ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А57-2590/2010
«15» июля 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена «13» июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен «15» июля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в заседании:
от прокуратуры Саратовской области – начальник отдела прокуратуры Саратовской области ФИО1 по служебному удостоверению,
от Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области - ФИО2, доверенность № 01-16/30 от 26.02.2010г.,
от Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области – ФИО2, доверенность № 190/01-35 от 15.12.2009г.,
от Муниципального учреждения Совет Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области - ФИО2, доверенность от 26.02.2010г.,
от Муниципального учреждения Администрации Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области - ФИО2, доверенность от 26.02.2010г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Саратовской муниципального района Саратовской области
на решение арбитражного суда Саратовской области от «05» мая 2010 года по делу
№ А57-2590/2010, принятое судьей Мещеряковой И.В.,
по заявлению заместителя прокурора Саратовской области
заинтересованные лица:
Собрание депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области,
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области,
Муниципальное учреждение Совет Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области,
Муниципальное учреждение Администрации Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области,
о признании недействительным соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заключенного 01.01.2010г. между Дубковским муниципальным образованием Саратовского муниципального района Саратовской области и Саратовским муниципальным районом Саратовской области
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратился заместитель прокурора Саратовской области с заявлением о признании недействительным соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заключенного 01.01.2010 года между Дубковским муниципальным образованием Саратовского муниципального района Саратовской области и Саратовским муниципальным районом Саратовской области.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 05.05.2010г. заявленные требования удовлетворены.
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, Муниципального учреждения Совет Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Муниципального учреждения Администрации Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Представитель прокуратуры Саратовской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01 января 2010 года между Дубковским муниципальным образованием Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Главы Дубковского муниципального образования и Главы Администрации Дубковского муниципального образования, с одной стороны, и Саратовским муниципальным районом Саратовской области в лице Главы Саратовского муниципального района и Главы Администрации Саратовского муниципального района, с другой стороны, было заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Предметом указанного соглашения явилась передача с 01.01.2010 года Саратовским муниципальным районом Дубковскому муниципальному образованию Саратовского муниципального района Саратовской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на землях населённых пунктов в границах Дубковского муниципального образования.
Заместитель прокурора Саратовской области, полагая, что данное Соглашение противоречит положениям Федерального закона № 131-ФЗ, затрагивает права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, сделал вывод о том, что муниципальные районы, наделенные федеральным законом отдельными государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данное полномочие органам местного самоуправления городских и сельских поселений.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ).
Статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ определен перечень вопросов местного значения муниципального района.
При этом полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесены к вопросам местного значения муниципального района, предусмотренным статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Из положений статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ следует:
- полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями (часть 1);
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2);
- отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Следовательно, полномочия муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, являются отдельными государственными полномочиями.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что муниципальные районы, наделенные федеральным законом отдельными государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут передавать данные полномочия органам местного самоуправления городских и сельских поселений.
Довод апелляционной жалобы о том, что положения статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ не содержат исчерпывающий перечень полномочий, определенных указанной статьей, не опровергает правильности выводов суда первой инстанции, поскольку основан на неверном толковании указанной статьи закона.
Указание в апелляционной жалобе о том, что в силу части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, поскольку данное положение распространяется только на полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14 и 15 Федерального закона № 131-ФЗ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанное положение закона следует применять во взаимосвязи с положениями статей 15, 19 Федерального закона № 131-ФЗ.
Таким образом, соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от 01.01.2010 года, заключено в нарушение требований действующего земельного законодательства и законодательства об организации местного самоуправления и затрагивает права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о неподведомственности спора арбитражному суду не принимается судом апелляционной инстанции как не соответствующий нормам арбитражного процессуального законодательства.
В силу пункта 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно статье 78 Федерального закона 131-ФЗ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, частью 2 статьи 27, статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 78 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания в арбитражном суде правовых актов органов местного самоуправления и указано на полномочия арбитражного суда по рассмотрению такой категории споров.
Спор, рассматриваемый по настоящему делу, носит экономический характер, поскольку связан с вопросом по распоряжению органами местного самоуправления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое прокурором Соглашение относится к категории ненормативных правовых актов, затрагивает права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от «05» мая 2010 года по делу
№ А57-2590/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Саратовской муниципального района Саратовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273, 275, 276 АПК РФ.
Председательствующий С.Г. Веряскина
Судьи Л.Б. Александрова
Т.С. Борисова