ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-45870/2018 |
25 апреля 2019 года |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Каплина С.Ю.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2019 года по делу № А12-45870/2018, принятое в порядке упрощенного производства (судья Бритвин Д.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Бережного Павла Александровича (ИНН 344100610995, ОГРНИП 315344300007794) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бережной Павел Александрович (далее – ИП Бережной П.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, административный орган) от 04.12.2018 № 23-18/96 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2019 оспариваемое постановление изменено в части назначения административного наказания, административный штраф в размере 50 000 руб. заменен на предупреждение.
МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2019 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2019 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от 04.12.2018 № 23-18/96 о привлечении ИП Бережного П.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное административным органом в ходе проведенной в период с 22.10.2018 по 20.11.2018 на основании приказа от 16.10.2018 № 52-н проверки нарушение ИП Бережным П.А. требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 20.11.2018 № 52-н.
По факту выявленных нарушений МРУ Росфинмониторинга по ЮФО в отношении ИП Бережного П.А. составлен протокол от 20.11.2018 № 23-18/96 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 04.12.2018 № 23-18/96 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина предпринимателя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, при этом пришел к выводу, что назначенное административным органом наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. подлежит замене на предупреждение.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
В ходе проверки административным органом установлено, что одним из видов деятельности ИП Бережного П.А. в проверяемом периоде являлась деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД - 68.31).
Как предусмотрено статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ перечислены меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, к которым относятся, в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля.
В силу статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 регламентированы квалификационные требования к специальным должностным лицам организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а именно:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Постановления к индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, а также к их работникам, осуществляющим функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются квалификационные требования, установленные подпунктом «б» пункта 1 данного постановления.
Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение вышеуказанных положений ИП Бережным П.А. в проверяемом периодеправила внутреннего контроля не разработаны, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не назначено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения:
- в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;
- в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.
Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Пунктом 2.8 Положения о требованиях к идентификации установлено, что сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.
В нарушение приведенных норм ИП Бережным П.А. в проверяемом периоде идентификация клиентов не велась, фиксирование необходимых сведений в анкетах клиентов или иным способом не осуществлялось.
При этом факт наличия клиентов (ООО «Родниковая Долина», ООО «ПроМэнКом», ООО «Рек-Волга», ООО «Инвестспецстрой») подтверждается соответствующими копиями договоров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804.
Росфинмониторингом предоставляется доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
Как установлено административным органом, предприниматель на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО в проверяемый период не состоял, идентификация клиентов, находящихся на обслуживании, на предмет их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с вышеуказанными требованиями заявителем не осуществлялась.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение данного требования ИП Бережным П.А. указанная проверка не проводилась, информация в установленные форме и срок в Росфинмониторинг не представлялась.
Как установлено подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
В ходе проверки установлен факт совершения следующих операций, подлежащих обязательному контролю, сведения по которым представлены ИП Бережным П.А. в Росфинмониторинг с нарушением установленных законом сроков:
- договор купли-продажи недвижимого имущества № 1-А-2013-39-Б от 28.04.2018, заключенный с Лихачевым А.В. на сумму 8 500 000 руб. (дата представления сведений - 14.11.2018);
- договор купли-продажи недвижимого имущества № 1-А-2013-136 от 21.02.2018, заключенный с Гаспаряном С.Г. на сумму 10 600 000 руб. (дата представления сведений - 14.11.2018).
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются материалами дела и ИП Бережным П.А. не оспариваются.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Таким образом, ИП Бережной П.А. не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, а также должного контроля, которые необходимы для соблюдения требований действующего законодательства.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях ИП Бережного П.А. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
При оценке избранной административным органом меры наказания суд первой инстанции посчитал возможным изменить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. на предупреждение.
Обжалуя решение суда первой инстанции, МРУ Росфинмониторинга по ЮФО полагает, что назначение административного наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае противоречит положениям статьи 3.4 КоАП РФ. По мнению административного органа, в действиях (бездействии) предпринимателя имеется существенная угроза безопасности государства, в связи с созданием препятствий к выполнению контролирующим органом возложенных на него функций, целей и задач.
Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частями 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлено наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Учитывая наличие у предпринимателя статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, наличие смягчающих ответственность обстоятельств (совершение административного правонарушения впервые, наличие на иждивении детей, принятие мер к устранению допущенных нарушений), отсутствие отягчающих обстоятельств, суд первой инстанции посчитал возможным применить в рассматриваемом случае наказание в виде предупреждения.
Доказательств того, что бездействием заявителя причинен вред (либо создана угроза причинения вреда) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, административным органом в материалы дела не представлено.
Допущенное обществом нарушение в данном случае не создало существенных препятствий в реализации МРУ Росфинмониторинга по ЮФО возложенных на него функций.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что общество совершило правонарушение впервые, факт его совершения не оспаривало, приняло меры к устранению допущенных нарушений.
Назначенное судом первой инстанции ИП Бережному П.А. административное наказание в виде предупреждения соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции в указанной части соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений порядка привлечения ИП Бережного П.А. к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Предприниматель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде предупреждения назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 февраля 2019 года по делу № А12-45870/2018 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья С.Ю. Каплин