ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3146/20 от 27.05.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-38822/2019

28 мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Камериловой В.А.,

судей – Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Захаркиной О.В.,

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Пайщики ПО РИО», г. Волгоград,   

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 февраля 2020 года по делу  № А12-38822/2019

по иску товарищества собственников жилья «Пайщики ПО РИО», г. Волгоград, (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Администрации Центрального района Волгограда, г. Волгоград,                              (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным одностороннего расторжения договора,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление товарищества собственников жилья «Пайщики ПО РИО» (далее – истец, ТСЖ «Пайщики ПО РИО») к Администрации Центрального района г. Волгограда (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным односторонний отказ администрации Центрального района города Волгограда от 26.09.2019 №Л-1525/2/1606 от Соглашения о благоустройстве (уборке) территории общего пользования от 05 декабря 2017, заключенного с товариществом собственников жилья «Пайщики ПО РИО».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано. С товарищества собственников жилья «Пайщики ПО РИО» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество собственников жилья «Пайщики ПО РИО» обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: законные основания для одностороннего отказа у ответчика отсутствовали, в материалах дела отсутствует составленный надлежащим образом акт осмотра территории с фиксацией нарушений, фотоматериалы не являются допустимыми доказательствами.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.12.2017 между товариществом собственников жилья «Пайщики ПО РИО» и администрацией Центрального района Волгограда заключено Соглашение о благоустройстве (уборке) территории общего пользования (далее Соглашение).

Предметом настоящего Соглашения, согласно пункту 1.1., является установление прав и обязанностей сторон при организации содержания и благоустройства прилегающих территорий к объекту, расположенному по адресу: <...>, в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 № 34/1091 «О правилах благоустройства территории городского округа Волгоград» (далее Правила благоустройства).

Границы прилегающих территорий определены по соглашению сторон на схеме территории, подлежащей благоустройству (уборке) общей площадью 750 кв.м. Земельный участок, прилегающий с восточной стороны к земельному участку (кадастровый номер 34:34:040022:10) многоквартирного дома № 11 «А» по ул. Двинской.

08.08.2019 сотрудниками Администрации в присутствии председателя ТСЖ «Пайщики ПО РИО» и председателя правления ТСЖ «РИО-Центр» произвели осмотр и замеры территории участков, имеющих общую границу, переданных по Соглашениям o благоустройстве (уборке) территории.

В результате осмотра выявлено, что территория, переданная ТСЖ «Пайщики ПО РИО» по Соглашению о благоустройстве используется в качестве стоянки автотранспортных средств, в связи с чем, администрацией Центрального района Волгограда в адрес ТСЖ «Пайщики ПО РИО» направлено письмо (исх. от 12.08.2019 исх.№ 6574/03) с требованием осуществлять мероприятия по содержанию и благоустройству (уборке) территории в строгом соответствии с условиями Соглашения.

25.09.2019 сотрудниками Администрации вновь произведен осмотр прилегающей территории, переданной ТСЖ «Пайщики ПО РИО» по Соглашению о благоустройстве.

В результате осмотра вновь выявлен факт нахождения на территории стоянки транспортных средств, что подтверждается актом визуального осмотра от 25.09.2019.

26.09.2019 в адрес ТСЖ «Пайщики ПО РИО» направлено уведомление о расторжении с 01.10.2019 Соглашения о благоустройстве территории.

