ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-418/11 от 08.02.2011 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов                                                                                  Дело № А12-18473/2010

«14»февраля 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена «08» февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» февраля 2011 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

 судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,

при участии в заседании

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ–Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

на решение арбитражного суда Волгоградской области от «29» ноября 2010 года по делу № А12-18473/2010 (судья И.В.Кулик)

по заявлению ИП ФИО1, Волгоградская область, г. Волжский

к  ГУ–Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ

о признании решения незаконным

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась ИП ФИО1 с заявлением о признании незаконным решения № 37319 от 08 сентября 2010 года Филиала № 8 ГУ-Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в части отказа в выплате Индивидуальному предпринимателю ФИО1 пособия по беременности и родам в сумме 116 431, 38 рублей, об отказе в выплате части ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с февраля по июнь 2010 года включительно в сумме 55 799, 91 рублей; об отмене акта № 37319 камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию (ИП ФИО1) от 27.07.2010г.; о взыскании с Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 пособия по беременности и родам в сумме 116 431, 38 рублей (Сто шестнадцать тысяч четыреста тридцать один рубль 38 копеек) и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 55 700, 91 рублей (Пятьдесят пять тысяч семьсот рублей, 91 копейка) за период: февраль, апрель, май, июнь месяцы 2010 года; об обязании выплачивать индивидуальному предпринимателю ФИО1 пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в порядке и в сроки, соответствующие законодательству Российской Федерации.

    В  порядке ст.49 АПК РФ  предприниматель уточнила заявленные требования и просила  признать незаконным решение № 37319 от 08 сентября 2010 года филиала № 8 ГУ - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части отказа в выплате ИП ФИО1  пособия по беременности и родам в сумме 116 431, 38 рублей, а также обязать Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить пособие по беременности и родам в сумме 116 431, 38 рублей (сто шестнадцать тысяч четыреста тридцать один рубль 38 копеек), возложить на ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 рублей.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2010 года заявленные требования предпринимателя удовлетворены.

С вынесенным решением суда первой инстанции Государственное учреждение - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, ИП ФИО1 встала на учет в Филиале № 8 ГУ — Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в добровольном порядке по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 01 июля 2009 года (дата выдачи Уведомления о постановке на учет 04.08.2009 года).

16.07.2010 года ИП ФИО1 подала заявление с просьбой о выплате пособия по беременности и родам за период с 22 сентября 2009 года по 08 февраля 2010 года в сумме 116 341, 38 рублей.

Представлен листок нетрудоспособности серии ВУ 7418287, с периодом освобождения от работы с 22.09.2009 года по 08.02.2010 года.

Камеральной проверкой, проведенной специалистами Фонда социального страхования с 19.07.2010 года по 27.07.2010 года, при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, нарушений со стороны ИП ФИО1 не установлено, суммы, заявленные к уплате при наступлении страховых случаев не оспорены.

Результаты проверки подробно зафиксированы в акте камеральной проверки № 37319 от 27.07.2010 года, на основание которого 08.09.2010 ВРО ФСС (филиал № 8) принято решение № 37319 об отказе в выплате ИП ФИО1 пособия по беременности и родам в сумме 116 431, 38 рублей, а также в выплате ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 55 700, 91 рублей, выделена сумма в размере 9 713, 36 рублей на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за февраль, март, апрель, май, июнь 2010 года.

Причинами отказа в выплате пособия по беременности и родам в сумме 116 431, 38 рублей ИП ФИО1 послужил основной довод ВРО ФСС о том, что предприниматель не приобрела права на получение пособия по беременности и родам, поскольку страховой случай наступил по истечении 3 -х неполных месяцев уплаты страховых взносов.

Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что выводы учреждения об  отсутствии права на получение пособия по беременности и родам является необоснованным.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания судом бездействия должностного лица незаконным являются установленные судом несоответствие бездействия должностного лица закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предприниматель как работодатель является страхователем.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 и подпункту 7 пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона одним из видов социальных страховых случаев является беременность и роды, а соответствующим страховым обеспечением - пособие по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам является одним из видов пособий гражданам, имеющим детей (статья 3 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

В соответствии частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

Пунктом 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному страхованию" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

Согласно статье 3 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2002 N 144 (действовали до 1 января 2010 года, далее - Правила добровольной уплаты страховых взносов).

