ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3862/20 от 11.06.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-29334/2019

11 июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена «04 июня»  2020 года.

Полный текст постановления изготовлен «11» июня 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Степуры С.М.,

судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2020 года по делу № А57-29334/2019 (судья Михайлова А.И.)

по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованные лица:

1. Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

2. ИП ФИО1(Саратовская обл., г. Энгельс)

о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления о признании незаконными действия УФАС по Саратовской области, выразившиеся в признании жалобы ФИО1 обоснованной об обязании УФАС по Саратовской области устранить нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства

при участии в судебном заседании представителей: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – ФИО2,  по доверенности от 21.08.2019 №01-02-09/9023, Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО3, по доверенности от 09.01.2020 №02/2-11,от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области  с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления, о признании незаконными действия УФАС по Саратовской области, выразившиеся в признании жалобы ФИО1 обоснованной, о признании незаконным и отмене решения  УФАС по Саратовской области №064/01/18.1-208/2019 от 10.07.2019; об обязании УФАС по Саратовской области устранить нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Саратовской  области от 18 марта 2020 года по делу № А57-29334/2019 Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым  удовлетворить требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

 От Управления Федеральной антимонопольной службы  по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Саратовский УФАС России просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 02.07.2019 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП ФИО1 на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области при проведении конкурса по извещению от 07.06.2019, опубликованному на сайте Министерства http://www.transport.saratov.gov.ru/ на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Саратовской области.

Предприниматель в жалобе указал, что извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация составлены с нарушением требований действующего законодательства.

10.07.2019 комиссией УФАС по Саратовской области вынесено решение №064/01/18.1-208/2019 по результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО1, согласно которому жалоба предпринимателя  признана обоснованной.

Считая решение Саратовского УФАС России, действия УФАС по Саратовской области, выразившиеся в признании жалобы ФИО1 обоснованной незаконным, незаконными заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что пропущен срок на обжалование, оснований для восстановления не установлено, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, оспоренное решение является законным и не нарушает права и законных интересов заявителя.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления, действий (бездействия) должностных лиц  является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Так, 07 июня 2019 года Министерством было опубликовано извещение о проведении Конкурса на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Конкурс объявлен по 11 Лотам на 13 межмуниципальных маршрута регулярных перевозок по Саратовской области.

Порядок проведения Конкурса регламентирован нормами Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), приказом Министерства № 01-01-12/308 от 3 октября 2016 года «О порядке размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе порядок внесения изменений в извещение о проведении открытого конкурса» и  приказом Министерства № 01-01-12/97 от 19 апреля 2019 года «Об утверждении формы заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Саратовской области».

Согласно пункту 5 раздела 9 извещения и пункту 6.2.5. раздела 6 Конкурсной документации участники Конкурса в составе заявки предоставляют сведения об опыте осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества с приложением документов, подтверждающих сведения об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона № 220-ФЗ опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Таким образом, перечь документов для подтверждения опыта является открытым и не может быть ограничен Организатором торгов.

На основании изложенного, довод предпринимателя о том, что пункт 5 раздела 9 Извещения и пункт 6.2.5 раздела 6 Конкурсной документации ограничивает права участников конкурса на предоставление иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, признан Комиссией Управления признан обоснованным.

Также довод предпринимателя о том, что требование о предоставлении, в качестве сведений о транспортных средствах спецификаций и документов, подтверждающих наличие системы безналичной оплаты проезда, не соответствует законодательству, признан Комиссией Управления обоснованным по следующим обстоятельствам.

Согласно п. 4.3. Конкурсной документации основаниями для отказа в допуске к открытому конкурсу являются:

 - несоответствие требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса, установленным пунктом 4.1 настоящей конкурсной документации;

 - несоответствие заявки на участие в открытом конкурсе и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным настоящей конкурсной документацией.

Согласно п. 6.2.6. Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе включает в том числе, сведения о транспортных средствах, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (приложение № 5 к настоящей конкурсной документации) с приложением копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств.

Документами, подтверждающими сведения о транспортных средствах, являются:

копии паспорта транспортного средства;

копии свидетельства о регистрации транспортного средства;

спецификации к транспортным средствам (технические характеристики транспортного средства);

копии документов, подтверждающих наличие в транспортном средстве системы безналичной оплаты проезд.

