ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А06-1346/2010
«26» июля 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена «20» июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен «26» июля 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола председательствующим по делу
при участии в заседании представителя ИП ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от «14» мая 2010 года по делу № А06-1346/2010 (судья О.И. Камаева)
по заявлению ИП ФИО1, г. Астрахань
к ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилась ИП ФИО1 с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани №891 от 05.06.2009 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость за март 2006 года в сумме 404.125 руб.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 14 мая 2010 года, заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани № 891 от 05.06.2009г. об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 404.125 руб. признано недействительным
С вынесенным решением суда первой инстанции не согласилась ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 26.12.2008г. индивидуальный предприниматель ФИО1 предъявила уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2006 года. Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежащих вычету составила 404.125руб., в том числе предъявленная подрядными организациями при проведении капитального строительства - 183.051 рубля.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2006 года, представленную индивидуальным предпринимателем ФИО1 26.12.2008г. По результатам проверки принято решение № 891 от 05.06.2009г., которым отказано ФИО1 в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 404.125 руб.
Не согласившись с вынесенными решением № 891 от 05.06.2009г, предприниматель обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал на то, что инспекцией нарушено установленное налоговое законодательство в части несоответствия решения требованиям статьи 101 НК РФ относительно мотивировки акта и наличие права на налоговые вычеты.
Данный вывод суда первой инстанции, судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
По факту признания недействительным решения об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.
Статьей 101 Кодекса предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и по выездной проверке.
С учетом изменений, внесенных в статью 101 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, рассмотрение материалов проверки, возражений налогоплательщика (в случае их представления) и принятие по ним решения, представляет собой единую процедуру, в ходе которой, лицо, осуществляющее рассмотрение, устанавливает определенные обстоятельства, а именно: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (пункт 5 статьи 101 НК РФ). Данная процедура завершается вынесением решения по результатам рассмотрения материалов проверки (пункт 7 статьи 101 НК РФ). При этом согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются, в том числе, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту и результаты проверки этих доводов.
В пункте 7 статьи 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
На основании пункта 8 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Отсутствие в акте проверки и в решении налогового органа ссылок на конкретные доказательства, подтверждающие содержащееся в них выводы, является существенным нарушением статей 100, 101 НК РФ, нарушает право налогоплательщика на защиту, о чем указано судом.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что в решении № 89187 от 05.06.2009г. отсутствует описание обстоятельств, установленных в ходе проверки, нет ссылок на документы и иные сведения, подтверждающие установленные обстоятельства, отсутствуют сведения о том приводились ли доводы налогоплательщика по результатам проверки, оценка этих доводов. Решение не мотивировано.
Арбитражным судом первой инстанции правильно указано на отсутствие в спорном решении изложения обстоятельств совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения и ссылки на документы, подтверждающие совершение этого правонарушения. Формальное перечисление цифровых данных из налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, и неясно каким образом установленных проверкой сумм неуплаты НДС арбитражным судом правомерно не признано надлежащим, как это предусмотрено пунктом 8 статьи 101 НК РФ, изложением обстоятельств совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о несоответствии обжалуемого решения налогового органа статьям 100, 101 НК РФ, что является основанием для признания состоявшегося решения недействительным.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно не согласился с доводами инспекции, по поводу того, что предприниматель утратил право на применение вычетов в связи с тем, что был заключен доверительный договор управления имуществом.
