ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
26 июля 2010 года Дело № А06-835/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.
при участии в заседании представителей общества: Боязитовой Е.М., действующей на основании доверенности от 28 декабря 2009 г., выданной в порядке передоверия, нотариально удостоверенной (зарегистрированной в реестре за № 8405); регистрирующего органа: Кутьиной А.А., действующей на основании доверенности от 10 ноября 2009 г. № 40,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань) на решение арбитражного суда Астраханской области от 15 апреля 2010 года по делу № А06-835/2010 (судья Мирекина Е.И.)
по иску открытого акционерного общества «Южная телекоммуникационная компания» (г. Краснодар) в лице Астраханского филиала открытого акционерного общества «Южная телекоммуникационная компания» (г. Астрахань)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань),
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на созданный объект недвижимости
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Южная телекоммуникационная компания» в лице Астраханского филиала обратилось в арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на созданный объект недвижимости «Телефонная канализация» по адресу: Астраханская область, Володарский район, с. Тумак, от ЭАТС ТОС-120, расположенного по ул. Школьная № 10а, по улицам: Кирова, ул. Ленина, ул. Подгорная, ул. Школьная, ул. Спортивная, ул. Рабочая, ул. Боевая.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 15 апреля 2010 года заявленные ОАО «ЮТК» требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 04.12.2009 года № 05/026/2009-576 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - «телефонная канализация» по адресу Астраханская область, Володарский район, село Тумак, от ЭАТС ТОС - 120, расположенного по ул. Школьная, 10а, по улицам: ул. Кирова, ул. Ленина, ул. Подгорная, ул. Школьная, ул. Спортивная, ул. Советская, ул. Рабочая, ул. Боевая, и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - «телефонная канализация» по адресу Астраханская область, Володарский район, село Тумак, от ЭАТС ТОС - 120, расположенного по ул. Школьная, 10а, по улицам: ул. Кирова, ул. Ленина, ул. Подгорная, ул. Школьная, ул. Спортивная, ул. Советская, ул. Рабочая, ул. Боевая в установленный законом срок. С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в пользу ОАО «Южная телекоммуникационная компания» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
От ОАО «ЮТК» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение арбитражного суда Астраханской области без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, без удовлетворения.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований ст. 268 АПК РФ. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В судебном заседании 12 июля 2010 г. объявлен перерыв до 19 июля 2010 г. до 12 часов 30 минут.
Заслушав объяснения представителей регистрирующего органа и общества, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Податель апелляционной жалобы в качестве основания для отмены состоявшегося по делу решения указывает на то, что в соответствии со ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ право собственности на вновь созданное имущество регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а именно, на основании разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, документов, подтверждающих право на земельный участок.
По мнению заявителя апелляционной жалобы данное условие не было соблюдено. Не был представлен документ, подтверждающий право на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Астраханской области рассмотрел дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, обоснованно пришел к выводу о том, что отказ в регистрации права собственности на недвижимое имущество - «телефоннаую канализацию» по адресу Астраханская область, Володарский район, село Тумак, от ЭАТС ТОС - 120, расположенного по ул. Школьная, 10а, по улицам: ул. Кирова, ул. Ленина, ул. Подгорная, ул. Школьная, ул. Спортивная, ул. Советская, ул. Рабочая, ул. Боевая, является незаконным.
Как следует из материалов дела, 28 августа 2009 г. ОАО «ЮТК» обратилось Красноярский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (заявление зарегистрировано в книге учета входящих документов № 05/026/2009 за № 576). Согласно расписке от 28 августа 2009 г. на регистрацию были представлены заявление ОАО «ЮТК» от 28 августа 2009 г., платежное поручение на оплату госпошлины в сумме 7500 руб. № 1893 от 22 февраля 2008 г., нотариальные доверенности от 23 июля 2009 г. и от 07 августа 2009 г., кадастровый паспорт сооружения № 25565 от 22 июня 2009 г., справка № 40/19-373 от 30 июня 2009 г., акт согласования № 7 от 23 августа 2009 г., договор аренды № 07 от 26 марта 2007 г., постановление главы администрации № 155 от 26 марта 2007 г., приказ № 85 от 28 ноября 2006 г., разрешение на строительство от 25 мая 2009 г., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 14 июля 2009 г., выписку из ЕГРЮЛ от 03 августа 2009 г.
