ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-27644/2018 |
23 мая 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «16» мая 2019 года
Полный текст постановления изготовлен «23» мая 2019 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разгильдяевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Соловьева Валерия Павловича на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2019 года по делу № А57-27644/2018 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьева Валерия Павловича (ОГРНИП 312644929300016, ИНН 644975623928, Саратовская область, г. Энгельс)
заинтересованное лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ИНН 6452111028, ОГРН 1146450005602, 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 104)
о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2018г. 64 СА №000060,
при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя Соловьева Валерия Павловича - представитель Виткалова Инна Александровна, действующая на основании доверенности от 06 мая 2019 года, от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - представитель Сергеев Денис Александрович, действующий на основании доверенности от 03.09.2018 №01-02-09/11313,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Соловьев Валерий Павлович (далее – ИП Соловьев В.П., заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 30.11.2018 года серии 64 СА №000060 по делу об административном правонарушении о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.7 Закона Саратовской области Российской федерации от 29.07.2009 № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», с назначением административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2019 года постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 30.11.2018 64 СА № 000060 изменено в части размера санкции, штраф снижен до 8000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Соловьев В.П. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ИП Соловьева В.П. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе.
Представитель Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 15.03.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административный орган установил, что в период с 17.10.2018 по 14.11.2018 по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, должностное лицо - ИП Соловьев В.П., после получения информации сотрудников полиции о поступлении заявки на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку от инспекторов ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области, не прибыл на место принятия решения о задержании транспортного средства, а также не направил на указанное место своего представителя.
По мнению административного органа, должностным лицом - ИП Соловьевым В.П. не выполнено требование статьи 3 Закона Саратовской области от 6 декабря 2012 года № 200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области» (далее – Закон Саратовской области № 200-ЗСО).
По данному факту административным органом 23.11.2018 в отношении ИП Соловьева В.П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.7 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» (далее – Закон Саратовской области № 104-ЗСО).
30 ноября 2018 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области вынесено постановление 64 СА № 000060 по делу об административном правонарушении, которым ИП Соловьев В.П. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.7 Закона Саратовской области № 104-ЗСО с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, необоснованным предприниматель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу, что событие административного правонарушения установлено, в действиях ИП Соловьева В.П. имеется состав вмененного административного правонарушения, административным органом соблюдены требования в отношении порядка производства по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер административного штрафа до 8000 руб., что в рассматриваемом случае отвечает критериям справедливости и соразмерности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 4.7 Закона Саратовской области № 104-ЗСО установлена административная ответственность за нарушение исполнителем установленного законом области порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения и возврата, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 - 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
Частью 3 указанной статьи установлено, что решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях
Согласно части 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
Законом Саратовской области № 200-ЗСО регламентирован порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств, за исключением транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 3 Закона Саратовской области № 200-ЗСО уполномоченное лицо при принятии в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, решения о задержании транспортного средства обращается в справочно-информационную службу с заявкой на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (далее - заявка).
Справочно-информационная служба при поступлении заявки уточняет у уполномоченного лица место принятия решения о задержании транспортного средства, марку, категорию, модель и технические особенности задержанного транспортного средства и информирует о поступлении заявки исполнителя, которому принадлежит специализированная стоянка, ближайшая к соответствующему месту принятия решения о задержании транспортного средства и предназначенная для хранения задержанных транспортных средств соответствующих категорий.
Исполнитель после получения от справочно-информационной службы информации о поступлении заявки незамедлительно прибывает на место принятия решения о задержании транспортного средства либо направляет на указанное место своего представителя.
Как следует из материалов дела, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и ИП Соловьевым В.П., по результатам проведения отбора и на основании протокола подведения итогов отбора от 26.06.2018 № 21/3 по Энгельсскому MP был заключен договор №80 от 26.07.2018 об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки, их хранению и возврату.
