ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-1344/2019 |
31 мая 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Горноводяновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 марта 2019 года по делу № А12-1344/2019 (судья Маслова И.И.)
по заявлению Администрации Горноводяновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление эксплуатации Волгоградского водохранилища» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным бездействия, возложении обязанности возместить причиненный ущерб,
при участии в судебном заседании: представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление эксплуатации Волгоградского водохранилища» - Галушка А. А., доверенность от 19.03.19 № 7/19.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Горноводяновского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области (далее- Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление эксплуатации Волгоградского водохранилища» (далее- ФГБУ «УЭВВ»), Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, в котором просит:
- признать незаконными бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление эксплуатации Волгоградского водохранилища», выразившиеся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия вод Волгоградского водохранилища, которое привело к берегообрушению в районе села Горноводяное и ликвидации его последствий;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление эксплуатации Волгоградского водохранилища» возместить Администрации Горноводяновского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области причиненный бездействиями ущерб в размере 5 136 102 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 марта 2019 года по делу № А12-1344/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.03.2018 межведомственной комиссией в состав которой входили представители МЧС и администрации поселения составлен акт обследования береговой полосы в селе Горноводяное на участке ул. Набережная.
Комиссией установлено, что в результате негативного воздействия вод Волгоградского водохранилища происходит интенсивное обрушение береговой полосы на участке протяженностью 200 м.
По результатам обследования комиссия пришла к выводу, что проведение берегоукрепительных работ на данном участке не целесообразно и не может рассматриваться как эффективное использование средств федерального бюджета. Обеспечение безопасности жизнедеятельности людей, проживающих в зоне обрушения, должно быть решено путём переселения жильцов в безопасную зону.
Аналогичные выводы отражены в актах комиссионного обследования указанного участка от 04.04.2014 и 30.03.2016, составленного с участием директора ФГУ «УЭВВ», представителями ГУ МЧС России по Волгоградской области, ГО и ЧС Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области и главой Горноводянского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области.
По результатам обследования было установлено, что участок обследования расположен на правом берегу Волгоградского водохранилище в границах Горноводянского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, расположенного в 52 км вверх по течению от Волжской ГЭС.
Администрация, полагая, что берегоукрепительные работы должны были производиться за счет средств бюджета ФГБУ «УЭВВ», обратилась в суд за признанием незаконным бездействия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.6 ч. 1 ст. 14 Закона №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из материалов дела следует, что Администрацией Горноводяновского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области не представлены подтверждения о направлении документов для участия в отборе государственной программе «Использование и охрана водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод на территории Волгоградской области», необходимых в силу п.6 ч. 1 ст. 14 Закона №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Специальные защитные мероприятия проводятся в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям Федерального агентства водных ресурсов отнесены в том числе: организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282); осуществление мероприятий по охране водоемов, полностью расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений (пункт 5.1.5); полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству (пункт 5.2); осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности (пункт 5.3); осуществление функций государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства (пункт 5.4); осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (пункт 5.6.1); разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 5.6.4); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (пункт 5.13).
В силу пунктов 1 - 3 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства России от 19.04.2012 № 350, установлено, что в 2012 году софинансирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 522.
Софинансирование капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений в 2012 году осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в 2012 году бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках реализации Программы согласно приложению № 10.
С 2013 года предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов согласно приложению № 11.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Порядок расходования и учета указанных в части 3 указанной статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление 13 отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее -Правила № 629).
Согласно пункту 2 Правил № 629 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия): осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт «б»); осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт «в»).
Пунктом 3 Правил № 629 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных в части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Доказательств выделения управлению субвенций из федерального бюджета на соответствующие мероприятия, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Администрации Горноводяновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области не подлежат удовлетворению.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Администрации Горноводяновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 марта 2019 года по делу № А12-1344/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи В.В. Землянникова
Ю.А. Комнатная