ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3890/2022 от 19.05.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-17755/2021

19 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Волковой Т. В.,

судей Жаткиной С.А., Луевой Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                    Синица А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства образования Саратовской области и Счетной палаты Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 марта 2022 года по делу № А57-17755/2021,

по заявлению Министерства  образования Саратовской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

заинтересованные лица: Частное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат естественных наук» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Счетная палата Саратовской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Межрайонная ИФНС России № 19 по Саратовской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

о взыскании,

при участии в судебном заседании представителей сторон: - от Министерства образования Саратовской области представитель ФИО1 по доверенности от 01.07.2021, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.

- от Частного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат естественных наук» представитель ФИО2 по доверенности от 17.01.2022, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании, и после перерыва представитель ФИО3 по доверенности от 17.01.2022, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.

- от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области представитель ФИО4 по доверенности от 18.12.2020, выданной сроком на 3 года, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.

- от Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области представитель ФИО4 по доверенности от 06.10.2021, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании, и после перерыва представитель ФИО5 по доверенности от 25.10.2021, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании

- от Счетной палаты Саратовской области представитель ФИО6 по доверенности от 20.09.2021, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство  образования Саратовской области (далее - Министерство, заявитель) с заявлением о взыскании с Частного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат естественных наук» (далее - Учреждение) перечисленной в 2020 году частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам субсидии на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности, по Соглашению от 19.03.2020 № 10/ч в размере 17 769 600 рублей.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 марта 2022 года в иске отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство образования Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Счетная палата Саратовской области также не согласилось с принятым судебным актом, просило решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 марта 2022 года отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Министерства образования Саратовской области повторно поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы – удовлетворить.

Представитель Счетной палаты Саратовской области повторно поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы – удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области  и Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области до перерыва поддерживал обжалуемый судебный акт, после объявленного перерыва новый представитель изменил позицию, согласно которой налоговый орган поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы – удовлетворить.

Представитель Частного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат естественных наук» повторно возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 19.05.2022 до 10 час. 45 мин.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25.02.2020 от Учреждения в Министерство поступило заявление на предоставление субсидии из областного бюджета частной общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности с предоставлением сведений о соответствии требованиям Положения о предоставлении субсидии и приложением пакета документов, предусмотренных пунктом 2.3 Положения о предоставлении субсидии.

Приказом Министерства от 25.02.2020 № 393 «Об утверждении перечня получателей субсидий из областного бюджета на 2020 год» в редакции приказа Министерства от 16.03.2020 № 537 был утвержден перечень получателей субсидии из областного бюджета частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности в 2020 году, в число которых вошло Учреждение.

Соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии частному общеобразовательному учреждению «Лицей-интернат естественных наук» на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности от 19.03.2020 № 10/ч (далее - Соглашение) в 2020 году предусмотрен объем субсидии в размере 18 608 070 рублей согласно лимитам бюджетных обязательств, а также определены условия и порядок предоставления субсидии.

Дополнительным соглашением от 12.11.2020 № 10/ч-1 к Соглашению о предоставлении из областного бюджета субсидии частному общеобразовательному учреждению «Лицей-интернат естественных наук» на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности от 19.03.2020 № 10/ч объем субсидии изменен до 17 769 600 рублей.

Министерством в 2020 году перечислено Учреждению 17 769 600 рублей:

в марте 2020 года - 3066200 рублей, что подтверждается платежным поручением от 23 марта 2020 года № 2733 на сумму 3066200 рублей;

в апреле 2020 года - 1535000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от 14 апреля 2020 года № 3896 на сумму 1535000 рублей;

в мае 2020 года - 1535000,00 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 21 мая 2020 года № 4612 на сумму 1519708,40 рублей и № 4615 на сумму 15291,60 рублей;

в июне 2020 года - 2000000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от 17 июня 2020 года № 5443 на сумму 2000000 рублей;

в июле 2020 года - 3000000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от 22 июля 2020 года № 6469 на сумму 3000000 рублей;

в августе 2020 года- 1535000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от 11 августа 2020 года № 7034 на сумму 1535000 рублей;

в сентябре 2020 года - 1591277,80 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 9 сентября 2020 года № 7834 на сумму 1431000,00 рублей и от 17 сентября 2020 года № 7924 на сумму 160277,80 рублей;

в октябре 2020 года - 1073750 рублей, что подтверждается платежным поручением от 22 октября 2020 года № 9146 на сумму 1073750 рублей;

в ноябре 2020 года - 1124342,20 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 3 ноября 2020 года № 9533 на сумму 50592,20 рублей и от 25 ноября 2020 года № 10161 на сумму 1073750 рублей;

в декабре 2020 года - 1359300 рублей, что подтверждается платежным поручением от 23 декабря 2020 года № 11095 на сумму 1359300 рублей.

