ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-20378/2016 |
25 апреля 2017 года |
Рассмотрение жалобы начато 11 апреля 2017 года.
В заседании объявлялся перерыв 18 апреля 2017 года.
Заседание продолжено 18 апреля 2017 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 февраля 2017 года по делу №А57-20378/2016, (судья Ю.И. Сидорова),
по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Волгоград
к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Москва
о взыскании задолженности в размере 272 997 руб. 79 коп., об обязании исполнить условия договора,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» представитель ФИО1 по доверенности,
от закрытого акционерного общества «Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» представитель ФИО2 по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество «Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»:
о взыскании задолженности в размере 272.997 руб. 79 коп.
об обязании исполнить условия договора №2/15 от 18.01.2013г. и дополнительных соглашений к нему в частности соблюсти и исполнить «Расписание передачи вагонов с путей необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» на станцию Татьянка Приволжской ж.д. и обратно со станции Татьянка Приволжской ж.д. на путь необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» с учетом графика движения поездов со станции.
Решением от 13 февраля 2017 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-20378/2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на ненадлежащее исполнение ОАО «РЖД» обязательств по договору №2/15 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» по станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 18.01.2013г., что повлекло причинение убытков истцу.
Истец указывает на возникновения у него убытков в результате противоправных действий ответчика, выразившихся в факте согласования уведомления представителями ответчика на прием локомотива с группой вагонов на пути общего пользования с последующим отказом в принятии на пути общего пользования.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав предствителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отношения между перевозчиком (ОАО «РЖД») и владельцем путей необщего пользования (ЗАО «Бекетовское ППЖТ») регулируются Федеральным законом от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее УЖТ РФ).
В соответствии со ст. 64 УЖТ РФ взаимоотношении перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользовании и договорами на подачу и уборку вагонов. Соответственно, отношения между перевозчиком (ОАО «РЖД») и владельцем путей необщего пользования (ЗАО «Бекетовское ППЖТ») регулируются договором №2/15 от 18.01.2013г. на эксплуатацию железнодорожного нуги необщего пользовании ЗАО «Бекетовское ППЖТ» по станции Татьянка Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД».
На условиях договора №2/15 от 18.01.2013г. осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего ЗАО «Бекетовское ППЖТ» примыкающею к четной горловине станции Татьянка через стрелки №32 и №416, локомотивом Владельца.
Согласно пункту 10 договора в редакции Протокола согласования разногласий, с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве не более 50 вагонов - 200 осей в одновременно сдаваемой группе, допускается выставка двумя локомотивами партии вагонов в количестве до 67 вагонов - 268 осей при формировании маршрутной отправки.
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на выставочные пути 1, 2,13, 13А станции Татьянка без осмотра верхов, на путь 14А станции Татьянка с осмотром верхов.
Согласно пункту 11 договора о готовности вагонов к сдаче ответственное лицо Владельца передает уведомление круглосуточно по телефону приемосдатчику станции с последующим предоставлением письменного уведомления приемосдатчику станции.
В соответствии с пунктом 3.7. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 №26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользовании устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Для оперативной работы на путях необщего пользования и с учетом технологического процесса работы станции Татьянка совместно с ОАО «РЖД» разработан график, который утвержден совместно представителями ОАО «РЖД» и ЗАО «Бекетовское ППЖТ».
В соответствии с данным графиком партия вагонов подается локомотивом Владельца в 8.00, 12.00, и т.д.
Со стороны Владельца обязательство по подаче вагонов исполняется надлежащим образом, что подтверждается соответствующими уведомлениями.
Однако, как считает истец, представители станции Татьянка систематически нарушают принятые па себя договором и установленные нормативно-правовыми актами обязательства по уборке партии вагонов.
В результате данных нарушений у ЗАО «Бекетовское ППЖТ» простаивают в ожидании уборки тепловозы.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного нрава (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4259. от 04.09.2015г. в 13 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 61 единицы, для уборки на выставочный путь станции Татьянка.
Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1885, ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №262 от 04.09.2015г. и №264 от 04.09.2015. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 4 часа составила 19 866 руб. 28 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №263 от 04.09.2015г. и №265 от 04.09.2015г. указанные акты по пропою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка па подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4277 от 08.09.2015г. в 09 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 62 единицы, для уборки на выставочный путь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1885. ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №266 от 08.09.2015г. и №268 от 08.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 9 часов составила 44 699 руб. 13 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №267 от 08.09.2015г. и №269 от 08.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4295 от 11.09.2015г в 13 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 33 единицы, для уборки на выставочный пучь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1489. ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №271 от 11.09.2015г. и №273 от 11.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 3-20 часа составила 14 899 руб. 71 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №272 от 11.09.2015г. и №274 от 11.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4311 от 15.09.2015г. в 17 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом Владельца были выставлены вагоны в количестве 61 единицы, для уборки на выставочный путь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1489, ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №275 от 15.09.2015г. и №277 от 15.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 5-30 часа составила 24 832 руб. 85 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №276 от 15.09.2015г. и №278 от 15.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4320 от 18.09.2015г. в 05 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены нагоны в количестве 43 единицы, для уборки на выставочный путь, станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 № 489, ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №279 от 18.09.2015г. и №281 от 18.09.2015 г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 4 часа составила 19 866 руб. 28 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №280 от 18.09.2015г. и №282 от 18.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4321 от 18.09.2015г. в 09 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 26/20 единицы, для уборки на выставочный путь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-4 №0545. ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №283 от 18.09.2015г. и №285 от 18.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 4-30 часа составила 19 702 руб. 72 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №284 от 18.09.2015г. и №286 от 18.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4336 от 21.09.2015г. в 17 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 58/3 единицы, для уборки на выставочный путь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1489. ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №287 от 21.09.2015г. и №289 от 21.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 4 часа составила 19 866 руб. 28 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №288 от 21.09.2015г. и №290 от 21.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4352 от 25.09.2015г. в 13 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 61 единицы, для уборки на выставочный путь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1885. ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №291 от 25.09.2015г. и №293 от 25.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 9 часов составила 44 699 руб. 13 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №292 от 25.09.2015г. и №294 от 25.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4362 от 27.09.2015г. в 17 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 44/3 единицы, для уборки на выставочный путь станции Тальянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1489. ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №295 от 27.09.2015г. и №297 от 27.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 6-30 часов составила 29 799 руб. 42 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №296 от 27.09.2015г. и №298 от 27.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены па станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4367 от 28.09.2015г. в 13 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 27/9 единиц, для уборки на выставочный путь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1489, ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №299 от 28.09.2015г. и №303 от 28.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 3-30 часов составила 14 899 руб. 71 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №300 от 28.09.2015г. и №302 от 28.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
В соответствии с графиком подачи уборки вагонов и уведомления №А-4373 от 29.09.2015г. в 17 час. 00 мин. на пути необщего пользования локомотивом ППЖТ были выставлены вагоны в количестве 61 единицы, для уборки на выставочный путь станции Татьянка. Для удостоверения обстоятельств начала и окончания простоя тепловоза ТГМ-6 №1885, ЗАО «Бекетовское ППЖТ» составлены акты общей формы №303 от 29.09.2015г. и №305 от 29.09.2015г. Согласно калькуляции, стоимость простоя локомотива за 4-50 часа составила 19 866 руб. 28 коп. (с учетом НДС).
Согласно актам №304 от 29.09.2015г. и №306 от 29.09.2015г. указанные акты по простою локомотива были предъявлены на станцию Татьянка на подпись уполномоченному представителю, который от ее подписи отказался.
По мнению истца, на основании вышеизложенного в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации он имеет право требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а именно реальных расходов, понесенных ЗАО «Бекетовское ППЖТ» по простою тепловоза серии ТГМ-4, ТГМ-6.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении иска правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу указанных положений закона возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при доказанности правового состава, то есть наличия таких условий как: совершение противоправных действий или бездействия; возникновение убытков; причинно-следственная связь между противоправным поведением и возникшими убытками; подтверждение размера убытков.
В соответствии с положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» по станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 18.01.2013г., а равно и расписание передачи вагонов с пути необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» на станцию Татьянка Приволжской ж.д. и обратно со станции Татьянка Приволжской ж.д. на путь необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» с учетом графика движения поездов по станции, являющееся приложением к соответствующему договора, не содержат условия об обязательстве ОАО «РЖД» осуществлять передачу вагонов в конкретное время.
Данное расписание носит информационный характер.
Согласно ч. 1 ст. 58 УЖТ РФ. договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 5.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003г№ 26) для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования разрабатываются единые технологические процессы.
ОАО «РЖД» и ЗАО «Бекетовское БППЖТ» утвержден единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ» и станции примыкания Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» определяющий порядок взаимодействия в работе пути необщего пользования и станции Татьянка.
Таким образом, передача вагонов с пути необщего пользования ЗАО «БППЖТ» производится с учетом порядка, предусмотренного ЕТП станции по согласованию с дежурным по станции, маневровым диспетчером.
График передачи вагонов носит рекомендательный характер, в случае неготовности вагонов на определенную нитку графика вагоны принимаются на следующую нитку графика.
Какой либо ответственности за невыполнение графика для сторон договором не предусмотрено, а также Уставами или иными Федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Таким образом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств противоправности действий ответчика истцом не представлено.
В связи, с чем в удовлетворении иска правомерно отказано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 13 февраля 2017 года по делу № А57-20378/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий А.Ю. Никитин
Судьи С.А. Жаткина
Т.В. Волкова