Таким образом, несоответствие заявки на участие в открытом конкурсе и прилагаемых к ней документов требованиям раздела 6, а именно отсутствие документов согласно п. 6.2. (перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в открытом конкурсе), является основанием для отклонения.

При этом Комиссия пришла к выводу о том, что копии документов, подтверждающих наличие в транспортном средстве системы безналичной оплаты проезда и спецификации к транспортным средствам относятся к влияющим на качество перевозок характеристикам транспортных средств, являющихся критерием оценки, в связи с чем не предоставление таких сведений не может служить основание для отклонения заявки участников Конкурса.

Довод предпринимателя о том, что Организатор торгов установил излишнее требование о предоставлении транспортных средств на осмотр, признан Комиссией обоснованным по следующим обстоятельствам.

Согласно пункту 11.1 Конкурсной документации организатор открытого конкурса по результатам проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе создает комиссию по проведению проверки наличия у участника открытого конкурса на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. В состав комиссии входят представители министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства». По согласованию с организатором открытого конкурса допускается включение в состав комиссии представителей Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области и территориального отдела государственного автодорожного надзора по Саратовской области Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Состав комиссии формируется приказом организатора открытого конкурса.

Из пункта 11.2 Конкурсной документации следует, что участник открытого конкурса в срок, не превышающий десять рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на официальном сайте организатора открытого конкурса, обязан подтвердить наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Согласно п.11.3 Конкурсной документации для подтверждения наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, участник открытого конкурса в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, подает организатору открытого конкурса заявление.

Согласно п.11.5 Конкурсной документации в день проведения проверки участник открытого конкурса представляет комиссии все транспортные средства, предусмотренные заявкой на участие в открытом конкурсе.

Согласно п. 2 ч.1 ст.23 Закона №220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям в том числе принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Согласно ч.4 ст. 21 Закона №220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.

При этом законом не предусмотрена обязанность перевозчиков, представлять Организатору торгов транспортное средство для осмотра до признания его победителем.

Апелляционная инстанция считает, что требования заявителя, удовлетворению не подлежат в связи с пропуском должником срока, установленного ст.  198 АПК РФ.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, для исчисления срока, предусмотренного на обжалование, подлежит установлению факт, когда лицо, обратившееся с заявлением о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконным, должно было узнать о самом решение и действии.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.

Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Как следует из материалов дела, что представитель Министерства (ФИО4 по доверенности) присутствовал при рассмотрении жалобы, где Управление указало порядок и сроки обжалования решения, что подтверждается решением антимонопольного органа от 10.07.2019. Решение № 064/01/18.1-208/2019 от 10.07.2019 опубликовано на официальном сайте УФАС России по Саратовской области (https://saratov.fas.gov.ru/).

Кроме того, обжалуемое решение получено Министерством 23.07.2019 года за вх №8543 (л.д. 19).

В Арбитражный суд Саратовской области заявитель обратился 02.12.2019 с пропуском трехмесячного срока.

Частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Следовательно, суд вправе восстановить пропущенный срок лишь на основании заявленного ходатайства с обоснованием причин его пропуска.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалось от него в целях соблюдения установленного порядка.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока, заявитель указывает на то, что о нарушении своих прав и законных интересов стало известно лишь 21.11.2019 года. По мнению суда апелляционной инстанции данный довод не соответствует материалам дела.

В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности заявителю подать заявление в арбитражный суд в установленный срок из имеющихся материалов дела не усматривается, из чего следует, что решение вопроса об обращении в арбитражный суд с заявленным требованием зависело исключительно от заявителя.

Доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока на обращение с указанным заявлением, заявителем не представлено.

Суд апелляционной инстанции полагает, что у подателя жалобы, при должной степени заботливости и осмотрительности имелась возможность оспорить ненормативный акт и действия в установленный законом срок.

При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что безосновательное и немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 АПК РФ, пропуск срока без уважительных причин не соответствует положениям частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ.

Пропуск срока на обжалование ненормативного правового акта, при отсутствии оснований для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, апелляционный суд находит правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований.

Следовательно, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

            решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 марта 2020 года по делу № А57-29334/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

М.А. Акимова

Е.В. Пузина