Учреждением в декабре 2020 года осуществлен возврат излишне полученной субсидии платежным поручением от 10 декабря 2020 года № 20 на сумму 50270 рублей.

Впоследствии, Счетной палатой Саратовской области в период с 11 января по 12 марта 2021 года в отношении министерства образования Саратовской области проведено контрольное мероприятие «Проверка обоснованности получения и использования бюджетных средств частными дошкольными образовательными и частными общеобразовательными организациями, осуществляющими деятельность на территории Саратовской области, за 2019-2020 годы».

Проверкой Счётной палаты Саратовской области установлено наличие неисполненной задолженности, согласно справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов № 279904 (форма КНД 1120101) и справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 280112 (форма КНД 1160080), представленным по состоянию на 01.02.2020, получатель Субсидии имел неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с актом по результатам проведенного контрольного мероприятия от 12.03.2021 Счётной палатой Саратовской области были выявлены нарушения пункта 2.2 Положения о предоставлении субсидии со стороны Учреждения в 2020 году при подаче заявления на предоставление субсидии (при подаче заявления 25.02.2020 на предоставление субсидии Учреждением были представлены сведения о соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 2.2 Положения о предоставлении субсидии).

Таким образом, уполномоченный орган пришел к выводу, что в 2020 году получателем Субсидии в Министерство были представлены недостоверные сведения об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов и пени, подлежащих уплате, предусмотренные абзацем «в» пункта 3.1.2 Соглашения от 19.03.2020 № 10/ч.

Данный факт указан в акте по результатам проведенного контрольного мероприятия от 12.03.2021 Счётной палатой Саратовской области и в пункте 2 предписания Счётной палаты Саратовской области от 06.04.2021 № 06-49/348, которым предписывается Министерству осуществить необходимые мероприятия по обеспечению возврата Учреждением в областной бюджет субсидии, предоставленной ему в 2020 году.

12.04.2021 Министерством в налоговый орган направлен запрос сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов у Учреждения на 01.02.2020 по каннам СМЭВ и получен ответ, заверенный электронной подписью Удостоверяющего центра Федеральной налоговой службы, о наличии задолженности на 01.02.2020.

Таким образом, как указывает заявитель, по состоянию на 31.12.2020 у получателя субсидии образовалась задолженность в сумме 17 769 600 рублей, которая подлежит возврату в областной бюджет.

20.04.2021 Министерством было направлено требование о возврате субсидии за № 01-26/2611, ответ на который не поступил.

С учетом изложенного, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных дошкольных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек   (за   исключением   расходов   на   содержание   зданий   и   оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 10 Закона Саратовской области от 28.11.2013 № 215-ЗСО «Об образовании в Саратовской области» (далее - Закон № 215-ЗСО) закреплено аналогичное полномочие исполнительного органа государственной власти Саратовской области в сфере образования. Законом Саратовской области Закон Саратовской области от 26 ноября 2019 года № 130-ЗСО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Закон № 130-ЗСО) предусматривалось предоставление субсидий частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности в объеме 43099,90 тысяч рублей.

Постановлением Правительства Саратовской области от 14 марта 2019 года № 157-П «О предоставлении субсидий из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности и субсидий частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности» утверждено Положение о порядке предоставления субсидии из областного бюджета частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности (далее - Положение о предоставлении субсидии), которым определены цели, условия и правила предоставления субсидии.

Как установлено судом первой инстанции следует из материалов дела, ЧОУ Лицей-интернат естественных наук» зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица 29.04.2015.

Сторонами не оспаривается, что лицей имеет лицензию № 1459 от 09.06.2014 на осуществление образовательной деятельности, выданную согласно приказу Министерства образования Саратовской области от 09.06.2014 № 1457; свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, указанного в приложении от 16.12.2020 № 1724.