09 сентября 2009 г. Управление ФРС по Астраханской области приостановило государственную регистрацию по тем основаниям, что в соответствии с договором аренды земельный участок предоставлен ОАО «ЮТК» для строительства объекта нежвижимости, право на которое общество просит зарегистрировать, сроком на три месяца с 26 марта 2007 г. по 26 июня 2007 г., а разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датированы 2009 г. При таких обстоятельствах, регистрирующий орган счет объект самовольной постройкой, право собственности, на которую не подлежит регистрации.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации указано также на имеющиеся разночтения в документах.
06 ноября ОАО «ЮТК» обратилось с заявлением о представлении дополнительных документов, заявлением о возобновлении государственной регистрации( заявление зарегистрировано в книге учета входящих документов № 05/030/2009 за № 964).. Одновременно были устранены разночтения в ранее представленных документах и представлены на регистрацию кадастровый паспорт на объект недвижимости и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данное обстоятельство подтверждается распиской регистрирующего органа.
04 декабря 2009 г. ОАО «ЮТК» отказано в государственной регистрации права по тому основанию, что не были устранены недостатки, указанные регистрирующим органом при приостановлении регистрации, а именно, не представлены дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
ОАО «ЮТК», не согласившись с отказом в государственной регистрации, полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ОАО «ЮТК», пришел к выводу о том, что ОАО «ЮТК» в соответствии с проектной документацией построил линейно-кабельное сооружение: телефонную канализацию по адресу: Астраханская область, Володарский район, село Тумак, от ЭАТС ТОС-120, расположенного по ул. Школьная № 10 а, по улицам: ул. Кирова, ул. Ленина, ул. Подгорная, ул. Школьная, ул. Спортивная, ул. Советская, ул. Рабочая, ул. Боевая.
В силу статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи" сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявителем в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на регистрацию были представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности объекта - «телефонная канализация» по адресу Астраханская область, Володарский район, село Тумак, от ЭАТС ТОС - 120, расположенного по ул. Школьная, 10а, по улицам: ул. Кирова, ул. Ленина, ул. Подгорная, ул. Школьная, ул. Спортивная, ул. Советская, ул. Рабочая, ул. Боевая.
Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи определены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 68 (ред. от 10.03.2009), утвердившим Положение "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи".
Государственная регистрация прав производится в течение месяца со дня подачи заявления правообладателем, сторонами договора или уполномоченными им (ими) на то лицом при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона № 122-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 16 Закона № 122-ФЗ к заявлению прилагаются: документы о правах на недвижимое имущество; документ об уплате государственной пошлины; учредительные документы (или их нотариально удостоверенные копии) юридического лица; документ, удостоверяющий личность лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица; документ (или его нотариально удостоверенную копию), подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от его имени; технический паспорт ЛКС. (п. 12 Положения "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи").
Технический паспорт включает план ЛКС и иные характеристики объекта недвижимости и составляется по форме, приведенной в Приложении № 2 к Положению.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о регистрации прав № 122-ФЗ документальным подтверждением проведения государственной регистрации возникновения права является свидетельство о государственной регистрации прав, форма которого установлена Правилами ведения ЕГРПНИ.
Из п. 11 Положения следует, что в записи о государственной регистрации права на ЛКС должны, в частности, указываться: площадь или протяженность (длина) ЛКС; наименование субъектов РФ, на территории которых расположено ЛКС, если оно расположено на территории более одного субъекта РФ или регистрационного округа; доля (в процентном отношении) к общей протяженности (длине) ЛКС, приходящейся на территорию соответствующего субъекта РФ, если оно расположено на территории более одного субъекта РФ или регистрационного округа.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 1 ст. 2 Закона 122-ФЗ).