ИП Соловьевым В.П. при участии в конкурсе на данный вид деятельности были представлены, в т.ч. следующие документы:
- Сведения об адресе и телефоне предпринимателя – Энгельсский район, п. Пробуждение, д. 10, телефон (8453) 77 80 55, телефон 89603514409. Данный адрес и телефон предпринимателем также указан в анкете участника отбора (п. 1.4., 1.5).
Также предпринимателем представлены сведения о режиме работы специализированной стоянки от 14.05.2018, согласно которым предприниматель работает круглосуточно, без выходных и перерывов.
Между тем, условия договора №80 от 26.07.2018 исполняются ИП Соловьевым В.П. ненадлежащим образом.
14.11.2018 капитаном полиции Чугуновым И.Ф. ИДПС 2 – взвода ОРДПС ГИБДД МУ МВД РФ «Энгельсское» вынесено постановление по делу об административном правонарушении №27295402 в отношении Филоненко О.А., согласно которому последний привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.19. КоАП РФ за произведенную остановку в месте остановки для маршрутного т/с (ВАЗ 21140 н/з Т521СА 64). Наложен штраф 1000 руб.
14.11.2018 капитаном полиции Чугуновым И.Ф. ИДПС 2 – взвода ОРДПС ГИБДД МУ МВД РФ «Энгельсское» вынесено Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Старченковой Л.В., согласно которому она привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.19. КоАП РФ за произведенную остановку в месте остановки для маршрутного т/с (Шевролет Нива н/з А250УЕ 64). Наложен штраф 1000 руб.
Согласно рапорту от 14.11.2018 капитана полиции Чугунова И.Ф. ИДПС 2 – взвода ОРДПС ГИБДД МУ МВД РФ «Энгельсское»: 14.11.2018 по адресу: г. Энгельс, пл. Свободы, 1 был установлены транспортные средства, совершившие остановку в месте остановки для маршрутного т/с. В целях перемещения данных транспортных средств в 11 час. 23 мин. был осуществлен телефонный звонок ИП Соловьеву В.П. по абонентскому номеру 8 960 351 44 09. Предпринимателем было сообщено, что эвакуатор немедленно выдвигается к месту нарушения. В итоге по данному вызову никто не приехал. В 11 час. 50 мин. был осуществлен повторный звонок, при котором пояснили, что эвакуатор заводится и скоро приедет. В итоге ИП Соловьев В.П. не приехал, эвакуацию произвести не представилось возможным.
По фактам задержания транспортных средств 17.10.2018, 29.10.2018, 14.11.2018 сотрудники полиции вызывали по заявленному предпринимателем телефону (77 – 80 – 55 и 8 9603514409) предпринимателя в целях его скорейшего прибытия с эвакуатором.
О данных обстоятельствах свидетельствуют рапорты, составленные сотрудниками полиции, постановления по делам об административных правонарушениях в отношении водителей.
Согласно рапорту от 31.10.2018 начальника ОГИБДД МУ МВД РФ «Энгельсское» в адрес начальнику УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области: «Докладываю Вам, что 17.10.2018 был осуществлен телефонный звонок на специализированную стоянку ИП Соловьева В.П. по абонентскому номеру 77-80-55 с целью вызова специального транспортного средства для перемещения автомашины в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ. Данная информация была принята к исполнению сотрудниками данной специализированной стоянки, однако, на место задержания транспортного средства эвакуатор не прибыл.
Кроме того 29.10.2018 сотрудниками ОР ДПС был выявлен факт нарушения правил парковки. С целью вызова эвакуатора на место нарушения был осуществлен телефонный звонок на специализированную стоянку ИП «Соловьев» по абонентскому номеру 77-80-55. По данному абонентскому номеру никто не ответил, в связи с чем, требования статьи 27.13 КоАП РФ со стороны сотрудников ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области выполнены не были».
09.10.2018 в Министерство транспорта и дорожного хозяйства области из Управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области поступила информация, содержащая сведения о невыполнении ИП Соловьевым пункта 1.1 и 2.3.2 договора № 80 от 26.07.2018.