Судом достоверно установлено, что соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии частному общеобразовательному учреждению «Лицей-интернат естественных наук» на возмещение затрат на обеспечение образовательной деятельности от 19.03.2020 № 10/ч в 2020 году предусмотрен объем субсидии в размере 18 608 070 рублей согласно лимитам бюджетных обязательств, а также определены условия и порядок предоставления субсидии.

Дополнительным соглашением от 12.11.2020 № 10/ч-1 объем субсидии изменен до 17 769 600 рублей.

Факт перечисления 17 769 600 рублей подтверждается материалами дела, и лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Согласно пункту 4.2 Положения о предоставлении субсидии в случае нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставлении субсидии, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля области, представленная субсидия подлежит возврату в установленном законодательством порядке.

Как указывают апеллянты, Министерством было направлено требование о возврате субсидии за № 01-26/2611 в связи с тем, что в нарушение пункта 2.2 Положения о предоставлении субсидии Учреждением были предоставлены недостоверные сведения об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов и пени, подлежащих уплате, предусмотренные абзацем «в» пункта 3.1.2 Соглашения от 19.03.2020 № 10/ч, а именно,  наличие неисполненной задолженности согласно справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов № 279904 (форма КНД 1120101) и справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 280112 (форма КНД 1160080), представленным по состоянию на 01.02.2020.

Правила о порядке возвращения субсидии установлены сторонами в Соглашении.

Так, согласно пунктам 4.1.7, 4.1.8 Соглашения, в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Положением о предоставлении субсидии и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определённые указанным требованием.

В случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля области (по согласованию), в случае недостижения значений показателей, указанных в пункте 1.5 Положения о предоставлении субсидии субсидия подлежит возврату получателем субсидии в течение 15 календарных дней с даты получения требования о возврате субсидии.

Согласно пункту 4.3.8.2 Соглашения, получатель субсидии обязуется в случае получения от Министерства требований в соответствии с пунктами 4.1.7 - 4.1.8 настоящего Соглашения возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

В части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. В частности, эти акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», закреплено требование о возврате средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов и показателей, указанных в подпункте "м" пункта 5 настоящего документа (при установлении таких показателей).

Проверкой Счетной палаты Саратовской области установлено наличие неисполненной задолженности, согласно справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов № 279904 (форма КНД 1120101) и справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 280112 (форма КНД 1160080), представленным по состоянию на 01.02.2020, получатель Субсидии имел неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с актом по результатам проведенного контрольного мероприятия от 12.03.2021 Счётной палатой Саратовской области были выявлены нарушения пункта 2.2 Положения о предоставлении субсидии со стороны Учреждения в 2020 году при подаче заявления на предоставление субсидии (при подаче заявления 25.02.2020 на предоставление субсидии Учреждением были представлены сведения о соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 2.2 Положения о предоставлении субсидии).

В свою очередь Министерством в налоговый орган направлен запрос сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов у учреждения на 01.02.2020 по каннам СМЭВ, на который получен ответ, заверенный электронной подписью Удостоверяющего центра Федеральной налоговой службы, о наличии задолженности на 01.02.2020.

В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица обязано возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Судом первой инстанции  установлено, что в ответ на запрос суда налоговым органом, по состоянию на 01.02.2020 у налогоплательщика имелась задолженность по налогам на общую сумму 1 651 793,9 руб. в том числе:

- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (КБК 18210501021010000110) - задолженность по пени на сумму 22 436,8 руб. Данная задолженность полностью оплачена 11.03.2021;

- по НДФЛ (КБК 18210102010010000110) задолженность по пени - на сумму 30 566,30 руб. (данная задолженность полностью оплачена 14.12.2020) и переплата по налогу - на сумму 140126,03 рублей. Переплата по НДФЛ образовалась за счет уплаты авансовых платежей по НДФЛ (налоговый агент) и была зачтена в счет начислений по декларации по форме 6-НДФЛ, представленной 28.02.2020;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) (КБК 18210202010060010160) задолженность - на сумму 1 598 790,80 рублей. Данная задолженность полностью оплачена 25.03.2020.

При этом судом обоснованно учтено, что по состоянию на 01.02.2020 за ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук» числилась переплата на общую сумму 742 059,74 руб., в том числе:

- по Страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) (КБК 18210202090070010160) переплата - на сумму 558 229,35 руб.;

- по транспортному налогу с организаций (КБК 18210604011020000110) переплата - на сумму 2,58 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) (КБК 18210202010060000160) переплата - на сумму 43 500 руб.;

- по Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) (КБК 18210202020060000160) переплата - на сумму 129,46 руб.;

- по НДС (КБК 18210301000010000110) переплата - на сумму 129,46 рублей.