При проверке, представленных ИП ФИО1, копий документов (счетов-фактур, договоров) установлено, что в марте 2006г. в сумму налогового вычета предпринимателем включены суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) следующими контрагентами:
Между ИП ФИО1 и ООО «Электротехническая компания» был заключен договор строительного подряда № 400 от 20.02.2002. ООО «Электротехническая компания» выставило индивидуальному предпринимателю ФИО1 за выполненные работы по строительству торгового центра по ул. Бакинская, 39 счет-фактуру № РБ-0112049 от 05.01.2004 на сумму 176 073 843 рубля, в том числе НДС - 26 858 721,81, по которой в марте 2006 заявлено к вычету НДС в размере 297 457, 63 рублей, а также: ООО «Астрахань-Пейдж» ИНН <***> счет-фактуру № 00002917 от 31.03.2006 (за услуги) в размере 33 376, 64 рублей, в т.ч. НДС - 5 091, 35 рублей;
ОАО ЮТК ИНН <***> счет-фактуру № 1-30/1420871 от 31.03.2006 (за услуги) в размере 3 479, 65 рублей, в т.ч. НДС - 530, 79 рублей;
ОАО «Ростелеком» ИНН <***> счет-фактуру № 00053105.01008785-РТК от 31.03.2006 (за услуги) в размере 3 084, 67 рублей, в т.ч. НДС - 470, 54 рублей;
МУП г. Астрахани «Астрводоканал» ИНН <***> счет - фактуру № Счф-007446 от 27.03.2006 (за холодную воду) в размере 17 064, 24 рубля, в т.ч. НДС - 2 603, 02 рубля;
ООО ПСК «Строй-Лидер» ИНН <***> счет-фактуры № 00000052 и № 00000053 от 30.03.2006 (за ремонтные работы) в размере 50 000 рублей, в том числе НДС - 7 627, 12 рублей;
ЗАО «Астраханьрегионгаз» ИНН <***> счет-фактуры № Н-8887 и № У-8888 от 31.03.2006 (транспортировка газа) в размере 50 263, 22 рубля, в том числе НДС - 7 667, 27 рублей;
ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» ИНН <***> счет-фактуру № 1000001980 от 31.03.2006 (поставка электроэнергии) в размере 554 496, 71 рублей, в том числе НДС - 84 584, 24 рубля.
Из указанной суммы инспекция отказала в вычете 404.125 руб. по тем основаниям, что объект, с которым осуществлялись хозяйственные операции – «Торговый центр» находился в доверительном управлении, а при таких обстоятельствах учредитель доверительного управления утрачивает право на налоговые вычеты.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты, к которым пунктом 2 указанной статьи отнесены суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Частью 3 статьи 174.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в соответствии с договором доверительного управления имуществом предоставляется только доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами.
Как следует из материалов дела, между ИП ФИО1 и ООО УК «Торговый квартал» был заключен договор доверительного управления имуществом от 08.08.2005г., № 74/001 -05, в соответствии с которым ИП ФИО1 (учредитель управления) передала для доверительного управления ООО УК «Торговый квартал» (доверительный управляющий) недвижимое имущество нежилое помещение Торгового центра. Согласно сведениям Управления регистрационной службы по Астраханской области от 20.05.2009г. № 1035 запись о доверительном управлении погашена на основании соглашения о расторжении договора доверительного управления № 74/1 от 30.09.2006г.
Из представленных ИП ФИО1 документов за спорный период видно, что в книгу покупок 2006г. включены счета-фактуры предъявленные ООО «Электротехническая компания» за 2004 и 2006гг., ООО «Астрахань - Пейдж» за 2006г., ОАО ЮТК за 2006г., ООО УК «Торговый квартал» за 2005г.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» налогоплательщики налога на добавленную стоимость, указанные в части 2 настоящей статьи, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу настоящего Федерального закона, производят налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.
Следовательно, предприниматель не утратил право на применение вычетов и возмещения налога.
При этом следует учесть, что вычеты, заявленные в марте 2006г. по счетам - фактурам ООО «Электротехническая компания» по которым товары и работы приняты на учет в 2004г. не имеют отношения к хозяйственным операциям по доверительному управлению имуществом, возникшему позднее.
Кроме того, налоговый вычет представляется управляющему только по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), в соответствии с договором доверительного управления имуществом.
Из чего следует, что по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) не связанным с доверительным управлением имуществом представляется на общих основаниях.
Включение в состав расходов 2006г. коммунальных услуг могло быть связано с доверительным управлением при наличии соответствующего обоснования.
Вместе с тем, связи с несоблюдением налоговым органом требований статьи 101 НК РФ невозможно установить все счета фактуры, относимость счетов фактур по которым заявлены вычеты к доверительному управлению, как по сроку, так и по существу.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства дела полно исследованы судом, им дана надлежащая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для переоценки обстоятельств дела не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от «14» мая 2010 года по делу № А06-1346/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
М.Г. Цуцкова