ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-39933/2014 |
26 мая 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Никитина А.Ю., Жаткиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- индивидуальный предприниматель ФИО1, паспорт обозревался; его представитель - ФИО2, по доверенности от 10.12.2014 года
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2015 года по делу № А12-39933/2014 (судья Павлова С.В.),
по иску индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ФИО4 1023405972787),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГУП "ФКП Росреестр" по Волгоградской области, ОАО «Волгоградский керамический завод»,
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области,
Общества с ограниченной ответственностью «Л-Град»
о признании недействительными результатов межевания и обязании исключить сведения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО3 обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОАО «Волгоградский керамический завод» с требованием о признании недействительными результатов межевания и актов согласования местоположения границ земельных участков, а также об обязании исключить сведения об описании местоположения границ земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГУП "ФКП Росреестр" по Волгоградской области.
Определением от 16.12.2014, в порядке ст. ст. 46 и 51 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГУП "ФКП Росреестр" по Волгоградской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Л-Град».
В порядке ст. 49 АПК РФ истец заявил об отказе от исковых требований к ОАО «Волгоградский керамический завод» и уточнил предмет исковых требований и просил суд:
- признать недействительными результаты межевания земельного участка, принадлежащего ФИО1, кадастровый номер 34:26:110101:9 площадью 2415817 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область Светлоярский район, примерно в 14 км. по направлению на запад от ориентира с. Дубовый Овраг в поворотных точках н1-н19;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГУП "ФКП Росреестр" по Волгоградской области исключить сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 34:26:110101:9 площадью 2415817 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область Светлоярский район, примерно в 14 км. по направлению на запад от ориентира с. Дубовый Овраг в поворотных точках н1-н19;
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.02.2015 производство по делу в отношении требований к ОАО «Волгоградский керамический завод» прекращено. В удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель ФИО3 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:26:110101:9, площадью 2415815 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская обл., Светлоярский район примерно в 14 км по направлению на запад от ориентира с. Дубовый Овраг, о чем выдано свидетельство о праве собственности.
Истец обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке принадлежащего земельного участка в границах, определенных межевым планом, на кадастровый учет.
Решением от 15.10.2013 государственный кадастровый учет изменений приостановлен, при этом указано, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ земельного участка с кадастровым номером 34:26:110101:9 и земельного участка с кадастровым номером 34:26:030202:40. При этом технической ошибки в государственном кадастре недвижимости не обнаружено.
Полагая, что ответчиком межевание границ принадлежащего ему земельного участка, проведено незаконно истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценивая заявленные требования, суд первой инстанции правовых оснований для удовлетворения иска не установил, при этом исходил из следующего.
В пункте 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ закреплено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в ГКН. При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221 -ФЗ необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 221 -ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно статье 39 Федерального закона N 221 -ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3 ) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1 ) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
Как следует из материалов дела, при составлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером 34:26:110101:9 кадастровым инженером составлен акт согласования местоположения границы данного земельного участка, в котором указано о наличии смежников с отметкой об уведомлении о проводимом межевании. В том числе, материалы кадастрового дела и документы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 34:26:110101:9 содержат почтовое уведомление (подлинник которого обозревался в судебном заседании), адресованное ФИО3 с отметкой о получении извещения 22.09.2011.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, доводы истца о том, что на указанном почтовом уведомлении проставлена подпись не ФИО3, а иного лица являются несостоятельными.
В соответствии с подпунктом б пункта 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, к регистрируемым (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) относятся почтовые отправления, принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
Согласно пунктам 33,34 названных Правил почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами и выдаются адресатам (законным представителям) при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
Таким образом, в силу указанных Правил надлежащее вручение корреспонденции предполагается.
Согласно частям 2,3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований.
Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Суд первой инстанции. Установив, что площадь сформированного земельного участка ответчика (241,45 га) соответствует решению № 1/8 Светлоярского районного совета народных депутатов Волгоградской области от 29.01.1991., а также государственному акту на право пользования землей от 07.02.1991, не оспоренному в установленном законом порядке и в отсутствие доказательств наличия кадастровых ошибок, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении рассматриваемых требований, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
По смыслу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные права, судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, т.е. целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права.
Сам по себе факт отсутствия подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.
Согласно решения Светлоярского районного совета народных депутатов Волгоградской области № 1/8 от 29.01.1991 ФИО5 (правопредшественник истца) был предоставлен земельный участок 328,4 га, ФИО6 (правопредшественник ответчика) земельный участок 241,45 га и выданы соответствующие государственные акты на право пользования землей.
ФИО6 выдан государственный акт А-1 № 370189 на земельный участок площадью 241,45 га.
При этом корректировка площадей земельных участков произведена в 1994 года, в результате которой площадь земельного участка ФИО5 вместо 328,4 га стала 346,2 га, площадь земельного участка ФИО6 вместо 241,45 га стала 223,0 га, что следует из корректурного листа (том 1 л.д. 102-103).
Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 03.03.2011 года по заявлению гр.ФИО1 по факту уменьшения его земельного участка и подделки подписи его отца ФИО6 в ходе проверки было проведено почерковедческое исследование подписей ФИО6 в актах установления размеров и точных границ землепользования 1994 года и книге записей государственных актов на право пользования землей. Согласно справки об исследовании №2 старшего криминалиста 2 МЭКО ЭКП ГУВД Волгоградской области, подписи от имени ФИО6 в актах установления размеров и точных границ землепользования 1994 года и книге записей государственных актов на право пользования землей, выполнены другим лицом с подражанием подписи ФИО6
В 2011-2012 г.г. по заданию ответчика – ФИО1 кадастровым инженером ООО «Л-Град» были выполнены кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:26:1100101:9 с целью уточнения местоположения и площади земельного участка
Как следует из представленного в материалы дела заключению ООО «Л-Град» по описанию границ земельного участка, предоставленного ФИО6 для организации и ведения крестьянского хозяйства на землях Светлоярского района Волгоградской области от 20.06.2011 (том 3 л.д.2-9) площадь и местоположение земельного участка землевладельцев ФИО6 была уменьшена в том числе за счет увеличения площади земельного участка замлевладельца ФИО5
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не представлено доказательств, что спорная часть земельного участка, на которую по сути претендует истец, входила в состав земельного участка, предоставленного в установленном порядке ФИО5 согласно решения Светлоярского районного совета народных депутатов Волгоградской области № 1/8 от 29.01.1991.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, они не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены решения суда не усматривает.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2015 года по делу № А12-39933/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | О.И. Антонова |
Судьи | С.А. Жаткина А.Ю. Никитин |