ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-4707/08 от 12.08.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

==============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-9530/08-С30

15 августа 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «12» августа 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен «15» августа 2008 г.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Александровой Л.Б.

судей: Борисовой Т.С., Акимовой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Волгоградской области (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2008 г. по делу № А12-9530/08-С30 (судья Назаревская В.В.)

по заявлению ГУ «Урюпинское лесничество» (г. Урюпинск Волгоградской области)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (г. Волгоград)

о признании незаконным и отмене постановления № 6/09-08-ЛК о назначении административного наказания от 21 мая 2008 г.

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение «Урюпинское лесничество» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене постановления № 6/09-08-ЛК о назначении административного наказания от 21 мая 2008 г., в соответствии с которым ГУ «Урюпинское лесничество» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2008 года заявленные требования ГУ «Урюпинское лесничество» удовлетворены в полном объеме.

Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ГУ «Урюпинское лесничество» требований. Заявитель жалобы полагает, что Учреждение правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.32 КоАП РФ. Также, по мнению, заявителя жалобы, государственный инспектор Росприроднадзора имеет соответствующие полномочия на рассмотрение дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ.

ГУ «Урюпинское лесничество» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления №№ 98768, 98769. Почтовое отправление № 98768 вручено ГУ «Урюпинское лесничество» 28 июля 2008 г., почтовое отправление № 98769 вручено административному органу 30 июля 2008 г. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя апелляционной жалобы и представителя административного органа, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Учреждения и административного органа, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08 мая 2008 года ведущим специалистом отдела надзора в сфере лесного хозяйства, землепользования, ООПТ и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Волгоградской области ФИО1 на основании приказа № 93 от 08 апреля 2008 г. и приказа № 119 от 28 апреля 2008 г. была проведена внеплановая проверка ГУ «Урюпинское лесничество» по вопросам выполнения требований Правил пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда в границах Урюпинского и Новониколаевского районов.

В ходе проверки установлено, что «Урюпинский лесхоз», правопреемником которого является ГУ «Урюпинское лесничество»:

- в октябре-ноябре 2006 г. в кварталах 4, 10 и 11 Урюпинского лесничества проводилась ГУ «Урюпинский лесхоз» рубка лесных насаждений на основании лесорубочного билета № 26 от 07.06.2006 г. (в полосе отвода линии электропередач ВЛ-10кВ № 57 от ПС 110/35/10 «Урюпинская» в сторону х. Котовского) на основании договора подряда № 214/731 от 31.07.2006 г. с филиалом производственного отделения «Урюпинские электрические сети» ОАО «Волгоградэнерго» и не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины, а срубленные и оставленные на местах рубок деревья на период пожароопасного сезона не очищены от сучьев и не уложены плотно на землю;

- заготовленная древесина, оставленная на местах рубок на период пожароопасного сезона, не была собрана в штабеля или поленницы и не была окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

ГУ «Урюпинское лесничество» допущены нарушения ст.ст. 51, 52, 53 и 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 37 и 38 ФЗ «О пожарной безопасности от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ; пунктов 1, 16, 21, 34, 35 и 38 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417).

По результатам проверки 08 мая 2008 года был оставлен акт № 6/12-08ЛК проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

08 мая 2008 года государственным инспектором ФИО1 в отношении ГУ «Урюпинское лесничество» был составлен протокол об административном правонарушении № 6/9-08ЛК.

21 мая 2008 года заместителем главного государственного инспектора Волгоградской области по надзору в сфере природопользования и охраны среды ФИО2 было принято постановление № 6/09-08-ЛК о назначении административного наказания, в соответствии с которым ГУ «Урюпинское лесничество» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме двадцать тысяч рублей.

Полагая, что указанное постановление является незаконным и что оно затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ГУ «Урюпинское лесничество» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные ГУ «Урюпинское лесничество» требования, пришел к выводу о том, что действующим законодательством должностные лица Росприроднадзора не наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с положениями главы 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают:

- органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда (ч. 1 ст. 23.24);

- органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 23.34).

