ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-13784/2019 |
28 февраля 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена – 26.02.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен – 28.02.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества «Легата»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2019 года по делу № А57-13784/2019 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Легата» (ОГРН: 1096451002603, ИНН: 6451425913, 410022, г. Саратов, дачный поселок Кумысная Поляна (Заводской Район)
заинтересованные лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ОГРН: 1056405504671, ИНН: 6455039436, 410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 11)
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Саратовской области
Комитет по градостроительству, архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН: 1036405012346, ИНН: 6450067310, 410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1)
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права.
при участии в судебном заседании:
от Дачного некоммерческого товарищества «Легата» - председатель правления Солонина Е.В., выписка из протокола, паспорт обозревался; Петрова Е.А. доверенность от 23.12.2019 (срок доверенности 1 год);
от Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Романычева Н.В., доверенность № 21 от 09.01.2020 (срок доверенности до 31.12.2020);
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Серебряков А.П., доверенность № 16 от 20.02.2019 (срок доверенности по 30.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество «Легата» (далее – заявитель, ДНТ «Легата») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Саратовской области) в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права от 19.04.2019, оформленного уведомлением от 19.04.2019 № 64-0-1-217/3002/2018-3096, 64/217/002/2018-3686, 64/217/002/2018-3685, 64/217/002/2018-3687, 64/217/002/2018-3688, 64/217/002/2018-3689, 64/217/002/2018-3690, 64/217/002/2018-3692, 64/217/002/2019-885 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области произвести действия по государственному кадастровому учёту раздела земельного участка площадью 22 738 кв.м., с кадастровым номером 64:48:020103:795, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, находящегося в собственности ДНТ "Легата" - на 7 новых земельных участков, образованных в границах земельного участка площадью 22 738 кв.м., с кадастровым номером 64:48:020103:795, согласно документам, предоставленным, ДНТ "Легата" с заявлениями:
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.12.2018 г. 64/217/002/2018-3685 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.12.2018 г. N 64-0-1-217/3002/2018-3096;
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.12.2018 г. N 64/217/002/2018-3686 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.12.2018 г. N 64-0-1-217/3002/2018-3096;
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.12.2018 г. N 64/217/002/2018-3687 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.12.2018 г. N 64-0-1-217/3002/2018-3096;
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.12.2018 г. N 64/217/002/2018-3688 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.12.2018 г. N 64-0-1-217/3002/2018-3096;
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.12.2018 г. N 64/217/002/2018-3689 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.12.2018 г. N 64-0-1-217/3002/2018-3096;
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.12.2018 г. N 64/217/002/2018-3690 и о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 28.12.2018 г. N 64-0-1-217/3002/2018-3096;
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28.12.2018 г.N 64/217/002/2018-3692;
- о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 15.03.2019 г. N 64/217/002/2019-885.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дачное некоммерческое товарищество «Легата» не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Комитет по градостроительству, архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 16.01.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 6382-р от 24.09.2010 Садоводческому некоммерческому товариществу «Кумысная поляна» в собственность предоставлен земельный участок площадью 134766 кв.м. для ведения садоводства (т. 1 л.д. 96).
Пунктом 2 распоряжения Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 6382-р от 24.09.2010 Садоводческому некоммерческому товариществу «Кумысная поляна» предписано обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Названный земельный участок Садоводческим некоммерческим товариществом «Кумысная поляна» поставлен на кадастровый учет 29.08.2011, кадастровый номер 64:48:020103:762, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства (т. 1 л.д. 97-106).
Впоследствии, на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.04.2013 (т. 1 л.д. 36-41) Садоводческим некоммерческим товариществом «Кумысная поляна» Дачному некоммерческому товариществу «Легата» был продан земельный участок площадью 22738 кв.м., с кадастровым номером: 64:48:020103:795, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: г. Саратов, СНТ «Кумысная поляна».
Таким образом, Дачному некоммерческому товариществу «Легата» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:48:020103:795, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, СНТ «Кумысная поляна», о чем в ЕГРН 29 апреля 2013 года внесена соответствующая регистрационная запись, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 31, 41).
24.05.2018 ДНТ «Легата» было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:48:020103:795 площадью 22738 кв.м. на семь земельных участков: первый - площадью 115703 кв.м., второй – площадью 1081 кв.м., третий – площадью 1082 кв.м., три земельных участка каждый площадью по 1200 кв.м., седьмой – площадью 1074 кв.м., что подтверждается протоколом общего собрания членов ДНТ «Легата» (т. 1 л.д. 49-52).
На основании данного решения были проведены землеустроительные работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 64:48:020103:795 площадью 22738 кв.м. на семь земельных участков.
28.12.2018 Дачное некоммерческое товарищество «Легата» обратилось в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права объектов недвижимости с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 7 земельных участков путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:020103:795, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Саратов, садоводческое некоммерческое товарищество "Кумысная поляна" (т. 1 л.д. 22-28).
В ходе проведения правовой экспертизы документов установлено, что в приложении представленного межевого плана от 27.12.2018, подготовленного кадастровым инженером Масловой О.А., отсутствуют документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
Уведомлением от 21.01.2019 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены (том 1 л.д. 16-18). Для устранения указанных причин приостановления заявителю было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для доработки межевого плана путем включения в состав межевого плана документов, определяющих (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании.
15.03.2019 в орган регистрации дополнительно представлены заявления ДНТ «Легата» вх. № № 64-0-1-217/3002/2019-801, 64/217/2019-885 (т. 1 л.д. 29-30) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на земельный участок, а также межевой план от 04.03.2019, подготовленный кадастровым инженером Масловой О.А. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием семи земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020103:795, расположенного по адресу: Саратовская обл., г. Саратов, садоводческое некоммерческое товарищество "Кумысная поляна".