Так, 20.09.2018 в отношении водителей, за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, составлялись административные протоколы по ч. 1 ст. 12.8 и ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ, а 26.09.2018 г. по ст.12.19 КоАП РФ за нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств. За данные нарушения, законодательством предусмотрена мера обеспечения административного производства в виде задержания транспортного средства.
Однако, при неоднократных попытках сотрудников дежурной части МУ МВД России «Энгельсское» связаться по телефону со специализированной стоянкой, принадлежащей ИП Соловьеву В.П. и передать заявку об осуществлении эвакуации транспортных средств, на звонки никто не отвечал. В связи с чем, исполнить требования, предусмотренные статьей 27.13 КоАП РФ и задержать транспортные средства нарушителей, для сотрудников ГИБДД не представилось возможным.
11.10.2018 вышеизложенное доведено Министерством до сведения ИП Соловьева И.П., а также указано на строгое исполнение требований действующего законодательства, в рамках обязательств, при осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки, их хранению и возврату.
Также в указанном письме ИП Соловьев В.П. уведомлен о том, что согласно п. 4.2 договора № 80 от 26.07.2018, в случае неоднократного (два и более раз в течение года) выявления нарушений требований Закона Саратовской области от 6 декабря 2012 года № 200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области», договор об осуществлении деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению, и возврату может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Однако, 08.11.2018 в адрес Министерства из Управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области поступила аналогичная информация, содержащая сведения о невыполнении ИП Соловьевым В.П. пункта 1.1 и 2.3.2 договора № 80 от 26.07.2018.
Так, 17.10.2018 в связи с выявлением факта правонарушения, мерой обеспечения которого предусматривается ст. 27.13 КоАП РФ, ОГИБДД МУ МВД «Энгельсское» Саратовской области осуществлялся телефонный звонок на специализированную стоянку, принадлежащую ИП Соловьеву В.П. (по номеру телефона 77-80-55), с целью вызова эвакуатора для задержания и перемещения транспортного средства. Информация была принята к исполнению сотрудниками стоянки, однако на место задержания эвакуатор не прибыл.
29.10.2018, сотрудниками ГИБДД по факту нарушения правил остановки и стоянки ПДД РФ, также в г. Энгельсе осуществлялся вызов эвакуатора на место правонарушения (по номеру телефона 77-80-55), однако на звонок никто не ответил, в связи с чем, сотрудниками ОР ДПС ГИБДД МУ МВД «Энгельсское» транспортное средство не задерживалось и мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренная ст.27.13 КоАП РФ, не применялась.
14.11.2018 инспекторами ОР ДПС ГИБДД МУ МВД «Энгельсское», в присутствии должностных лиц Министерства Бондаренко С.И. и Буреева О.М., при выявлении нарушений правил остановки либо стоянки, водителями транспортных средствам Шевроле Нива н/з А250УЕ/164 и ВАЗ 2114 н/з Т521СА/64, на площади Свободы, д. 1 в г. Энгельсе, обращались с заявками к сотрудникам специализированной стоянки, принадлежащей ИП Соловьеву В.П. (по номеру телефона 77-80-55 и 8-960-351-44-09), с целью вызова эвакуатора для задержания и перемещения транспортного средства. Информация была принята к исполнению сотрудниками стоянки, однако на место задержания эвакуатор не прибыл.
Данные факты подтверждены постановлениями по делам об административных правонарушениях по ст. 12.19 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ИП Соловьевым В.П. требований части 2 статьи 3 Закона Саратовской области от 06.12.2012 №200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты» расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП Соловьева В.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.7 Закона Саратовской области № 104-ЗСО.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Основания для освобождения предпринимателя от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлены.
При этом судом с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения размер административного наказания в виде штрафа был снижен до минимального размера санкции, установленной частью 1 статьи 4.7 Закона Саратовской области № 104-ЗСО, - 8000 руб.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2019 года по делу № А57-27644/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | С.М. Степура |
Судьи | М.А. Акимова С.Г. Веряскина |