ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3333/16 от 25.04.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-54187/2015

29 апреля 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.И. Антоновой,

судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алиас» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года по делу № А12-54187/2015 (судья Лаврик Н.В.),

по исковому заявлению Комитета экономики Волгоградской области (400066, Волгоград, ул. Новороссийская, 15; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Алиас» (404110, <...>, оф. 2-6Б; ИНН <***>, ОГРН <***>),

с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Областной общественной организации «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело» (400131, Волгоград, ул. Краснознаменская, 12; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 300 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Комитет экономики Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Алиас» (далее - ООО «Алиас», ответчик) о взыскании подлежащей возврату в областной бюджет субсидии в размере 300 000 руб.

Решением суда от 19.02.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом общество с ограниченной ответственностью «Алиас» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «Алиас», зарегистрированное в качестве юридического лица 09.09.2014 (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц), подало заявление о предоставлении субсидии (как субъект малого и среднего предпринимательства), которое было зарегистрировано в Министерстве (Комитете) 28.11.2014.

Ответчик прошел конкурсный отбор и в соответствии с приказом Министерства от 29.12.2014 №710 ему назначена к выплате субсидия в сумме 300 000 руб.

Между Министерством и ООО «Алиас» в лице директора ФИО1 заключено соглашение №3/14/н-36 от 30.12.2013г. о предоставлении субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Соглашение).

Во исполнение обязательств по данному Соглашению Комитетом по платёжному поручению №229386 от 10.07.2015 на расчетный счёт ООО «Алиас» перечислена субсидия в размере 300 000 руб. (источником финансового обеспечения которой являлся трансферт из федерального бюджета).

В пунктах 6.22, 6.29 Порядка № 621-п и в пункте 2.1.2 Соглашения предусмотрено, что Комитет осуществляет проверку соблюдения субъектом предпринимательства условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Осуществив такую проверку в начале августа 2015 года, Комитет обнаружил, что несколько обществ - победителей конкурсного отбора (все зарегистрированы в г. Волжском Волгоградской области), в том числе ООО «Алиас», представили копию одинакового по внешним признакам документа - сертификата, но на имя разных лиц, в подтверждение участия в цикле семинаров «Основы ведения предпринимательской деятельности» 08-09 октября 2013 года, выданного Областной общественной организацией «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело».

Комитет 10.08.2015 направил запрос в Областную общественную организацию «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело» о прохождении (не прохождении) начинающими субъектами предпринимательства 08-09 октября 2013 года краткосрочного обучения предпринимательской деятельности.

На данный запрос был получен ответ о том, что перечисленные в запросе предприниматели, в т.ч учредитель и директор ООО «Алиас» ФИО1, не являлись в 2013-1014 годах членами Областной общественной организации «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело» и не участвовали в образовательных семинарах по основам предпринимательской деятельности, в т.ч за период с 08 по 09 октября 2013 года.

Аналогичные письменные объяснения представлены Областной общественной организацией «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело» (3-м лицом) и в материалы настоящего дела.

В пункте 6.30 Порядка № 621-п предусмотрено, что в случае выявления нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, документов, повлекших необоснованное получение субсидий, получатели субсидий уведомляются о выявленных нарушениях и о необходимости возврата полученных субсидий письмом Комитета в течение трех рабочих дней со дня обнаружения нарушений. Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления Комитета. В случае невозврата субсидий в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уведомлением от 24.08.2015 Комитет потребовал от ООО «Алиас» возвратить полученную субсидию в связи с представлением при подаче заявки на конкурсный отбор недостоверного документа.

Ответчик уклонился от добровольного возращения субсидии, что послужило Комитету основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска.

Оценивая заявленные требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2014 № 621-п в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в целях реализации подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014 - 2016 годы утверждён «Порядок предоставления в 2014 годах субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области» (далее по тексту - Порядок № 621-п).

В пункте 1.2 Порядка №621-п (в первоначальной редакции) указано, что субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, и (или) собственных средств областного бюджета (далее именуются – средства областного бюджета).

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее по тексту - Министерство; после переименования - Комитет экономики Волгоградской области).

Согласно пункту 1.3 Порядка № 621-п субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора на право получения субсидий, в соответствии с требованиями настоящего Порядка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2014 год, и лимитов бюджетных обязательств.

Одним из условий предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 5.4 Порядка № 621-п, является прохождение начинающим субъектом предпринимательства (индивидуальным предпринимателем или учредителем(ями) юридического лица) краткосрочного обучения предпринимательской деятельности.

Пункт 3 части 1 и подпункты 1, 2 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливают обеспечение равного доступа к участию в программах поддержки для субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным программами развития субъектов предпринимательства, а также обязательный отказ в оказании поддержки тем субъектам, которые предоставили недостоверные сведения и документы.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются без установления обязательства по возврату.

Однако такое правило не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 настоящего Кодекса).

Одним из таких условий является прохождение отбора, одним из критериев которого, в свою очередь, является отсутствие недостоверных сведений и документов.

Материалами дела установлено и ответчиком не опровергнуто, что при подаче заявки на получение субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства от ответчика был представлен фактически подложный документ.

Копия сертификата, якобы выданного ФИО1 (директор и учредитель ООО «Алиас») в подтверждение его участия в цикле семинаров «Основы ведения предпринимательской деятельности» 08-09 октября 2013 года, была заверена лично ФИО1 и скреплена печатью ООО «Алиас», а согласно пункту 1.12. Порядка № 621-п субъект предпринимательства несет ответственность за достоверность представленных сведений.

Положения, регламентирующие возврат субсидий, установленные пунктом 6.30 Порядка № 621-п, выполнены Комитетом после обнаружения нарушения обществом условий получения субсидии.

Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства. Такая мера ответственности носит по своей правовой природе административный характер.

В пункте 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Предпринимательская деятельность должна осуществляться в границах установленного правового регулирования, что предполагает необходимость оценки субъектами данной деятельности соответствия требованиям закона принимаемых ими решений. Все риски, связанные с ведением предпринимательской деятельности, включая риски от принятия неверных решений и совершения неправильных действий, несет само юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

На основании вышеизложенного, вследствие предоставления ООО «Алиас» недостоверных сведений и документа при получении субсидии, у ответчика возникла обязанность возвратить в бюджет незаконно полученные денежные средства.

При таких обстоятельствах требования истца правомерно удовлетворены судом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 якобы было не известно о существовании указанного документа судебной коллегией отклоняются как необоснованные, они опровергаются материалами дела.

Сертификат об обучении, представленный для получения субсидии, заверен самим ответчиком (т.1 л.д.86).

О фальсификации представленного документа, равно как об утрате печати, оттиском которой скреплена подпись ФИО1, ответчиком не заявлялось.

С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2016 года по делу № А12-54187/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Алиас» (404110, <...>, оф. 2-6Б; ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

Т.В. Волкова

А.Ю. Никитин