ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-367/12 от 06.03.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А06-6209/2011

«11» марта 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «06» марта 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «11» марта 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,

при участии в заседании:

представителя Администрации г.Астрахани – Тучина О.Ю

и представителя ИП Комаровой И.Г – Хайрутдинова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Астрахани,

на решение арбитражного суда Астраханской области от «18» ноября 2011 года по делу № А06-6209/2011 (судья Д.Н. Блажнов)

по заявлению ИП Комаровой И.Г., г. Астрахань,

к Администрации г.Астрахани,

о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

  В арбитражный суд Астраханской области обратилась Индивидуальный предприниматель Комарова Ирина Геннадьевна с заявлением к Администрации г. Астрахани о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - замена подвижного состава, выраженный в письме №07-1002-1976 от 28.07.2011 года; об обязании согласовать замену автобуса марки «ГАЗ-322132» г/н АА 414 на автобус марки «ГАЗ-322132» г/н Т357 АО.

Заявитель и его представитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса заявили ходатайство об изменении второй части предмета заявленных требований, просят суд признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги - замена подвижного состава, выраженный в письме №07-1002-1976 от 28.07.2011 года и обязать произвести осмотр автобуса марки «ГАЗ-322132» г/н Т357 АО.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 18 ноября 2011 года заявленные требования предпринимателя удовлетворены.

С вынесенным решением суда первой инстанции Администрация не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Предприниматель Комарова И.Г. имеет лицензию № АСС-30-2161-001 от 07.09.2005 года на осуществление деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, сроком действия до 06.09.2014 года. Согласно временной маршрутной карте движения автобусов ГАЗ-322132 скоростного маршрута № 43с, утвержденной начальником управления транспорта и пассажирских перевозок Администрации г. Астрахани 03.03.2010 года, предприниматель перевозит пассажиров по данному маршруту на транспортном средстве АА 414.

Как следует из материалов дела, предприниматель представляла в Управление транспорта и пассажирских перевозок Администрации г. Астрахани заявление от 28.07.2011 года с документами, в целях замены подвижного состава на маршруте №43 на автобус марки ГАЗ-322132 г/н Т357 АО.

Письмом от 28.07.2011 года № 07-10-02-1976 Администрация г. Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок отказала заявителю в замене транспортного средства на соответствующем маршруте по тем основаниям, что в нарушение пункта 3.5 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 года № 49 у заявителя не имеется заключенного с Администрацией договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.

Заявитель не согласился с отказом Администрации и обжаловал его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что у Администрации не имелось оснований для обжалуемого заявителем отказа, поскольку он предоставил в Администрацию все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2.7.1. Регламента Администрации города Астрахани по представлению муниципальной услуги «Замена подвижного состава на регулярном муниципальном маршруте города Астрахани» для согласования замены подвижного состава.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно подпункта 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находится организация транспортного обслуживания населения.

На основании пункта 6 статьи 72 Федерального закона от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) городская администрация осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе.

Таким образом, вопросы организации транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на органы местного самоуправления. Наличие договорных отношений между заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон, ответственность за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивая безопасность как транспорта так и пассажиров.

В соответствии со статьями 5 и 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории города Астрахани при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, урегулированы постановлением мэра города Астрахани от 29.07.2010 года № 5396-м «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Астрахани».

В соответствии с Положением о комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани, утвержденном этим постановлением, Комиссия создана для рассмотрения вопросов пассажирских перевозок в городе Астрахани и проведения единой транспортной политики с целью обеспечения предоставления бесперебойных транспортных услуг, повышения безопасности, культуры и качества обслуживания пассажиров.

Решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 10.09.2009 № 119 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

Конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Целями и задачами конкурса являются: удовлетворение потребностей населения города Астрахани в пассажирских перевозках; определение из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; вовлечение перевозчиков в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.

Постановлением мэра г. Астрахани от 22.06.2005 № 904-м «О заключении договоров» установлено , что в целях соблюдения законных прав предприятий, организаций и предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки по ранее утвержденным маршрутным картам и схемам движения на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани, провести с ними заключение договоров на использование регулярных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в 2005 году, с последующим приведением численности подвижного состава в соответствие с утвержденной маршрутной сетью. Автовладельцам всех форм собственности, осуществляющим пассажирские перевозки по регулярным маршрутам муниципального образования "Город Астрахань", в срок до 1 сентября 2005 года заключить договор на 2005 год с администрацией города Астрахани.

Постановлением мэра г. Астрахани от 27.12.2005 № 2208-м «Об организации работы городского пассажирского автомобильного транспорта в г. Астрахани» утверждена маршрутная сеть городского пассажирского автомобильного транспорта, работающего по регулярным муниципальным маршрутам в г. Астрахани.

Этим же постановлением установлено , что в целях снижения социальной напряженности и соблюдения законных прав предприятий, организаций и предпринимателей заключить договора на 2006 год на право использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта с перевозчиками, ранее получившими утвержденную маршрутную документацию, чьи транспортные средства соответствуют требованиям Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах г. Астрахани, утвержденных Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 15.03.2005 N 49, с последующим приведением их численности в соответствие с утвержденной маршрутной сетью.

Вышеуказанные Правила устанавливают требования к организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани .

Привлечение Перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с Заказчиком (организатором), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов, или на основании ранее утвержденной маршрутной документацией.

В материалах дела отсутствуют доказательства заключения администрацией с ИП Комаровой И.Г. контракта на осуществление пассажирских перевозок и проведения конкурса на заключение возможного контракта.

Рассматривая заявление предпринимателя, суд первой инстанции указал на то, что оснований для отказа не имелось, так как, заявителю была утверждена схема движения по вышеназванному маршруту, фактически он осуществляет деятельность на маршруте с одобрения Администрации, утвержденная схема движения по маршруту у заявителя отозвана не была.

Указанное утверждение нельзя считать правомерным, так как осуществление перевозок пассажиров муниципального маршрута пассажирским автотранспортом в городе Астрахани осуществляется только на основании заключенного договора и по результатам проведенного конкурса отбора перевозчиков.

Из чего следует, что ИП Комаровой И.Г. не имеет права на осуществление пассажирских перевозок по городскому муниципальному маршруту № 43С.

При таких обстоятельствах, действия администрации по отказу в замене автобуса не могут нарушать права ИП Комарова И.Г.,

С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от «18» ноября 2011 года по делу № А06-6209/2011 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Отказать ИП Комаровой И.Г., г. Астрахань в удовлетворении заявления о

признании незаконным отказа Администрации г. Астрахани в предоставлении муниципальной услуги – замена подвижного состава, выраженный в письме №07-1002-1976 от 28.07.2011 года и обязать произвести осмотр автобуса марки «ГАЗ-322132» г/н Т357 АО.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи О.А. Дубровина

М.Г. Цуцкова