ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-35969/2021 |
03 июня 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2022 года по делу № А12-35969/2021
по заявлению открытого акционерного общества «Урюпинский элеватор» (ОГРН 1023405762599, ИНН 3438000345, 403112, Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Штеменко, д. 24)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (ОГРН 1043400851449, ИНН 3438006555, 403113, Волгоградская область, г. Урюпинск, пр. Ленина, д. 83)
об оспаривании ненормативного акта,
при участии в судебном заседании: представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Волгоградской области – Мельникова А.А., действующего на доверенности от 10.01.2022 № 24, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество «Урюпинский элеватор» (далее – ОАО «Урюпинский элеватор», общество, налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) от 14.07.2021 № 09-27/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление) от 02.09.2021 № 723 в части привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1200 руб. по пункту 1.5 требования от 15.04.2021 № 1087; применить смягчающие обстоятельства по штрафу по п. 1.1, 1.2., 1.3, 1.4, 1.6 и снизить размер штрафа более, чем в два раза.
Решением суда первой инстанции от 21 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО «Урюпинский элеватор» не согласилось с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области от 14.07.2021 № 09-27/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1200 руб. по пункту 1.5 требования от 15.04.2021 № 1087 и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в данной части отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт.
Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 05.05.2022, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
ОАО «Урюпинский элеватор» заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Поскольку в порядке апелляционного производства ОАО «Урюпинский элеватор» обжалуется только часть решения, при этом лица, участвующие в деле, возражений против этого не заявили и на пересмотре судебного акта в полном объеме не настаивали, суд апелляционной инстанции в силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителя налоговой инспекции, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки ОАО «Урюпинский элеватор» в соответствии со статьёй 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) с целью истребования у проверяемого лица документов, необходимых для проверки Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области в адрес налогоплательщика выставлено и направлено по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) требование о представлении документов (информации) от 15.04.2021 № 1087.
Данное требование получено заявителем 23.04.2021.
Срок предоставления документов, установленный статьёй 93 НК РФ с учетом Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года», а также статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), истекал в 24 часа 00 минут 17.05.2021.
17 мая 2021 года ОАО «Урюпинский элеватор» представило документы, поименованные в требовании о представлении документов (информации) от 15.04.2021 № 1087 не в полном объеме.
Обществом не представлены документы, поименованные в пунктах 1.1-1.6 требования, а именно: проектная документация, смета на строительство объекта капитального строительства 440/17 СМ раздел 11 в количестве 1 шт., проектная документация. Требования по обеспечению безопасной эксплуатации 440/17 ТБ3 раздел 122 в количестве 1 шт., проектная документация, пояснительная записка 440/17 ПЗ раздел 1 в количестве 1 шт., на техническое перевооружение опасного производственного объекта элеватор (рег. номер А39-01217-0001) устройство автоприема на 1 проезд с установкой механического подъемника грузоподъемностью 80т с длиной платформы 22м с навесом, а также установкой трех цепных скребковых транспортеров и удлинением ленточного транспортера на 5 м на территории ОАО «Урюпинский элеватор» по адресу: Волгоградская область, г. Урюпинск, ул. Штеменко, 24. Раздел 1 «Технические решения»16-ТХ в количестве 1 шт., документы, направляемые в Нижне–Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов ОПО ОАО «Урюпинский элеватор» в количестве 12 шт., проектная документация, сведения об инженерном оборудовании о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий содержание технологических решений 440/17 ИОС7 раздел 5 подраздел 5.7, альбом 5.7.1 в количестве 1 шт.
Всего заявителем не были представлены копии 17 истребованных налоговым органом документов.
28 мая 2021 года Инспекцией составлен акт № 09-27/1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
ОАО «Урюпинский элеватор», не согласившись с данным нарушением, представило письменные возражения на акт от 28.05.2021 № 09-27/1, а также ходатайство о применении смягчающих ответственность обстоятельств.
По результатам рассмотрения акта от 28.05.2021 № 09-27/1 и иных материалов, Инспекцией вынесено решение от 14.07.2021 № 09-27/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1 700 руб., размер штрафа определён налоговым органом с учётом обстоятельств, смягчающих ответственность.
ОАО «Урюпинский элеватор», не согласившись с решением Инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган – УФНС России по Волгоградской области.
Решением УФНС по Волгоградской области от 02.09.2021 № 723 жалоба ОАО «Урюпинский элеватор» оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области от 14.07.2021 № 09-27/1, решение УФНС России по Волгоградской области от 02.09.2021 № 723 являются незаконными в части привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по статье 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1200 руб. по пункту 1.5 требования от 15.04.2021 № 1087, нарушают его права и законные интересы, ОАО «Урюпинский элеватор» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе и в рассматриваемой части.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из требования от 15.04.2021 № 1087, пунктом 1.5 данного требования Обществу предписано представить в течении 10 дней со дня получения требования документы, направляемые в Нижнее–Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов ОПО ОАО «Урюпинский элеватор» за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
По пункту 1.5 требования о предоставлении документов (информации) от 15.04.2021 № 1087 ОАО «Урюпинский элеватор» представлены копии свидетельства о регистрации опасных производственных объектов.