ТСЖ «Пайщики ПО РИО» полагая, что расторжение Соглашения о благоустройстве территории в одностороннем порядке Администрацией Центрального района г. Волгограда противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в  силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно пункту 1.3. Правил благоустройства содержание объекта благоустройства - работы, направленные на обеспечение чистоты, надлежащего физического, эстетического и технического состояния объектов благоустройства и прилегающих территорий, производимые и (или) организованные собственником или иным законным владельцем объекта благоустройства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

Пунктом 2.2 Соглашения установлены права Заявителя при организации содержания и благоустройства прилегающей территории, а именно: Заявитель вправе проводить на прилегающей территории в границах, установленных схематической картой работы по благоустройству, в том числе устройству покрытий, посадке зеленых насаждений, малых архитектурных форм в соответствии с видами, указанными в Правилах благоустройства территории городского округа Волгоград, в том числе обеспечивает:

- ежедневную уборку прилегающей территории;

- в зимнее время очистку подъездных проездов и тротуаров от снега и льда, во время гололеда - посыпку песком;

- сбор и вывоз отходов с прилегающей территории (в том числе упаковочной тары);

- в зимний период складирование и вывоз снега (скола льда) с прилегающей территории;

- установку у входов в здание (сооружение) урн для мусора и их регулярную очистку;

- своевременное выкашивание и вывоз травы, санитарную и формовочную обрезку деревьев и кустарников, удаление аварийных и сухостойных деревьев при наличии разрешительной документации, высадку цветочной рассады в цветники, зеленых насаждений (деревья, кустарники) и надлежащий уход за ними (полив, прополку и т.д.) и другие виды работ по уходу за насаждениями озелененных территорий;

- иные работы по уборке и благоустройству (по соглашению сторон);

- соблюдение техники безопасности производства работ;

- безопасность работ для окружающей природной среды;

- устранение свалок мусора на прилегающей территорий.

Основанием для расторжения Администрацией Соглашения о благоустройстве в одностороннем порядке послужило установление в ходе осмотра использование участка, переданного согласно Соглашению ТСЖ «Пайщики ПО РИО», в качестве стоянки автотранспортных средств, что не предусмотрено условиями Соглашения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 этого же Федерального закона благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Закрепив за органами местного самоуправления полномочие по организации благоустройства территории, законодатель одновременно предоставил данным органам право утвердить правила реализации такого полномочия.

В силу пункта 5.13 Правил благоустройства установлено, что организация парковок (парковочных мест), в том числе на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Волгограда, осуществляется в порядке, утверждаемом Волгоградской городской Думой.

В силу пункта 5.13.2. Правил благоустройства обустройство парковок (парковочных мест), расположенных за границами автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда и их полос отвода, по инициативе и за счет средств граждан и хозяйствующих субъектов осуществляется в соответствии с соглашением о благоустройстве (уборке) территории общего пользования, заключаемым с ними в соответствии с пунктом 2.6 раздела II настоящих Правил. Приложением к указанному соглашению является схематическая карта, содержащая графическое отображение границ земельного участка с расположением машино-мест на парковке с привязкой к участку автомобильной дороги (далее - ситуационный план).

Пунктом 5.14.1. Правил благоустройства установлено, что на территории Волгограда предусматриваются следующие виды автостоянок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, уличные (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой), внеуличные (в виде «карманов» и отступов от проезжей части), гостевые (на участке жилой застройки), для хранения автомобилей населения (микрорайонные, районные), приобъектные (у объекта или группы объектов), прочие (грузовые, перехватывающие и др.).

Для заключения соглашения о благоустройстве территории общего пользования, предусматривающего организацию и обустройстве парковок, расположенных за границами автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда и их полос отвода за счет граждан и (или) хозяйствующих субъектов, указанные лица обращаются с заявлением в соответствующее территориальное структурное подразделение администрации Волгограда.

В заявлении указываются сведения об адресном ориентире земельного участка, планируемое к размещению на указанной парковке количество машино-мест. К заявлению прилагаются ситуационный план, схема, предусматривающая установку технических средств организации дорожного движения, разрешенных (согласованных) отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Волгограду (далее - схема организации БДД).

Территориальное структурное подразделение администрации Волгограда в 30-дневный срок организует рассмотрение заявления, согласование с уполномоченным отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим полномочия в сфере дорожной деятельности, подготовку проекта соглашения о благоустройстве (уборке) территории общего пользования, предусматривающего организацию и обустройство парковки. Приложением к указанному соглашению о благоустройстве (уборке) территории общего пользования, предусматривающему организацию и обустройство парковки, являются ситуационный план и схема организации БДД.