Между тем из материалов дела следует, что задолженность, на которую ссылается Министерство, образовалась на основании налоговой декларации за 2019 год, которая была сдана учреждением 27.03.2020 и принята налоговым органом 28.03.2020.

Данное обстоятельство согласуется с информацией, предоставленной в материалы дела налоговым органом, согласно которой у учреждения отсутствовала задолженность по состоянию на 01.03.2019, а по состоянию на 01.02.2020 имелась задолженность на сумму 1 651 794 руб.

Учитывая, что заявление о предоставлении субсидии было подано учреждением 25.02.2020, информация об отсутствии задолженности по налогам предоставлялась по состоянию на 03.02.2020 и 01.03.2020, приказ об утверждении перечня получателей субсидий из областного бюджета на 2020 год № 393 был издан 25.02.2020,  соответствующий перечень получателей субсидии утвержден 16.03.2020, а соглашение о предоставлении субсидии Учреждения заключено 19.03.2020, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что как на момент предоставления спорных сведений учреждением, так и на момент заключения соответствующего соглашения, у учреждения отсутствовала задолженность, факт наличия которой был бы легализован соответствующими юридически значимыми действиями – сдачей декларации и установлением факта наличия задолженности налоговым органом.

Суд апелляционной инстанции по результатам проверки доводов апелляционной жалобы и повторного рассмотрения материалов дела не находит правовых и фактических оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

Доводы апелляционных жалоб о том, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка суммам переплат в бюджет и возможности ее зачета, подлежат отклонению судебной коллегией как необоснованные в отсутствие оснований и доказательств, для вывода о недобросовестных действиях учреждения.

Судом первой инстанции какой-либо недобросовестности со стороны лицея либо злоупотребления при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений.

Основания для предоставления субсидии проверены и установлены самим Министерством, исходя из имеющихся у него сведений; расчет размера субсидии произведен в соглашении и дополнении  к нему, счетной ошибки при этом не допущено, при этом судом обоснованно принято во внимание, что на дату рассмотрения заявления недоимка по налогам и сборам отсутствовала, напротив имелась переплата, в связи с чем последний имеет право на получение спорной субсидии.

Таким образом, судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, что на момент получения субсидии Учреждением были представлены достоверные сведения об отсутствии задолженности по уплате налогов и пени, в связи с чем, оснований для возврата полученной им субсидии не имеется.

При этом доводы апеллянтов о том, что у общества на 01.02.2020 имелась недоимка и просрочка в уплате налогов, отклоняются судебной коллегией, поскольку сами по себе не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.

В настоящем деле предоставление Министерством субсидии не связано с предоставлением недостоверных сведений самим учреждением, поскольку сведения о наличии либо отсутствии недоимки по налогам или страховым взносам устанавливаются налоговым органом на основании имеющихся у него сведений.

В суде первой инстанции установлено, что на 01.02.2020 у учреждения также имелась переплата по налогам и сборам.

При проверке документов учреждения на предоставлении субсидии, Министерство могло проверить указанные сведения, запросив их уполномоченного органа.

Довод апелляционной жалобы Счетной палаты Саратовской области о том, что директор ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук» был привлечен к административной ответственности за неуплату налогов и сборов, не имеет правового значения в рамках настоящего дела и не служит основанием для отмены судебного акта.

Кроме того, данный довод не был заявлен в суде первой инстанции, а в материалы дела не представлено постановление об административном правонарушении.

Ссылки заявителей на судебную практику по другим делам, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, так как суд рассматривает дело исходя из заявленных предмета и основания, с учетом конкретных обстоятельств, а также перечисленные судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, с учетом конкретных обстоятельств.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с правомерными выводами суда первой инстанции и направлены на их переоценку, в связи с чем они отклоняются судебной коллегией. Надлежащих доказательств или доводов, не выступающих предметом исследования при рассмотрении иска в суде первой инстанции, заявителем не приведено.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 марта 2022 года по делу № А57-17755/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Т.В. Волкова

Судьи                                                                                                           С.А. Жаткина

                                                                                                                      Л.Ю. Луева