Представленный заявителем для государственной регистрации пакет документов, подтверждает факт создания обществом недвижимого имущества в соответствии с требованиями законодательства.
Суд первой инстанции дал оценку доводам регистрирующего органа в части отсутствия договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства объекта линейно-кабельного сооружения в 2009 годом, а также договора аренды земельного участка под объектом линейно-кабельного сооружения.
Регистрирующий орган не подтвердил своих доводов в той части, что объект является самовольным строением.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации - самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В свою очередь, при рассмотрении дела регистрирующий орган не подтвердил наличие обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации прав заявителя на спорный объект недвижимого имущества.
В соответствии с заявлением о регистрации регистрирующему органу были представлены Постановление главы администрации МО «Володарский район» Астраханской области № 155 от 26.03.2007 года «О предоставлении ОАО «ЮТК» земельного участка для строительства волоконно-оптической линии связи», договор аренды земельного участка № 7 от 26.03.2007 года сроком на три месяца для подземного сооружения кабельной канализации; разрешение отдела ЖКХ, архитектуры и капитального строительства администрации МО «Володарский район» на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Постановлением приемочной комиссии от 23.08.2006 года был утвержден акт № 7, разрешающий ввод в эксплуатацию объекта недвижимого имущества линейного сооружения в селе Тумак Володарского района, согласно которому начало работ по строительству кабельной канализации, прокладки кабелей магистральной и распределительной сетей связи было начато в 2004 году.
Постановление о предоставлении земельного участка ОАО «ЮТК» для строительства волоконно-оптической линии связи осуществлено в рамках статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что, наличие утвержденного в установленном законом порядке акта государственной приемочной комиссии, в силу положений стати 55 Градостроительного кодекса РФ, исключает возможность вывода о самовольности строительства, поскольку сам факт выдачи такого документа свидетельствует о подтверждении со стороны компетентного органа соответствия характеристик объекта нового строительства всем строительным нормам и правилам. Наличие данного акта и договора аренды земельного участка, предоставленного сроком на три месяца для строительства телефонной канализации, подтверждают создание объекта недвижимости на земельном участке, отведенном для целей строительства в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.
Доводы о самовольности строительства административного здания, в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены.
При таких обстоятельствах, заявителем были представлены необходимые для регистрации документы, перечень которых соответствует требованиям п. 12 Положения "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи". Оснований для отказа в государственной регистрации права у регистрирующего органа не имелось, на что правильно указано в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признавая действия государственного органа незаконными, в резолютивной части суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания осуществить государственную регистрацию за ОАО «Южная телекоммуникационная компания» права собственности на созданный объект недвижимости: «Телефонная канализация» по адресу: Астраханская область, Володарский район, с. Тумак, от ЭАТС ТОС-120, расположенный по ул. Школьная № 10а, по улицам: Кирова, ул. Ленина, ул. Подгорная, ул. Школьная, ул. Спортивная, ул. Рабочая, ул. Боевая.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным представленными в суд доказательствами.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 АПК РФ, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Суд первой инстанции правильно сослался на нормы материального права, регулирующие вопросы создания объекта недвижимости и его государственной регистрации.
Регистрирующим органом в апелляционной жалобе не приведено доводов, по которым податель апелляционной жалобы, считает выводы суда не соответствующими нормам действующего законодательства.
Апелляционная жалоба слово в слово повторяет доводы, изложенные в отзыве, представленном в суд первой инстанции (л.д. 39-41), которым суд первой инстанции дал оценку, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте.
Выводы суда не оспариваются регистрирующим органом, новых доказательств не представляется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 15 апреля 2010 года по делу № А06-835/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань) – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий Л.Б. Александрова
Судьи М.А. Акимова
Т.С. Борисова