Уведомлением от 19.03.2019, ДНТ «Легата» отказано в снятии приостановления (т. 1 л.д. 19).
Уведомлением от 19 апреля 2019 года, ДНТ «Легата» отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (т. 1 л.д. 12).
В качестве оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, Управление Росреестра по Саратовской области ссылается на пункт 7 части 2 статьи 14 Закона, в соответствии с которым необходимым документом для проведения государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке. Представленный межевой план от 04.03.2019, подготовленный кадастровым инженером Масловой О.А, по форме и содержанию не соответствует установленным Требованиям.
Также, в уведомлении от 19.04.2019 указано, что из части 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ следует, что при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Представленный межевой план подготовлен в связи с образованием 7 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:020103:795. В ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности дачного некоммерческого товарищества "Легата" на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020103:795. Таким образом, раздел земельного участка с кадастровым номером 64:48:020103:795 не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того сообщено, что согласно пункту 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 25 Требований вышеуказанные документы включаются в состав приложения межевого плана.
Из пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ следует, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Для устранения указанных причин приостановления, Управлением Росреестра по Саратовской области заявителю было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для доработки межевого плана согласно Закону и Требованиям.
Поскольку в течение срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, указанные в статье 26 Закона (статья 27 Закона), в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права отказано, в связи с чем, в адрес ДНТ «Легата» направлено Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 19.04.2019 (т. 1 л.д. 12-15).
Не согласившись с отказом Управления Росреестра по Саратовской области в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, ДНТ «Легата» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку проект межевания территории в составе представленных межевых планов отсутствовал и в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов недвижимого имущества, Управлением Росреестра по Саратовской области правомерно принято решение об отказе в совершении учетно-регистрационных действий в отношении указанных земельных участков. Данное решение принято уполномоченным должностным лицом, при наличии оснований для принятия таких решений в соответствии с требованиями Закона о регистрации недвижимости.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
- утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи (пункт 10 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Пунктом 11 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании:
- правоустанавливающего документа на исходный или измененный объект недвижимости, если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из оспариваемого отказа, одним из оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права явилось то, что земельные участки были образованы без утвержденного проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с п.п. 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
При этом, согласно пункту 4 статьи 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Таким образом, образование спорных земельных участков в силу пункта 4 ст. 11.4 ЗК РФ должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Однако, как правомерно установлено судом первой инстанции, проект межевания территории в составе представленных межевых планах отсутствовал.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости предоставления проекта межевания территории, не основаны на нормах закона.
Пункт 4 статьи 11.4 ЗК РФ является специальной нормой права, предусматривающей порядок раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Поскольку изначально, спорный земельный участок был предоставлен Садоводческому некоммерческому товариществу «Кумысная поляна» в собственность для ведения садоводства, следовательно, последующая его продажа не изменяет порядок раздела такого земельного участка.
Таким образом, раздел земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу, впоследствии приобретенного иным лицом не изменяет требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ о необходимости осуществления такого раздела в соответствии с проектом межевания территории.
Кроме того, требования к форме и порядку оформления межевого плана утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Требования).
Пунктом 22 Требований предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 25 Требований вышеуказанные документы включаются в состав приложения межевого плана.
В ходе проведения правовой экспертизы документов, Управлением Росреестра по Саратовской области установлено, что в приложении представленных межевых планах от 27.12.2018 и от 04.03.2019, подготовленных кадастровым инженером Масловой О.А., отсутствуют документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, а именно: утвержденный проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, в срок, установленный Управлением Росреестра по Саратовской области, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действий по государственному учету и государственной регистрации права, не устранены, проект межевания территории не предоставлен.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
19.04.2019 органом регистрации прав было принято решение об отказе в совершении учетно-регистрационных действий в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение об отказе в совершении учетно-регистрационных действий в отношении указанных земельных участков, было принято уполномоченным должностным лицом Управления - государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы, при наличии оснований для принятия таких решений в соответствии с требованиями Закона о регистрации недвижимости.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение о разделе спорного земельного участка принято на общем собрании членов ДНТ «Легата». Оспариваемый отказ нарушает право юридического лица на реализацию решения, принятого высшим органом управления – общим собранием членов товарищества.
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод заявителя, поскольку оспариваемый отказ не является препятствием к реализации права ДНТ «Легата» по распоряжению принадлежащим ему имуществом, вместе с тем процедура раздела земельного участка должна соответствовать требованиям действующего земельного законодательства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что отсутствует необходимость сохранения исходного земельного участка в измененных границах, суд апелляционной инстанции также считает необоснованными, поскольку в силу прямого указания закона, а именно пункта 4 статьи 11.4 ЗК РФ, земельный участок, предоставленный садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что требование о предоставлении проекта межевания земельного участка распространяется лишь на земельные участки, предоставленные, но не приобретенные по возмездным сделкам, отклоняется апелляционной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ДНТ «Легата» требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Дачного некоммерческого товарищества «Легата» удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах, при подаче апелляционной жалобы ДНТ «Легата» подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 24.12.2019 № 40 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ДНТ «Легата» следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 декабря 2019 года по делу № А57-13784/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить Дачному некоммерческому товариществу «Легата» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., уплаченную платежным поручением от 24.12.2019 № 40. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий В.В. Землянникова
Судьи Е.В. Пузина
А.В. Смирников