Вышеуказанные документы и сведения в Администрацию при заключении Соглашения ТСЖ «Пайщики ПО РИО» не представлялись, соответственно Администрацией вопросы обустройства парковки не согласовывались. Таким образом, организация парковки на территории переданной для благоустройства (уборки), не является предметом Соглашения.

Пунктом 5.3. Соглашения о благоустройстве предусмотрено, что в случае нарушения Заявителем условий настоящего Соглашения Администрация может расторгнуть настоящее Соглашение в одностороннем порядке, направив другой стороне в течение двух рабочих дней с даты принятия решения соответствующее уведомление. Соглашение считается расторгнутым с даты, указанной в письменном уведомлении.

Согласно статье 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пунктах 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснено, что в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указывалось выше, между Администрацией (уполномоченный орган) и ТСЖ «Пайщики ПО РИО» (заявитель) заключено Соглашение о благоустройстве (уборке) территории общего пользования, по условиям которого Администрация предоставляет ТСЖ право благоустраивать и содержать прилегающих территорий к объекту, расположенному по адресу: <...> в надлежащем санитарном состоянии.

Условиями Соглашения о благоустройстве предусмотрено право Администрации на односторонний отказ от исполнения договора в случае нарушения Заявителем условий Соглашения.

По своей правовой природе отказ Соглашения о благоустройстве представляет собой одностороннюю сделку, действие которой направлено на прекращение гражданских прав и обязанностей (статьи 153, 155 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

С учетом положений статьи 156 Гражданского кодекса Российской Федерации применяемых во взаимосвязи с правилом пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонняя сделка должна соответствовать императивным нормам.

В связи с нарушением ТСЖ «Пайщики ПО РИО» условий подпунктов 2.2 указанного Соглашения, Администрация, реализуя свое право, предусмотренное пунктом 5.3 Соглашения, направил ТСЖ уведомление от 26.09.2019 №Л-1525/2/1606 о расторжении Соглашения о благоустройстве (уборке) территории общего пользования от 05.12.2017.

Факт нарушения ТСЖ «Пайщики ПО РИО» условий Соглашения о благоустройстве судом установлен и подтвержден материалами дела.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования ТСЖ «Пайщики ПО РИО» не подлежат удовлетворению, поскольку расторжение Администрации спорного Соглашения в одностороннем порядке, не противоречит требованиям действующего законодательства и условиям данного договора.

Доводы апеллянта о том, что законные основания для одностороннего отказа у ответчика отсутствовали, в материалах дела отсутствует составленный надлежащим образом акт осмотра территории с фиксацией нарушений, фотоматериалы не являются допустимыми доказательствами, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.

Факт участия председателя ТСЖ «Пайщики ПО РИО» в осмотре прилегающей территории, а также факт получения письма от 12.08.2019 исх. №6574/03 был подтвержден председателем ТСЖ «Пайщики ПО РИО» в судебном заседании суда первой инстанции 04.12.2019, что следует из аудиозаписи судебного заседания.

Однако, мер, направленных на устранение допущенных нарушений, со стороны товарищества собственников жилья предпринято не было.

Действия Администрации по расторжению спорного Соглашения в одностороннем порядке не противоречат требованиям действующего законодательства и условиям договора.

Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.

Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является  законным и обоснованным, принято с  правильным применением норм материального и процессуального права,  изложенные в нем выводы соответствуют  установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба  удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 февраля 2020 года по делу № А12-38822/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Взыскать с товарищества собственников жилья «Пайщики ПО РИО» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.  

Председательствующий                                                                         В.А. Камерилова

Судьи                                                                                                           Н.А. Клочкова

                                                                                                             О.В. Лыткина