Пунктом 14 названных Правил предусмотрено, что выплата пособий по обязательному социальному страхованию индивидуальным предпринимателям начинает осуществляться при условии уплаты ими в течение 6 месяцев страховых взносов в Фонд.

Из части 4 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" также следует, что индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.

В соответствии с пунктом 3 Разъяснений от 18.04.2003 N 2 "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан...", утвержденных Постановлением Минтрудсоцразвития России и ФСС России от 18.04.2003 N 20/43, индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия, в том числе по беременности и родам, выплачиваются при наступлении документально подтвержденных страховых случаев в период уплаты страховых взносов в Фонд, но не ранее истечения шести месяцев их уплаты.

Таким образом, право на получение пособия по беременности и родам возникает у индивидуального предпринимателя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, при условии истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов.

Вывод учреждения  о том, что право на получение указанного страхового обеспечения возникает только при условии наступления страхового случая не ранее истечения шести месяцев с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя и уплаты им страховых взносов, со ссылкой на пункты 4.1 и 4.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС России от 09.03.2004 N 22, подлежит отклонению, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.

В силу пункта 4.1 указанной Инструкции за счет средств обязательного социального страхования осуществляются расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе, индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.

Пункт 4.2 этой Инструкции устанавливает перечень документов, на основании которых осуществляется выделение средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством таким индивидуальным предпринимателям. В этом перечне указаны письменное заявление страхователя, копии платежных поручений, подтверждающих уплату страховых взносов в Фонд на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в течение шести месяцев, предшествующих наступлению страхового случая и до момента обращения в Фонд, а также другие документы.

Вместе с тем названная Инструкция, на которую ссылается Отделение ФСС России, регулирует только порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования, а не условия назначения пособий.

При этом ни Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", ни Правилами добровольной уплаты страховых взносов не конкретизировано, какие именно шесть месяцев берутся в уплату страховых взносов.

Этими нормативными правовыми актами прямо не предусмотрено и такое основание для отказа в выплате пособия по беременности и родам, как наступление страхового случая (родов) до истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов.

Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что  на момент обращения предпринимателя в Фонд социального страхования - 16.07.2010 года страховые взносы уплачены предпринимателем в течение шести месяцев начиная с октября 2009 года по январь 2010 в полном объеме (за период с 01.07.2010 по 31.12.2009), что Учреждением не оспаривается.

Кроме того, суд считает, то обстоятельство, что на момент получения листка нетрудоспособности срок уплаты страховых взносов не составил 6 месяцев, не может препятствовать реализации страхователем гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному страхованию.

Таким образом, на момент обращения предпринимателя в Фонд социального страхования с заявлением о выплате пособия не имелось оснований для отказа в выплате пособия по беременности и родам.

Согласно расчету, представленному и индивидуальным предпринимателем, и Фондом, размер пособия по беременности и родам по листку нетрудоспособности № 7418287 серия ВУ с 22.09.2009 по 08.02.2010 составляет 116 тыс. 431 руб.38 коп., исходя из максимального размера заработка за каждый календарный месяц, установленного законодательством, а именно 25 390 руб. (среднедневной заработок - 846 руб.34 коп.)

Доказательств  недобросовестности предпринимателя, о преднамеренном создании ситуации, позволяющей неоправданно получить пособия по беременности и родам, в материалы дела не представлено.

Доводы регионального Отделения фонда социального страхования  о  представлении  предпринимателем неправильного расчета суммы пособия  не могут быть приняты во внимание, поскольку  фонд самостоятельно   не произвел  соответствующего  расчета и  не обосновал  завышение  суммы.

С учетом  изложенного,  основания для   отмены  судебного акта, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от «29» ноября 2010 года по делу № А12-18473/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через  Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий                                                                          С.А. Кузьмичев

    Судьи                                                                                                     Н.В. Луговской 

                                                                                                                    М.Г.Цуцкова