ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-324/19 от 05.03.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-10089/2018

06 марта 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена                           «05» марта 2019 года

Полный текст постановления изготовлен                                    «06» марта 2019 года

  Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,

судей Котляровой А.Ф., Никольского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Союз Потребителей» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2018 года по делу № А06-10089/2018 (судья Гущина Т.С.)

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Союз Потребителей»                              (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании допустить к тепловым узлам многоквартирных жилых домов по адресам <...> а» для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора

без участия представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

            Общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Союз потребителей» об обязании допустить к тепловым узлам многоквартирных жилых домов по адресам: <...> а» для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) приборов, указав, что ответчик в нарушение требований закона препятствует реализации обязанности истца совершить действия по оснащению перечисленных многоквартирных домов приборами учета.

   Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Союз потребителей» обязано допустить общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» к тепловым узлам многоквартирных жилых домов по адресам: <...> а» для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора.

            С общества с ограниченной ответственностью «Союз потребителей» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 рублей.

            Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Союз Потребителей» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить в части обязания ответчика допустить общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» к тепловым узлам многоквартирных жилых домов по адресам: <...> для установки и последующего ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора, и принять по делу новый судебный акт которым в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части  отказать.

            В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие чего, выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, не применены нормы подлежащие применению.

   Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.

     Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Союз потребителей» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> а».

   В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

            В ходе проверки соблюдения законодательства об энергосбережении ООО «Астраханские тепловые сети» было выявлено, что жилые дома по адресам: <...> (акт об отказе в допуске к тепловому узлу № 56-НО от 19.04.2018 (л.д.37); ул. Комсомольская Набережная, дом 12 (акт об отказе в допуске к тепловому узлу № 3-НэМ от 20.02.2018 (л.д.32); ул. Набережная Приволжского Затона, дом 16 (акт № 124-ТВУ от 07.05.2018 (л.л.42-43), ул. Набережная Приволжского Затона, дом 16, корпус 1 (акт обследования № 125-ТВУ от 07.05.2018 (л.д.39-40); ул. Сун-Ят-Сена, дом 43 «а» (акт обследования №2-ТВУ от 13.03.2018 л.д.27-28) не оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и теплоснабжения, ответчиком также не представлено доказательств, что требования части 5 статьи 13 Закона №261-ФЗ о самостоятельном оборудовании многоквартирных домов приборами учета тепловой энергии собственниками помещений многоквартирных домов по указанным адресам выполнены.

            В части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

            Из части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

            Анкетой управляющей организации (л.д.45-48) подтверждается, что ООО «Союз потребителей» осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: : <...> а».

           В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

            Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

           Пунктом 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее Правил) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

    Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

            В силу пункта 5 Правил установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

            Подпункт «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

            Как следует из толкования приведенных норм, действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.

            Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.

            Как правильно установлено судом первой инстанции, Истцом 06.02.2018г., 09.02.2018г., 26.03.2018 были направлены уведомления ООО «Союз потребителей» о необходимости проведения мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, согласно приложенным графикам производства работ (л.д.23-25, 30-31, 33-35).

            Данные письма были получены ответчиком 21.02.2018г., 13.02.2018г. и 04.04.2018г., что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д.26, 36) и штампом с номером входящей корреспонденции (л.д.31).

            В ходе обследования многоквартирных жилых домов адресу: <...> а; <...>; <...>; г. Астрахань истцом было установлено наличие технической возможности установки приборов учета тепловой энергии.

            Как правильно установлено судом первой инстанции, допуск к тепловым узлам домов по адресам: <...> к.1 не был обеспечен ответчиком.

            Наличие возможности установки прибора учета в вышеуказанных многоквартирных домах зафиксирован в соответствующих актах. Истцом предпринимались попытки монтажа общедомовых приборов учета в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, при этом ответчиком не был обеспечен допуск к тепловым узлам, что подтверждается актами (л.д.29, 38, 41, 44).

            Неисполнение ответчиком требований законодательства по установке прибора учета тепловой энергии в добровольном порядке, явились основанием обращения истца в суд с иском.

     Факт неисполнения управляющей компанией обязанности по установке общедомовых приборов учета подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. При этом ответчиком не представлены доказательства самостоятельной установки приборов учета тепловой энергии в спорных многоквартирных домах либо невозможности установки приборов учетов на момент рассмотрения настоящего спора.

            Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности доводы истца, обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

            Доводы апелляционной жалобы, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие чего, выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.

Согласно доводам заявителя апелляционной жалобы в многоквартирном доме по адресу Г. Астрахань,  ул.Б. ФИО1, 43, корп. 1 требуется реконструкция и капитальный ремонт системы теплоснабжения и ГВС, кроме того, согласно решения общего собрания собственников принято решение о проведении капитального ремонта системы горячего водоснабжения на 2019-2020 с переводом на закрытую систему ГВС с установкой прибора учета с привлечением специализированной организации, согласно действующему законодательству требование закона об организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, подлежащие капитальному ремонту до 1 января 2013.

Отклоняя указанные доводы, апелляционный суд учитывает следующее.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

В пункте 2 указанного приказа, в частности, указано, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

Поскольку Законом об энергосбережении обязанность по оснащению приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а повышающие коэффициенты введены в целях стимулирования потребителей к установке, в том числе, общедомовых приборов учета, бремя доказывания того, что в жилых домах, обслуживаемых ответчиком, отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета, лежит на ответчике.

В качестве критерия, обуславливающего невозможность установки прибора учета, в них указано на необходимость проведения капитального ремонта сетей горячего водоснабжения.

При этом факт необходимости проведения капитального ремонта инженерной сети сам по себе не свидетельствует о том, что приборы учета установить невозможно, поскольку, как следует из подпункта «а» пункта 2 приложения 1 к приказу № 627, проведение ремонта в такой ситуации должно быть обусловлено невозможностью установки прибора учета ввиду именно проектных характеристик многоквартирного дома, а не по иным причинам.

В материалах дела отсутствуют доказательства, в которых имелись бы, ссылки на проектные характеристики многоквартирных домов, заключения специалистов, позволяющие сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки приборов учета.

Доказательств необходимости реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем элеваторного узла, в котором предполагается размещение прибора учета, материалы дела не содержат. 

Представленное ответчиком в суд апелляционной инстанции техническое заключение, составленное ИП ФИО2 о состоянии нижней разводки системы отопления и горячего водоснабжения  МКД по адресу: ул.Б. ФИО1 43, к. 1 о том, что  согласно ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания здания объектов коммунального и социально-культурного назначения»  указанных доводов истца, с учетом фактических обстоятельств дела и норм законодательства,  не опровергают.

Представленные в суд апелляционной инстанции протоколы общих собраний собственников помещений МКД по адресу: ул.Б. ФИО1 43, к. 1 от 20.12.2017 и от 02.11.2018 перечень работ по капитальному ремонту не содержат,  а других доказательств не представлено.

Кроме того, протокол общего собрания собственников помещений МКД по адресу: ул.Б. ФИО1 43 от 02.11.2018 оформлен и решение принято после обращения истца в суд с настоящим иском и после установления факта отсутствия доступа истца к месту установки прибора учета.

При указанных обстоятельствах, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что представленные в суд апелляционной инстанции фотоматериалы и акт от 25.10.2018 об установлении того, что в подвале дома по адресу: ул. Комсомольская Набережная, 12 подтверждают установку  прибора учета на отопление, отклонятся по следующим основаниям.

В силу пункта 68 Правил № 1034 коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»  акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В силу пункта 62 Правил № 1034  Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Комиссия создается владельцем узла учета.

В силу пункта 64 Правил № 1034  для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:

а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;

б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;

г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).

В силу пункта 67 Правил № 1034  при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Надлежащих доказательств ввода в эксплуатацию узла учета ответчиком не представлено.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он не был извещен судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания опровергается имеющимся в материалах дела заказным письмом (л.д. 69), направленное судом по месту регистрации ответчика, который не принял мер к получению корреспонденции, в связи с чем, письмо возвращено в суд организацией почтовой связи с отметкой «Истек срок хранения».

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу,  что судом первой инстанции, верно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований процессуального законодательства.

  Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что применительно к полномочиям суда апелляционной инстанции не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

  Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда – отмене.

           Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

   Решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 ноября 2018 года по делу №А06-10089/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         В. Б. Шалкин

Судьи                                                                                                                      А. ФИО3

                                                                                                             С. В. Никольский