ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3618/2022 от 12.05.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-26969/2021

19 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена «12» мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «19» мая 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Степуры С.М.,

судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» и администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Арбитражного суда Саратовской области от             18 марта 2022 года по делу №А57-26969/2021

по заявлению  муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» (410039, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованные лица: Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (410012, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>), администрация муниципального образования «Город Саратов» (410031, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене решения Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям от 29.09.2021 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта 1 категории полигона твердых бытовых отходов МУП «Дорожник Заводского района», о признании основанием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) для объекта I категории полигон твердых бытовых отходов муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» на 2021-2024 годы инвентаризацию объекта размещения отходов (ОРО) от 01.07.2021 и характеристику объекта размещения отходов (ОРО) полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» по результатам инвентаризации, проведенной 01.07.2021,

при участии в судебном заседании: от администрации муниципального образования «Город Саратов» – ФИО1, действующего на основании доверенности от 23.06.2021; от муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» – ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.02.2022,  ФИО3, паспорт представлен; от Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям – ФИО4, действующей на основании доверенности от 10.01.2022 №9-И,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Дорожник Заводского района» (далее – МУП «Дорожник Заводского района») с заявлением об отмене решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее – Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям) от 29.09.2021 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта 1 категории полигона твердых бытовых отходов МУП «Дорожник Заводского района», о признании основанием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) для объекта I категории полигон твердых бытовых отходов муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» на 2021-2024 годы инвентаризацию объекта размещения отходов (ОРО) от 01.07.2021 и характеристику объекта размещения отходов (ОРО) полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» по результатам инвентаризации, проведенной 01.07.2021. 

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям и администрация муниципального образования «Город Саратов».

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2022 по делу №А57-26969/2021 в удовлетворении заявленных МУП «Дорожник Заводского района» требований отказано.

МУП «Дорожник Заводского района» и администрация муниципального образования «Город Саратов» не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в материалы не представлены.

В судебном заседании принимали участие представители МУП «Дорожник Заводского района», Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, а также администрация муниципального образования «Город Саратов».

Представители МУП «Дорожник Заводского района» поддерживали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2022 по делу №А57-26969/2021 отменить, апелляционную жалобу МУП «Дорожник Заводского района» – удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов»  поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2022 по делу №А57-26969/2021 отменить, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» –  удовлетворить.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просил решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2022 по делу №А57-26969/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Из материалов дела следует, что МУП «Дорожник Заводского района» является организацией в сфере обращения с отходами, в рамках функционирования системы Регионального Оператора Саратовской области и осуществляет деятельность в соответствии с лицензией по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов 3-4 классов опасности №64-00179, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области 16.07.2019 года.

МУП «Дорожник Заводского района» эксплуатирует полигон ТБО, расположенный в отработанном карьерном объеме южной части 1-й очереди месторождения горного песка «Александровское-1» на площади 35,2 га (технологическая зона складирования отходов – 16,49 га) на земельном участке, предоставленном МУП «Дорожник Заводского района» администрацией города Саратова в долгосрочную аренду на основании постановления мэра города Саратова от 06.03.2002 №175-26 и договора аренды от 16.08.2002 №1378 Полигон ТБО включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (рег. №64-00004-3-00479-010814), поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта 63-0164-000628-П).

МУП «Дорожник Заводского района» обратилось в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории с приложенным к нему проектом НООЛР.

Заявителем помимо Отчетов и иных документов был представлен технический отчет ООО «ГИиМ» по результатам маркшейдерских работ от 21.06.2021 (т.д. 1, л.д. 46). 

Решением Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 29.09.2021 №6659-И МУП «Дорожник Заводского района» отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта 1 категории Полигона ТБО:

- Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям принято решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МУП «Дорожник Заводского района» на основании пункта 15 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 №61834) (далее – Порядок). Причиной отказа является превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

- согласно характеристике объекта размещения отходов, представленной в Управление при включении объекта в государственный реестр объектов размещения отходов в 2014 году (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014 №479 «О включении объекте размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»), а также данным принятых отчетов по форме федерального статистического наблюдения №2 ТП (Отходы) за 2014-2020 г.г. МУП «Дорожник Заводского района», остаточная вместимость данного полигона не соответствует количеству отходов для размещения, указанному в представленных материалах для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (от 08.09.2021 вх. №8692).

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд.

По мнению заявителя, полигон не заполнен в силу проведенной инвентаризации и отчета по результатам маркшейдерских работ, поэтому в Межрегиональное управление поступило заявление от 08.09.2021 вх. №8692 МУП «Дорожник Заводского района» о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объекты I категории.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение административного органа является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

В соответствии с требованиями АПК РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что рабочий проект «Полигона ТБО» прошел государственную экологическую экспертизу, что подтверждается заключением от 13.07.2001. 

