ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-20463/2019 |
14 февраля 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Артамира» ФИО1, действующей на основании доверенности от 06.08.2019 № 89, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.05.2018 № 04-17/0018, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области ФИО2, действующего на основании доверенность от 18.05.2018 № 05-13/31,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Артамира»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2019 года по делу № А57-20463/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Артамира» (410012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (410010, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительными ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Артамира» (далее – ООО «Артамира», общество, налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) от 29.04.2019 № 07/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за март, апрель 2015 года в сумме 2 946 732 руб., пени в сумме 1 122 908,19 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Артамира» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее – УФНС России по Саратовской области, Управление) в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзыв на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ООО «Артамира» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 25.12.2018 № 39/08.
29.04.2019 по результатам рассмотрения акт и иных материалов налоговой проверки инспекцией принято решение № 07/08 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 255,18 руб. Кроме того, данным решение ООО «Артамира» доначислены налоги в общей сумме 2 950 553,43 руб., начислены пени в общей сумме 1 124 162,45 руб.
Не согласившись с решением инспекции в части начисления недоимки по НДПИ за март, апрель 2015 года в сумме 2 946 732 руб., пени в сумме 1 122 908,19 руб., общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Саратовской области.
Решением УФНС России по Саратовской области от 03.07.2019 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области от 29.04.2019 № 07/08 в части начисления недоимки по НДПИ за март, апрель 2015 года в сумме 2 946 732 руб., пени в сумме 1 122 908,19 руб. является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ООО «Артамира» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном применении обществом пониженного коэффициента Кз равного 0,7933 в марте, апреле 2015 года в целом на Таволжском лицензионном участке недр, при наличии права на пониженный коэффициент Кз только по Рубежинскому месторождению, распространив указанное право на Декабрьское месторождение, при его отсутствии, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
ООО «Артамира» в соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемый период являлось налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации видом добытого полезного ископаемого являются углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (статья 341 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому, если настоящей статьей не установлен иной порядок исчисления налога. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии с настоящей статьей по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции 2015 года) налоговая ставка по нефти на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно составила 766 рублей за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном статьей 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации показатель, характеризующий особенности добычи нефти (Дм), рассчитывается в 2015 году по следующей формуле: Дм = Кндпи x Кц x (1 - Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан).
Пунктом 3 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что коэффициент Кз, характеризующий величину запасов конкретного участка недр, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном настоящим пунктом.
В случае, если величина начальных извлекаемых запасов нефти (Уз) по конкретному участку недр меньше 5 млн. тонн и степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр, определяемая в порядке, установленном настоящим пунктом, меньше или равна 0,05, коэффициент Кзз рассчитывается по следующей формуле: Кз = 0,125 x Уз + 0,375, где Уз - начальные извлекаемые запасы нефти (в млн. тонн) с точностью до 3-го знака после запятой, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти и определяемые как сумма извлекаемых запасов всех категорий на 1 января года, предшествующего году налогового периода, и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена до 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января 2012 года на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 году, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) конкретного участка недр.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Свз), лицензия на право пользования которым предоставлена начиная с 1 января 2012 года, определяется по состоянию на 1 января года, в котором предоставлена лицензия на право пользования недрами, на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году получения лицензии на право пользования недрами, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) конкретного участка недр.
В случае, если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.
В случае, если в соответствии с настоящим пунктом величина начальных извлекаемых запасов (Уз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.
В случае, если сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) превышает начальные извлекаемые запасы нефти (Уз), использованные при расчете коэффициента Кз по формуле, приведенной в настоящем пункте, к сумме превышения применяется коэффициент Кз, равный 1.
Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кз округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.
Порядок определения коэффициента Кз по формуле, приведенной в настоящем пункте, не применяется в отношении нефти, облагаемой по ставке 0 рублей, установленной пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом коэффициент Кз принимается равным 1.
Анализ положений пункта 3 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что максимальный показатель коэффициента Кз равен 1.
Применение понижающего коэффициента Кз (менее 1) возможно только по формуле Кз = 0,125 x Уз + 0,375 в двух самостоятельных случаях: если разработка участка недр с начальными извлекаемыми запасами нефти (Уз) менее 5 млн. тонн на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых; налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что ООО «Артамира» по лицензии СРТ 01113 HP от 24.11.2006 на Таволжском лицензионном участке недр в 2015 году впервые произведен подсчет запасов по двум месторождениям: Рубежинском и Декабрьском.
ООО «Артамира», в силу требований пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации, в учетной политике закрепило порядок определения количества добытых полезных ископаемых.
Пунктом 29 «Учетной политики на 2015 и 2016 годы», утвержденной приказами от 29.12.2014 № 12/1, от 28.12.2015 № 12/1 соответственно, закреплено, что количество добытой нефти определяется косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).
Запасы Рубежинского месторождения впервые поставлены на государственный баланс, подсчитаны и утверждены протоколом совещания при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, г. Москва, от 06.03.2015 № 03-18/119-пр и составили 3 346 тыс. тонн.
Запасы Декабрьского месторождения впервые поставлены на государственный баланс, подсчитаны и утверждены протоколом совещания при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений, г. Москва, от 15.05.2015 № 03-18/218-пр и составили 518 тыс. тонн.
С даты утверждения заключения о подсчете запасов Рубежинского месторождения, с марта 2015 года, ООО «Артамира» определило коэффициент Кз по формуле: Кз = 0,125*Уз+0,375, значение которого составило 0,7933 (0,125*3,346+0,375).
К объему добычи нефти в марте и апреле 2015 года по Декабрьскому месторождению (запасы которого не стояли на государственном балансе запасов и по ним отсутствовало заключение государственной экспертизы запасов), обществом также применялся коэффициент Кз равный 0,7933, определенный по запасам только Рубежинского месторождения.
