ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-2082/13
20 мая 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена «15» мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Каплина С.Ю. и Шараева С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Чернышковская районная аптека» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от «12» марта 2013 года по делу № А12-2082/13 (судья А.В. Пономарев),
по заявлению прокурора Чернышковского района Волгоградской области,
к муниципальному унитарному предприятию «Чернышковская районная аптека»,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Прокуратура Чернышковского района Волгоградской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Чернышковская районная аптека» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12 марта аптека привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, аптека обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 25 января 2013 года прокуратурой Чернышкоского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, а именно лицензионных требовании, предъявляемых к осуществлению фармацевтической деятельности в деятельности МУП «Чернышковская районная аптека», осуществляющей деятельность по реализации лекарственных средств физическим и юридическим лицам, по адресу ул. Волгоградская, 3, р.п. Чернышковский Волгоградской области.
В ходе проверки установлено грубое нарушение условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившееся в несоблюдении обществом пункта 3.1 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80, и СНиПа 35-01-2001, а именно в вышеуказанном аптечном пункте Обществом не предусмотрена возможность входа и выхода в помещения (из помещений) аптек людям, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - отсутствие пандуса.
Подробно результаты проверки отражены в акте от 18 января 2013года составленном с участием руководителя МУП «Чернышковская районная аптека».
По результатам проверки Прокуратурой в отношении МУП «Чернышковская районная аптека» 29 января 2013 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, о чем составлено соответствующее постановление.
Постановление было вынесено с участием законного представителя Общества, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены, о чем также свидетельствует его подпись на постановлении и даны объяснения по факту правонарушения.
Заявление и материалы административного дела были направлены прокуратурой в Арбитражный суд Волгоградской области для рассмотрения.
Привлекая аптеку к административной ответственности, суд первой инстанции указал на то, что факт совершения вменяемого в вину административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к статье 14.1 КоАП РФ определение понятие грубого нарушения в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. N 416 (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 Положения.
Подпунктами "а" и "в" пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности отнесены в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям, и соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 г. N 80 утвержден Отраслевой стандарт ГОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Пунктом 3.1 Отраслевого стандарта установлено, что все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует при этом предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Полномочия по разработке и утверждению нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств, а также определяющих порядок фармацевтической деятельности, возложены на Минздрав России как федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения (статья 12 Закона о лекарственных средствах).
Административным органом в ходе проверки установлено несоответствие используемого предприятием в своей хозяйственной деятельности помещения указанным требованиям.
Технические требования к оборудованию вход (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрена в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.06.2001 г. N 73.
Пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.21, 3.23, 3.25 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.
Вместе с тем, в ходе проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности выявлен факт отсутствия пандусов при наружных лестницах либо иных средств подъема маломобильных групп населения, инвалидов.
Материалами дела подтверждается и аптекой не оспаривается, что в принадлежащем аптечном пункте в момент проведения проверки входы в аптеку не были оснащены техническими устройствами, пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ в помещение людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины последнего в его совершении, а значит обоснованно привлек МУП ««Чернышковская районная аптека» к административной ответственности в виде штрафа.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
В данном деле отсутствуют основания полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
При таких обстоятельствах, доводы, заявленные в апелляционной жалобе, удовлетворению не подлежат.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем собранным доказательствам дана правовая оценка.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от «12» марта 2013 года по делу № А12-2082/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи
С.Ю. Каплин
С.Ю. Шараев