В связи с непредставлением документов по пункту 1.5 требования, налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1200 руб. (с учетом уменьшения суммы штрафа в 2 раза в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В силу пункта 4 статьи 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлено, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Объективной стороной налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Из санкции пункта 1 статьи 126 НК РФ следует, что в диспозиции данной нормы под иными сведениями подразумевается документированная информация, то есть сведения, содержащиеся в определенных документах.
Из содержания норм статей 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами (документы должны быть у последнего в наличии) и представил их не в установленный срок либо уклонялся от представления документов.
Как следует из материалов дела, органом контроля в ходе проверки было установлено, что в 2018 году ОАО «Урюпинский элеватор» произвело техническое перевооружение опасного производственного объекта элеватор, зарегистрированный в реестре опасных производственных объектов за № А39-01217-0001 с установкой сушильно – очистительного комплекса. Сушильно – очистительный комплекс представляет собой две линии на базе зерносушилок СП – 130 оборудование каждой линии увязано между собой по производительности и образует единую поточную технологическую цепочку.
ОАО «Урюпинский элеватор» все оборудование единого сушильно–очистительного комплекса поставило на учет как отдельные основные средства и включило в категорию движимого имущества.
Как указывает Инспекция, копии документов, поименованных в требовании о представлении документов (информации) от 15.04.2021 № 1087 были необходимы для проверки полноты формирования налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций и проведения технической экспертизы, с целью установления правомерности либо неправомерности отнесения налогоплательщиком спорного имущества к движимому. Полученные от налогоплательщика с письмом от 02.06.2021 №579КТ документы, были переданы Инспекцией 08.06.2021 на экспертизу в ООО «Федерацию Экспертов Саратовской области».
Как указано выше, пунктом 1.5 требования от 15.04.2021 № 1087 Обществу предписано представить в течении 10 дней со дня получения требования документы, направляемые в Нижнее–Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов ОПО ОАО «Урюпинский элеватор» за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
По пункту 1.5 требования о предоставлении документов (информации) от 15.04.2021 № 1087 ОАО «Урюпинский элеватор» представлены копии свидетельства о регистрации опасных производственных объектов.
Таким образом, налоговым органом истребовались документы - направляемые в Нижнее-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов ОПО ОАО «Урюпинский элеватор», а не свидетельства, полученные по результатам рассмотрения данных документов.
В соответствии с пунктами 18, 19, 21 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2017 №45502):
- основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями настоящего Регламента;
- заявление о регистрации ОПО в Реестре, внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, исключении ОПО из Реестра;
- для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению следующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра:
1) сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах);
2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;
4) текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).
Согласно свидетельствам о регистрации:
- № А39-01217, выданного 24.01.2017, ОАО «Урюпинский элеватор» зарегистрировано 8 опасных производственных объектов;
- № А39-01217, выданного 23.01.2019, ОАО «Урюпинский элеватор» зарегистрировано 4 опасных производственных объектов.
Таким образом, как верно указал суд, Общество предоставило в Нижне–Волжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для регистрации полный пакет документов на каждый опасный производственный объект в 2017 году на 8 объектов, в 2019 году на 4 объекта (заявление, сведения, характеризующие опасный производственный объект и т.д.).
Довод Общества, изложенный в жалобе, о том, что спорное требование не содержит наименования, реквизитов документов, сумма штрафа исчислена неверно, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В связи с тем, что необходимые документы не были представлены и налоговому органу не могло быть достоверно известно, какие именно документы и с какими реквизитами были представлены Обществом в Нижнее-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов ОПО ОАО «Урюпинский элеватор», размер штрафа правомерно определен Инспекцией по количеству зарегистрированных за заявителем опасных производственных объектов (12 шт.).
Такой подход не нарушает прав налогоплательщика, поскольку фактически в силу приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 в Нижнее-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов представлено большее количество документов.
Информация, указанная в спорном требовании о предоставлении документов (информации) (п. 1.5) содержит достаточно данных о документах, истребуемых налоговым органом, их период (с 01.01.2017 по 31.12.2019), наименование мероприятий налогового контроля (ВНП), а также иные известные налоговому органу реквизиты.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что Обществом надлежащих доказательств отсутствия либо невозможности выполнить требование налогового органа в части пункта 1.5, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.
Документы, указанные в пункте 1.5 требования о предоставлении документов (информации) от 15.04.2021 № 1087, имеют непосредственное отношение к его предпринимательской деятельности и целям выездной проверки, проводимой налоговым органом.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в рассматриваемой части.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонены.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в с соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 марта 2022 года по делу № А12-35969/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья | Ю.А. Комнатная |
Судьи | М.А. Акимова |
В.В. Землянникова |