ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
=============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
15 июня 2010г. Дело № А06-8393/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей, Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от правительства Астраханской области - ФИО1 по доверенности № 14 от 17.05.2010г.,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области – ФИО2 по доверенности № 1 от 11.01.2010г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от «19» февраля 2010 года по делу №А06-8393/2009, принятое судьей Мирекиной Е.И.,
по заявлению правительства Астраханской области (г. Астрахань)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г.Астрахань)
третье лицо: Управление министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области (г. Астрахань)
о признании частично недействительными решения и предписания от 10.11.2009г. по делу №26-К-04-09,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Астраханской области от 19.02.2010г. удовлетворены заявленные правительством Астраханской области (далее – Правительство) требования о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области) от 10.11.2009 года по делу № 26-К-04-09 в части выдачи предписания о приведении пункта 1.5 Порядка представления имущества, находящегося в государственной собственности Астраханской области, в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением правительства Астраханской области от 18.06.2009 года за № 303-П (с изменениями от 01.10.2009 года), в соответствие с действующим законодательством как несоответствующие закону и нарушающие права и законные интересы Астраханской области в сфере экономической деятельности и незаконно возлагающие на правительство Астраханской области обязанности.
УФАС России по Астраханской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Правительство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УФАС России по Астраханской области в ходе изучения Порядка предоставления имущества, находящегося в государственной собственности Астраханской области, в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением правительства Астраханской области от 18.06.2009г. № 303-П (далее – Порядок) на соответствие его положений антимонопольному законодательству, выявило следующие нарушения действующего законодательства.
Пунктом 3.3.6 ч. 3.3 Порядка установлено, что в конкурсе на право заключения договора на безвозмездное пользование казны (далее – конкурс) могут участвовать только субъекты, определенные в п. 1.5 и п. 1.6 Порядка, а именно:
- органы государственной власти Российской Федерации, Астраханской области и органы местного самоуправления;
- религиозные организации (в случае предоставления в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения);
- специализированные организации, осуществляющие эксплуатацию электро-, газо-, водораспределительных сооружений и сопутствующих им объектов;
- организации, предоставляющие в интересах Астраханской области услуги на безвозмездной основе в рамках соглашений, договоров с Губернатором Астраханской области, Правительством Астраханской области;
- иные организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- бюджетные организации Российской Федерации, Астраханской области и муниципальных образований.
В результате изучения УФАС России по Астраханской области Порядка, антимонопольный орган пришел к выводу, что индивидуальный предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, фактически лишены права участвовать в конкурсе (аукционе) на право заключения договора на безвозмездное пользование имуществом.
10.09.2009г. УФАС России по Астраханской области вынесло решение по делу № 26-К-04-09, которым признало правительство Астраханской области нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.06.2009г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и выдало предписание об устранении допущенных нарушений по делу № 26-К-04-09 от 10.11.2009г.
Правительство Астраханской области, не согласившись с принятыми в отношении него ненормативными актами, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы правительства Астраханской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с принятыми Законом Астраханской области от 20.02.2009г. №4/2009-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области», постановлением правительства Астраханской области от 25.06.2008г. № 301 -П «О концепции отраслевой целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009- 2011 годы» правительством Астраханской области принята отраслевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы», в перечне мероприятий которой, предусмотренных к реализации, не указано предоставление государственного имущества в Астраханской области субъектам малого и среднего предпринимательства в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 7 Закона Астраханской области от 20.02.2009г. № 4/2009-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» имущественная поддержка в Астраханской области осуществляется исполнительными органами государственной власти Астраханской области путем передачи во владение и (или) пользование государственного имущества, перечень которого утверждается исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным Правительством Астраханской области.
Частью 4 ст. 7 Закона Астраханской области от 20.02.2009г. № 4/2009-ОЗ предусмотрено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества, которое может быть использовано в целях предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия предоставления указанного имущества в аренду, устанавливаются постановлением правительства Астраханской области.
Из анализа данной нормы следует, что передаче в пользование и (или) владение подлежит не все государственное имущество Астраханской области, а только включенное в указанный перечень, и что областное имущество из указанного перечня предоставляется только в аренду.
Совместным распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений и Министерства экономического развития Астраханской области от 14.07.2008г. № 675/381-р был утвержден перечень государственного имущества Астраханской области, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, из указанных нормативно-правовых актов следует, что предоставление государственного имущества Астраханской области в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям на территории Астраханской области не предусмотрено, в связи с чем данные лица не были включены в категорию пользователей, перечисленных в п.1.5 Порядка.
Более того, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не обязывает, а предоставляет полномочия органам местного самоуправления оказывать имущественную поддержку субъектам предпринимательства, на что указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от 13.04.2009г. №3840/09.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выданные в адрес правительства Астраханской области решение и предписание в части выдачи предписания о приведении п. 1.5 Порядка в соответствие с действующим законодательством не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы правительства Астраханской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт принятым с оценкой всех существенных обстоятельств дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем неподлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от «19» февраля 2010 года по делу № А06-8393/оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий Н.В. Луговской
Судьи С.А. Кузьмичев
М.Г. Цуцкова