Согласно статье 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 названного Кодекса, рассматривают органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394, государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, вправе:

1) главный государственный лесной инспектор Российской Федерации, его заместители;

2) главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации, их заместители;

3) старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации, их заместители;

4) старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках, их заместители;

5) государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках.

В соответствии с пунктом 6 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № 394, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, одновременно по должности являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главным государственным лесным инспектором Российской Федерации;

б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора, - заместителями главного государственного лесного инспектора Российской Федерации;

в) заместители начальника управления, начальники отделов и заместители начальников отделов управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора, - старшими государственными лесными инспекторами Российской Федерации;

г) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "в" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора, - заместителями старших государственных лесных инспекторов Российской Федерации;

д) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – главными государственными лесными инспекторами в субъектах Российской Федерации;

е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора, - заместителями главных государственных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации;

ж) начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора, - старшими государственными лесными инспекторами в лесничествах и лесопарках;

з) заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора, - заместителями старших государственных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках;

и) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпунктах "ж" и "з" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора, - государственными лесными инспекторами в лесничествах и лесопарках.

При таких обстоятельствах заместитель начальника Управления Росприроднадзора по Волгоградской области ФИО2, являясь одновременно по должности заместителем главного государственного лесного инспектора в Волгоградской области, обладает полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 КоАП РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что факт совершения ГУ «Урюпинское лесничество» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его вина подтверждены материалами дела.

Актом проверки № 6/12-08ЛК от 08 мая 2008 г. и протоколом № 6/9-08ЛК от 08 мая 2008 г. зафиксирован факт нарушения ГУ «Урюпинское лесничество» ст.ст. 51, 52, 53 и 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 37 и 38 ФЗ «О пожарной безопасности от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ; пунктов 1, 16, 21, 34, 35 и 38 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417), выразившейся в том, что в полосе отвода линии электропередач в кварталах 4, 10 и 11 Урюпинского участкового лесничества, находится древесный хлам в виде порубочных остатков. Согласно названным нормам при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах, не повлекшие уничтожение или повреждение лесов.

В данном случае бездействие ГУ «Урюпинское лесничество», выразившееся в несоблюдении Правил пожарной безопасности в лесах по очистке места рубки от порубочных остатков, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Административное правонарушение выявлено административным органом 08 мая 2008 г. При таких обстоятельствах ГУ «Урюпинское лесничество» привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.

В силу прямого указания части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.

Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении административным органом процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области дела об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не усмотрено.

Внеплановая проверка ГУ «Урюпинское лесничество» проведена уполномоченным лицом при участии представителя ГУ «Урюпинское лесничество» ФИО3 Законный представитель ГУ «Урюпинское лесничество» директор ФИО4 с данным актом ознакомлен, о чем имеется его роспись. Протокол об административном правонарушении составлен при участии законного представителя юридического лица ФИО4, указанному лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьями 24.1-24.4, 25.1 и 30.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, также ему вручена копия протокола. Дело об административном правонарушении рассмотрено 21 мая 2008 г. в отсутствие ГУ «Урюпинское лесничество», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем имеется роспись законного представителя Учреждения в протоколе об административном правонарушении.

Ни в ходе проведения проверки, ни в ходе составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, законный представитель не воспользовался своим правом давать объяснения по существу предъявленных обвинений. Факт совершения вменяемого административного правонарушения Учреждением не оспорен.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у арбитражного суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований заявителя и признания оспариваемого постановления Управления Росприроднадзора по Волгоградской области незаконным и его отмены.

При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2008 года подлежит отмене. В удовлетворении заявления ГУ «Урюпинское лесничество» о признании незаконным и отмене постановления № 6/09-08-ЛК о назначении административного наказания от 21 мая 2008 г. следует отказать.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 июня 2008 года по делу № А12-9530/08-С30 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления ГУ «Урюпинское лесничество» (г. Урюпинск Волгоградской области) о признании незаконным и отмене постановления № 6/09-08-ЛК о назначении административного наказания от 21 мая 2008 г. отказать.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий Л.Б. Александрова

Судьи Т.С. Борисова

М.А. Акимова