С мая 2015 года обществом коэффициент Кз определен по всему участку недр с учетом данных о подсчете запасов по Рубежинскому и Декабрьскому месторождениям, который составил значение, равное 0,858 (0,125*3,864+0,375).
Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу, что ООО «Артамира» в марте, апреле 2015 года, произведен расчет пониженного коэффициента Кз по Таволжскому лицензионному участку только на основании начальных извлекаемых запасов Рубежинского месторождения, без учета Декабрьского месторождения, что противоречит положениям пункта 3 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок использования недр определен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон от 21.02.1992 № 2395-1).
В статье 7 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При этом на основании статьи 12 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 в лицензии на право пользования недрами указываются границы участка недр, предоставляемого в пользование.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент Кз, характеризует величину запасов конкретного участка недр, налогообложение по НДПИ, включая расчет налоговой ставки и коэффициента Кз, необходимо производить по всему участку недр в целом, а не по отдельным объектам разработки (пластам, залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка).
Декабрьское месторождение, находясь на том же лицензионном участке (Таволжском), что и Рубежинское месторождение, в марте и апреле 2015 года не соответствовало условиям, предусмотренным абзацем 7 пункта 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации для применения пониженного коэффициента Кз (запасы не стояли на государственном балансе и по ним отсутствовало заключение государственной экспертизы).
Таким образом, применение ООО «Артамира» пониженного коэффициента Кз равного 0,7933 в марте и апреле 2015 года в целом на Таволжском лицензионном участке недр, при наличии права на пониженный коэффициент Кз только по Рубежинскому месторождению, распространив указанное право на Декабрьское месторождение, при его отсутствии, является неправомерным.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод общества о том, что положения пункта 3 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат норм, конкретизирующих порядок представления уточнений.
В абзаце 7 пункта 3 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае если запасы нефти поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в году, предшествующем году налогового периода, или в году налогового периода, сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (Уз) для применения коэффициента Кз определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, и после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых уточняются в порядке, установленном настоящим пунктом.
Из указанной нормы следует, что ООО «Артамира» в марте и апреле 2015 года, определив пониженный коэффициент Кз на Таволжском лицензионном участке недр самостоятельно на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти от 06.03.2015 №03-18/119-пр только по Рубежинскому месторождению (распространив пониженный коэффициент Кз на Декабрьское месторождение) после утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых по всему лицензионному участку обязано уточнить свои показатели.
Согласно данным государственного баланса за 2015 год начальные извлекаемые запасы нефти (V) участка недр составили 3 864 тыс. тонн, в том числе по месторождениям: Декабрьское - 518 тыс. тонн, Рубежинское - 3 346 тыс. тонн. Накопленная добыча (N) = 100 тыс. тонн, в том числе по месторождениям: Декабрьское - 24 тыс. тонн, Рубежинское - 76 тыс. тонн. Степень выработанности запасов (Свз) Таволжского лицензионного участка равна - 0,0258 (N/V) (100/3864).
По данным государственного баланса запасов за 2015, коэффициент Кз в целом по Таволжскому лицензионному участку равен значению 0,8580 (Кз = 0,125*3,864+0,375).
Обществом уточнение коэффициента Кз на основании данных государственного баланса запасов за март и апрель 2015 года и соответственно налоговых обязательств по НДПИ не производилось, что послужило основанием для доначисления налоговым органом налога по указанным периодам.
Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что пунктом 3 статьи 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок расчета коэффициента Кз и в случае определения его на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти подлежит уточнению на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых. При этом порядок представления указанных уточнений в налоговый орган и как следствие уточнений налоговых обязательств (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) предусмотрен статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации путем предоставления уточненной налоговой декларации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о наличии неясностей в налоговом законодательстве при определении коэффициента Кз в случае первоначальной постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и расчета в связи с этим налоговой ставки по НДПИ.
По данным налогоплательщика с учетом определенного им коэффициента Кз равного 0,7933 по Таволжскому лицензионному участку, налоговая ставка НДПИ в марте 2015 года составила 5939,3582 руб. за тонну, в апреле 2015 года - 5804,6550 руб. за тонну. Сумма исчисленного НДПИ, подлежащего уплате в бюджет, за март 2015 года составила - 28 842 927 руб., за апрель 2015 года - 27 567 619 руб.
По результатам налоговой проверки с учетом данных государственного баланса запасов и коэффициента Кз равным 0,8580 по Таволжскому лицензионному участку, налоговая ставка в марте 2015 года составила 6249,6083 руб. за тонну, в апреле 2015 года -6107,9014 руб. за тонну. Следовательно, сумма НДПИ, подлежащего уплате в бюджет, за март 2015 года составила 30 349 598 руб., за апрель 2015 года - 29 007 829 руб.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11 выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов, по сравнению с камеральной налоговой проверкой.
ВАС РФ в Определении от 17.09.2013 № ВАС-12815/13 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ», проанализировав положения статей 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что невыявление налоговым органом в рамках проведения камеральных налоговых проверок неправомерных действий налогоплательщика, не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения выездной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
Налоговым законодательством не предусмотрено исключение из периода выездной проверки периода, за который проведена камеральная проверка. Проведение выездной проверки после камеральной не является повторностью проверки, так как это самостоятельные формы налогового контроля и оно не исключает выявления при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.
Следовательно, довод общества о том, что в спорный период (март и апрель 2015 года) налоговым органом проводились камеральные проверки налоговых деклараций по НДПИ, которыми не установлены нарушения расчета налоговой ставки, включая коэффициента Кз, не может быть принят как основание для отмены решения по выездной налоговой проверки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы налогоплательщика не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2019 года по делу № А57-20463/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья | А.В. Смирников |
Судьи | В.В. Землянникова |
Ю.А. Комнатная |