Согласно рабочему проекту «Полигон твердых бытовых отходов в Александровском карьере г. Саратова» пункт 1.2 «Общие сведения о предприятии, очередность строительства и пусковые комплексы»:

- годовой объем занимаемых ТБО: 240 000 куб.м,

- вместимость: 240 000 х 25 лет = 6 000 000 куб.м,

Таким образом, общая вместимость полигона составляет: 6 000 000 куб.м х коэффициент 0,2 = 1 200 000 тонн., что подтверждается лицами, участвующими в деле

Кроме того, в составе комплекта документов (по спорному обращению) МУП «Дорожник Заводского района» в Управление Росприроднадзора был представлен технический отчет от 21.06.2021, который, по мнению заявителя, подтверждает факт того, что полигон имеет достаточное количество свободного места для дальнейшего размещения ТБО, т.е. Управление обязано было выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на полигоне ТБО.

Так, МУП «Дорожник Заводского района» указывает, что по его заказу ООО «ГИиМ» был подготовлен технический отчет по результатам проведения маркшейдерских работ на полигоне ТБО в Александровском карьере г. Саратова, где по результатам проведенных работ по подсчету объемов заполнения полигона ТБО получены следующие результаты (раздел 1.4.2. Подсчет объемов): 

- объем первой очереди: 278258,03 – отходы; 60199,16 – разделительные и изолирующие слои;

- объем второй очереди:  272491,31 – отходы; 57507,57 – разделительные и изолирующие слои;

- объем третьей очереди: 259279,26 – отходы; 52615,81 – разделительные и изолирующие слои.

Таким образом, МУП «Дорожник Заводского района» указывает на наличие свободного места на полигоне для размещения ТБО.

При этом впоследствии МУП «Дорожник Заводского района» в Управление Росприроднадзора была представлена (последняя) отчетность за 2021 год, в которой указано об отсутствии свободного места для размещения ТБО, а также указано, что остаточная вместимость эксплуатируемых объектов захоронения отходов – 0 тонн (т.д. 4, л.д. 174-176).

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по вопросу остаточной вместимости на полигоне МУП «Дорожник Заводского района» указывает следующее:

Общая вместимость полигона – 1 200 000 тонн.

Из данных самого МУП (из представленной в орган ежегодной отчетности) следует, что по состоянию на 2014 год было размещено 596 502,1 тонн отходов, остаточная вместимость – 603 497,9 тонн.

В 2015 году было размещено 156 693,07 тонн отходов, остаточная вместимость – 446 804, 83 тонн.

В 2016 году было размещено 109 982,88 тонн отходов, остаточная вместимость – 336 821,95 тонн.

В 2017 году было размещено 75 862,82 тонн отходов, остаточная вместимость –  260 959,13 тонн.

В 2018 году было размещено 70 145,66 тонн отходов, остаточная вместимость –  190 813,47 тонн.

В 2019 году было размещено 82 116,4 тонн отходов, остаточная вместимость –             108 697,07 тонн.

В 2020 году было размещено 79 850,07 тонн отходов, остаточная вместимость –                28 847 тонн.

Таким образом, остаточная вместимость полигона на 01.01.2021 составляет               28 847 тонн отходов, что не соответствует количеству отходов для размещения, указанному в представленных материалах для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме того, из последней Отчетности за 2021 год, представленной в Управление Росприроднадзора, следует, что свободное место для размещения ТБО отсутствует.

Указано, что остаточная вместимость эксплуатируемых объектов захоронения отходов – 0 тонн (т.д. 4 ,л.д. 174-176).

Вместе с тем, в составе документации, представленной МУП «Дорожник Заводского района» на утверждение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, имеется характеристика объекта размещения отходов по состоянию на 01.07.2021, где указана общая вместимость – 1 200 000 тонн, размещено всего – 486 017,16 тонн.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям вынесен отказ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. учтена вся сданная за предыдущие годы предприятием отчетность, согласно которой имеет место превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов.

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям сочло неподтвержденным факт того, на полигоне размещено всего 486 017,16 тонн отходов, поскольку данный показатель не соответствует совокупности всей представленной Отчетности МУП «Дорожник Заводского района».

В соответствии с пунктом 16-24 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее по тексту – Порядок) Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 №49 (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 4 Правил, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах, согласно приложению к настоящим Правилам.

Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:

- для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

- при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;

- в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

В силу пункта 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица,  эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, направляют представленную документацию в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для принятия решения о внесении изменений в ГРОРО.

В 2019-2020 гг. МУП «Дорожник Заводского района» были представлены характеристики объекта размещения отходов, по результатам, рассмотрения которых заявителю был направлен мотивированный отказ (письма от 20.11.2019 №АА-10-02-32/32315, от 30.07.2020 №3900-И).

