ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-4903/2022 от 04.07.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-35971/2021

06 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 04.07.2022 года.

Полный текст постановления изготовлен – 06.07.2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Новый город»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2022 года по делу №А12-35971/2021 (судья Лесных Е.А.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новый город» (400011, <...>/4, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Управлению «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда (400074, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

о признании недействительным предписания,

при участии в судебном заседании:

участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Новый город» (далее – ООО «Новый город», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления «Жилищная инспекция Волгограда» Администрации Волгограда (далее – Управление) № 2716-р от 30.08.2021.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2022 года ООО «Новый город» отказано в удовлетворении заявленных требований.

ООО «Новый город» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 31.05.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции  проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина, проживающего в доме № 2 по ул. Запорожская, распоряжением Управления от 27.08.2021 № 2716-р «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица»  в отношении ООО «Новый город» проведена внеплановая документарная проверка по вопросу обоснованности начисления платы за жилищные услуги потребителям многоквартирного дома № 2 по ул. Запарожская.

По результатам проведения данной проверки составлен акт от 30.08.2021 № 2716-Р (т. 1 л.д. 22-26).

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение пункта 59 (1), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), Обществом произведен расчет платы по коммунальной услуге за отопление потребителям МКД за октябрь 2020 года, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, вместо начисления платы по коммунальной услуге за отопление потребителям МКД за октябрь 2020 года исходя из среднесуточного объема потребления тепловой энергии.

По результатам проверки, 30 августа 2021 года Управлением ООО «Новый город»  выдано предписание № 2716-р, согласно которому в срок до 08 ноября 2021 года Обществу необходимо произвести перерасчет (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД за октябрь 2020 года, исходя из среднесуточного (среднемесячного) объема потребления тепловой энергии (т. 1 л.д. 20-21). 

Считая, вынесенное предписание незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что в проверяемый период ООО «Новый город» осуществляло управление многоквартирным домом № 2 по ул. Запорожская, г. Волгоград по договору управления МКД от 16.08.2017, заключенному по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного администрацией Советского района г. Волгограда (протокол от 16.08.2017).

Общество также являлось  исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме № 2 по ул. Запорожская, г. Волгоград.

МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета  тепловой энергии (группа учета: отопление), (далее – ОДПУ ТЭ), что подтверждается актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии после ремонта с 01.11.2019 по 15.10.2020.

Порядок оказания коммунальных услуг, расчета размера платы за коммунальные услуги регламентируется Правилами № 354.

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

С 01.08.2015 начисление платы по услуге отопления производится в соответствии с Правилами № 354, исходя из оплаты только в течение отопительного периода.

С 01.01.2019 согласно Правилам № 354 многоквартирные дома, которые оборудованы коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общеквартирным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с пунктами 42(1) и 43 Правил № 354 (формула 3 и 3(6) приложения №2 к Правилам №354), а именно исходя из показаний ОДПУ ТЭ с учетом площади жилых, нежилых помещений многоквартирного дома и помещений общедомового имущества многоквартирного дома.

На основании вышеуказанных формул приложения №2 к Правилам №354 потребители в жилых и нежилых помещениях оплачивают коммунальную услугу по отоплению соразмерно своей общей (жилой и нежилой) площади, принадлежащей на праве собственности в многоквартирном доме.

ООО «Новый город» представлены сведения о том, что ОДПУ ТЭ вышел из строя, о чем свидетельствует акт дефектации от 24.02.2020, выявлена неисправность расходометров.

В соответствии с пунктом 86 Правил № 354, при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении.

На основании пункта 59 (1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев, начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В случаях, предусмотренных пунктом 59 (1) Правил № 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.

В соответствии с пунктом 60 (1) Правил № 354, по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42 (1) настоящих Правил.

Акт ввода в эксплуатацию ОППУ ТЭ в октябре 2020 года после ремонта в Управление  не представлен.

В ходе проверки Управлением установлено, что начислением платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД за октябрь 2020 года произведено исходя из норматива потребления, что подтверждается платежным документом потребителя квартиры № 7 МКД за октябрь 2020 года.

Согласно сведениям, представленным ООО «Новый город» следует, что начисление платы по коммунальной услуге отопление потребителям МКД производилось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за периоды с 24.02.2020 по 23.03.2020, с 24.03.2020 по 23.04.2020, с 24.04.2020 по 30.04.2020.

Постановлением администрации Волгограда  от 02.10.2020 № 961 «О начале отопительного сезона» отопительный сезон в г. Волгоград начат с 12.10.2020.

В связи с чем, начисление платы по коммунальной услуге отопление потребителям МКД за октябрь 2020 года должно быть произведено исходя из среднемесячного объема коммунального ресурса, т.к. не был выбран среднемесячный объем в соответствии с п. 59(1) Правил № 354.

Таким образом, ООО «Новый город» потребителям МКД в платежном документе за октябрь 2020 года произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с нарушением  требований пункта 59(1) Правил № 354.

В связи с выявленными нарушениями, по результатам проверки в отношении Общества выдано предписание № 2716-р от 30.08.2021 с требованием до 08.11.2021 во исполнение пункта 59(1) Правил № 354 произвести перерасчет платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД за октябрь 2020 года исходя из среднесуточного (среднемесячного) объема потребленной тепловой энергии.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что до 10.11.2020 деятельность по управлению спорным МКД осуществляло ООО «Новый город», до исключения из реестра лицензий указанная организация вправе выставлять платежные документы и получать плату за жилищно-коммунальные услуги.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности выводов административного органа о том, что ООО «Новый город» за октябрь 2020 произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с нарушением  требований пункта 59(1) Правил № 354.

Оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.

Судебная коллегия отмечает, что отсутствие указания на конкретный способ исполнения предписания не свидетельствует о неисполнимости и его незаконности. Контролирующий орган указал в предписании свое требование, подлежащее выполнению в целях устранения допущенных нарушений законодательства. Способ исполнения выданного предписания заявитель должен определить самостоятельно в соответствии с возложенными на него обязанностями законодательством в области осуществления жилищно-коммунальных услуг.

Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

С учетом изложенного предписание инспекции обоснованно признано судом первой инстанции законным.

Доводы ООО «Новый город», приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба ООО «Новый город» удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2022 года по делу №А12-35971/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                     В.В. Землянникова

Судьи                                                                                                      Ю.А. Комнатная

                                                                                                                 С.М. Степура