ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А57-923/2009
10 июня 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей Никитина А.Ю., Агибаловой Г.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой М.С.,
при участии в заседании представителя ОАО «Волгомост» ФИО1, действующего на основании доверенности № 12/2009-43 от 31.12.2009, представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ФИО2, действующей на основании доверенности № 5/01 от 26.01.10, представителя Министерства финансов Саратовской области ФИО3, действующего доверенности № 08-03-01/3 от 31.12.2009г.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 апреля 2010 года по делу № А57-923/2010 (судья Карпенко М.К.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества «Волгомост», г. Саратов в лице филиала Мостоотряд № 8 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Управлению федерального казначейства по Саратовской области о взыскании задолженности за выполненные работы,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Волгомост», г. Саратов в лице филиала Мостоотряд № 8 к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Управлению федерального казначейства по Саратовской области о взыскании задолженности за выполненные работы в сумме 48 241 490 руб.
16 апреля 2010 года по делу № А57-923/2010 Арбитражным судом Саратовской области принято решение о взыскании с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г.Саратов в пользу открытого акционерного общества «Волгомост», г. Саратов задолженности за выполненные работы по государственному контракту № 452 от 24.07.2009 года в размере 35 795 707 руб., а при недостаточности или отсутствии у Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области денежных средств в сумме 35 795 707 руб. в субсидиарном порядке взыскать их с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области; производство по делу в отношении Управления федерального казначейства по Саратовской области прекращено.
Министерство финансов Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области задолженности за выполненные работы по государственному контракту от 24.07.2009г. № 452 в размере 35 795 707 руб. при недостаточности денежных средств с собственника его имущества (субсидиарного должника) с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области и принять новое решение, которым в указанной части в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает, что судом первой инстанции неверно определен надлежащий ответчик, не принят во внимание довод министерства финансов Саратовской области об определении надлежащего ответчика по искам о взыскании с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ОАО «Волгомост» считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области просит апелляционную жалобу министерства финансов Саратовской области удовлетворить.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу апелляционной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области (Заказчик) и открытое акционерное общество «Волгомост» (подрядчик) заключили государственный контракт на выполнение подрядных работ № 452 от 24.07.2009 года, согласно п. 1.1 которого подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ и услуг на «Ремонт мостового перехода «Саратов-Энгельс» по проекту, утвержденному Комитетом по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области, а заказчик берет на себя обязательства обеспечить приемку работ и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта. Согласно п. 2.1 цена контракта составляет включая НДС - 48 241 490 руб.
Согласно п.4.7 контракта основанием для оплаты работ являются оформленные в установленном порядке формы №КС-2 и №КС-3 подписанные подрядчиком и уполномоченными лицами, составленные в соответствии с ведомостью объемов работ.
Согласно п. 7.1 контракта при выполнении подрядчиком условий настоящего контракта заказчик обязан перечислить подрядчику финансовые средства в соответствии с порядком оплаты работ, предусмотренных контрактом (пункт 4 контракта). Согласно п.9.1 контракта приемка выполненных работ осуществляется с составлением акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3).
Истец выполнил надлежащим образом свои обязательства по заключенному контракту. В материалах дела имеются первичные документы, подтверждающие факт выполнения работ: справка о стоимости выполненных работ и затрат № 452.12.09 от 20.12.2009 г. и акт о приемке выполненных работ №452.12.09 от 20.12.2009 г.
Истец письмом № 399/04 от 04.02.2010 г. обращался к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о принятии выполненных работ за период с 24.07.2009 г. по 20.12.2009 г. на сумму 35 795 707 руб. и для подписания направил документы формы №КС-2, «КС-3 и акт сверки по состоянию на 31.12.2009 г.
Ответчик акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат не подписал, мотивируя заявленный отказ отсутствием финансирования данного объекта.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области письмом №639 от 10.02.2010 г., признавая себя правопреемником по всем вопросам и обязательствам Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области на данное обращение истца сообщило об отсутствии в областном бюджете на 2009 год денежных средств на ремонт мостового перехода «Саратов-Энгельс».
Таким образом, по государственному контракту № 452 от 24.07.2009г. у ответчика перед ОАО «Волгомост» имеется задолженность за выполненные подрядные работы в сумме 35 795 707 руб.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является правопреемником по всем вопросам и обязательствам Комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области.
Поскольку в установленный срок ответчиком не исполнена обязанность по оплате выполненных работ, ОАО «Волгомост» обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Предметом апелляционного обжалования является взыскание задолженности за выполненные работы по государственному контракту от 24.07.2009г. № 452 в размере 35 795 707 руб. при недостаточности денежных средств с собственника его имущества (субсидиарного должника) с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.
Лица, участвующие в деле не заявили возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Собственником имущества учреждения является Саратовская область.
Судом установлено и имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что основной должник не принял всех мер для надлежащего исполнения обязательства по оплате выполненных истцом работ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что взыскание задолженности по государственному контракту № 452 от 24.07.2009 года на выполнение работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области в Воскресенском районе в сумме 35 795 707 руб. подлежит с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Данный вывод суда соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пунктах 3 и 4 Постановления Пленума.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы противоречат положениям действующего законодательства.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался пунктом 4 Постановления, где также предусмотрено, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
На основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
Частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Пунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 16.01.2008г. № 3-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области» установлено, что законом области об областном бюджете устанавливаются перечень главных распорядителей средств областного бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов и ведомственной структуре расходов областного бюджета.
Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2010 год (Приложение 7 к Закону Саратовской области от 26 ноября 2009г. № 182-ЗСО «Об областном бюджете на 2010г.» в ред. Закона Саратовской области от 25.12.2009г. № 206-ЗСО) установлен перечень главных распорядителей средств областного бюджета Саратовской области. Каждому главному распорядителю средств областного бюджета Саратовской области присвоен персональный номер кода (Приложение 2 к указанному Закону).
В соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 182 - ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год» Министерство финансов Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области (код 005).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, а при недостаточности у него денежных средств - с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права не установлено.
Довод представителя Министерства финансов Саратовской области о том, что исковое заявление не содержало требования о взыскании в субсидиарном порядке, опровергаются материалами дела (том 1 л.д.99-100).
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 апреля 2010 года по делу № А57-923/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.А.Клочкова
Судьи Г.И.Агибалова
А.Ю.Никитин