Как верно отмечено судом первой инстанции, представленная МУП «Дорожник Заводского района» инвентаризация остаточной вместимости полигона (по результатам маркшейдерских работ) противоречит всем ранее представленным сведениям об объемах, размещаемых на полигоне отходов, в результате чего Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям обоснованно сделан вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации полигона, что выразилось в вынесенном решении об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитах на их размещение.

Кроме того, после вышеуказанной инвентаризации МУП «Дорожник Заводского района» самостоятельно по итогам 2021 года вновь представлена информация о том, что остаточная вместимость эксплуатируемых объектов захоронения отходов – 0 тонн. 

Управление пояснило, что характеристика объекта размещения отходов (ОРО), приложенная к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и изменения, внесенные в нее, не являются законным основанием изменения наполняемости полигона, так как, согласно приказу Росприроднадзора от 16.07.2020 №824 «Об организации работ по ведению государственного реестра объектов размещения отходов», любые изменения в ГРОРО утверждаются приказом Росприроднадзора (г. Москва).

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям не приняты измененные данные, в соответствии с которыми количество размещенных отходов согласно представленным характеристикам МУП «Дорожник Заводского района»: характеристика ОРО по итогу за 2020 год – остаточная вместимость 28847 тонн отходов, при этом, характеристика ОРО от 2021 год изменена, в графе «Размещено» указано – 486 017,16 тонн отходов (из 1 200 000 тонн).

Таким образом, остаточная вместимость полигона на 01.01.2021 составляет 28847 тонн отходов, что не соответствует количеству отходов для размещения, указанному в представленных материалах для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Полигон ТБО МУП «Дорожник Заводского района» включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) приказом Росприроднадзора от 01.08.2014 №479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» (номер в ГРОРО 64-00004-3-00479-010814).

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям указало, что в 2018 году МУЛ «Дорожник Заводского района» были проведены работы для изменения вместимости ОРО, а также изменение перечня отходов, размещаемых на ОРО. Данная проектная документация, обосновывающая изменение вместимости ОРО и перечня отходов, размещаемых на ОРО, в силу положений пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон №174-ФЗ) является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. Однако в характеристике ОРО в графе 6 «Проектная документация на строительство ОРО» информация о проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отсутствует, а также отсутствует информация в графе 7 «Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО» о наличии заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на реконструкцию ОРО.

В соответствии со статьей 18 Закона №174-Ф3 положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

- реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №174-ФЗ;

- внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

После включения в 2014 году на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014 №479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» изменения объекта в ГРОРО в государственный реестр объектов размещения отходов не вносились.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что технический отчет от 21.06.2021, составленный ООО «ГИиМ», не может быть принят в качестве доказательства, исходя из следующего. 

Согласно пояснительной записке к характеристике объекта размещения отходов (ОРО) полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова по результатам инвентаризации, проведенной 01.07.2021, – на 1,2,3 очередях Полигона ТБО проведены маркшейдерские работы, которые включали в себя топографическую съемку территории и подсчет объемов фактического заполнения полигона ТБО. По результатам съемки создана цифровая модель местности подстилающих и покрывающих поверхностей и произведен подсчет объемов заполнения 1,2,3 очередей полигона ТБО.

При этом, из текста самого отчета от 21.06.2021 следует (раздел 1.2 Изученность территории), что топографическая съемка полигона ТБО выполнена от пунктов съемочного обоснования Т1 и Т2. Сведения о пунктах получены из технического отчета «Топографическая съемка Александровского полигона ТБО», выполненного ООО ППП «Горняк» в 2018 году.  

Таким образом, топографическая съемка полигона выполнена от пунктов съемочного обоснования Т1 и Т2 по данным 2018 года (т.д. 1, л.д. 48).

В 2018 году исследовались не 1,2,3 очереди остаточных объемов заполнения полигона, а 3 и 4 очереди (т.д.1, л.д. 71).

Следовательно, пункты съемочного обоснования Т1 и Т2 изначально касаются других очередей наполняемости полигона (3 и 4 очереди).

Технический отчет от 21.06.2021 касается только 1,2,3 очередей размещения ТБО (без учета 4-й очереди).

При этом в техническом отчете 2018 года ООО ППП «Горняк» исследовалось: вычисление остаточных объемов заполнения 3-й и 4-й очередей для размещения ТБО (т.д.1, л.д. 68, 69, 70, 72 – оборотная сторона листа, л.д. 71).

В связи с изложенным, в 2018 году предприятие уже заполняло 4-ю очередь полигона.

Таким образом, правомерность доводов заявителя не подтверждена надлежащими законными основаниями.

Вопреки доводам апеллянтов, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям правомерно отказало МУП «Дорожник Заводского района» в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании пункта 15 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 №61834, в связи с превышением количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 29.09.2021 является законным и обоснованным, и в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и были обоснованно отклонены.

Доводы апеллянтов не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2022 года по делу №А57-26969/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

М.А. Акимова

Е.В. Пузина