением в адрес НП «РОСЖИЛКОМ» направлены письменные предупреждения за непредставление отчетности за 2018 год - от 25.04.2019 № 62, от 26.07.2019 № 208, от 22.10.2019 № 328, от 17.12.2019 № 378; за 2019 год - от 21.04.2020 № 54, от 10.07.2020 № 136, от 21.07.2020 № 157 о недопустимости нарушения организацией статьи 32 Закона № 7-ФЗ и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства.

Предупреждения направлены Управлением посредством почтовой связи по адресу НП «РОСЖИЛКОМ», указанному в Едином государственном реестре юридических: 410056, г. Саратов, ул. им. Пугачева Е.И., д. 72.

Почтовые отправления возвратились в Управление Минюста России по Саратовской области с отметкой органа почтовой связи «истек срок хранения».

В связи с неустранением НП «РОСЖИЛКОМ» выявленных нарушений статьи 32 Закона № 7-ФЗ, отсутствием сведений об изменении адреса (места нахождения), по которому осуществляется связь с организацией, Управление Минюста России по Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о ликвидации НП «РОСЖИЛКОМ».

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом министерства юстиции от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданского кодекса Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами в порядке пункта 1 статьи 18 Закона № 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов, за исключением аудиторского заключения, и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 статьи 32 указанного федерального закона предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18.07.2003 № 14-П, отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При этом неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В обоснование заваленных требований о ликвидации НП «РОСЖИЛКОМ» управление указывает следующие обстоятельства: непредставление отчетности за 2018, 2019 годы; не нахождение по юридическому адресу; не обеспечение информационной открытости своей деятельности; смерть руководителя.

Судебная коллегия пришла к выводу, что из материалов дела не усматривается наличие нарушений, которые позволили бы суду применить такую санкцию, как ликвидация юридического лица, которая не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

При этом невыполнение ответчиком предписаний статьи 32 Закона №7-ФЗ о предоставлении в уполномоченный орган информации о деятельности организации не является грубым неустранимым нарушением, последствием неоднократного совершения которого является ликвидация организации.

Как следует из материалов дела, организацией суду были представлены сведения о размещении 29.09.2021 отчетности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений – официальном портале Минюста России за 2018, 2019, 2020 гг. (т. 2, л.д. 120-121).

НП «РОСЖИЛКОМ» так же в Управление представлены сообщения от 29.09.2021 о продолжении деятельности и обеспечения информационной открытости своей деятельности в сети Интернет (т.2, л.д. 122-132).

Судебная коллегия так же учитывает, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области представлены пояснения по делу, в которых налоговый орган возражает против ликвидации организации и указывает на наличие не исполненных обязательств по уплате штрафа по НДС (т. 3, л.д. 16-20).

В данном случае судом не установлено правовых оснований для удовлетворения требований истца о ликвидации Некоммерческой организации как юридического лица, несмотря на допущенные ответчиком нарушения федерального законодательства, которые ошибочно расценены Министерством юстиции как грубые и неустранимые, поскольку исходя из общеправовых принципов юридической ответственности, в том числе наличия вины, и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности юридического лица, которые должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, неоднократность нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов, о которой идет речь в подпункте 3 пункта 3 этой статьи, назвал формальным основанием, констатировав, что отсутствие в названной статье кодекса конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что для применения данной санкции достаточно установления только факта неоднократности нарушений, указал, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц: постановление от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.В. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также подчеркнул, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что ликвидация некоммерческой организации - Саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство по эффективному управлению жилым фондом «РОСЖИЛКОМ», осуществляющей свою деятельность с 2011 года, является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные названным общественным объединением нарушения и достигнуть социально значимые цели.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Поскольку суд апелляционной инстанций установил наличие оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и перешел к рассмотрению заявления по правилам суда первой инстанций, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 января 2022 года по делу № А57-12667/2021 отменить.

В удовлетворении заявления Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство по эффективному управлению жилым фондом «РОСЖИЛКОМ» - отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий судья

Ю.А. Комнатная

Судьи

В.В. Землянникова

С.М. Степура